Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации (Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России
1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2 Цели, задачи и структура финансовой политики государства
1.3 Особенности финансовой политики в России
2. Анализ современного состояния финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Оценка современного состояния финансовой политики России
2.2 Проблемы реализации финансовой политики в России
3. Направления совершенствования финансовой политики государства
Основными направлениями современной налоговой политики России являются следующие:
- обеспечение бюджетной устойчивости путем формирования стабильной налоговой системы;
- поддержка инвестиций;
- повышение предпринимательской активности;
- развитие человеческого капитала.
Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов[13] и Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[14].
Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям;
- формирование условий для заинтересованности органов государственной власти субъектов РФ и местных органов власти в оценке и использовании налогового потенциала соответствующей территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий[15].
Таким образом, рассмотрев особенности финансовой политики РФ на современном этапе развития, необходимо заметить, что ее успешная реализация в первую очередь зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
2. Анализ современного состояния финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Оценка современного состояния финансовой политики России
Проведем оценку современного состояния финансовой политики РФ. В первую очередь, проведем анализ динамики ВВП России (рис.5).
Рис.5. Динамика ВВП России за 2015-2019 гг., млрд руб.[16]
Таким образом, анализ объема ВВП России за 2015-2019 годы имеет положительную тенденцию к росту, на 2019 год ВВП составил 110046,1 млрд рублей. Индекс физического объема относительно 2018 года составил 101,3%. Индекс-дефлятор ВВП за 4 квартал 2019 года по отношению к среднегодовым ценам 2018 года составил 103,8%.
Важно заметить, что во многом, ВВП зависит от политической и социальной обстановки в стране и на международной арене в целом. Большое значение имеют внешнеполитические и экономические связи государства, от степени сформированности и развитости внутреннего рынка.
Далее проведем анализ современного состояния государственного бюджета РФ в таблице 1.
Таблица 1
Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2016-2019 гг.,
млрд. руб.[17]
Виды доходов |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Нефтегазовые доходы |
13 460.0 |
15 088.9 |
19 454.4 |
20 188.8 |
Ненефтегазовые доходы, в т.ч. |
8 616.0 |
9 117.0 |
10 436.6 |
12 264.5 |
НДС (внутренний) |
2 657.4 |
3 069.9 |
3 574.6 |
4 257.8 |
Акцизы |
632.2 |
909.6 |
860.7 |
946.7 |
НДС на ввозимые товары |
1 913.6 |
2 067.2 |
2 442.1 |
2 837.4 |
Акцизы на ввозимые товары |
62.1 |
78,2 |
96,3 |
90,3 |
Таможенные пошлины |
563.9 |
583.2 |
673.0 |
716.9 |
Прочие |
2 295.8 |
1 646.5 |
1 794.2 |
2 230.4 |
Всего доходов |
13 460.0 |
15 088.9 |
19 454.4 |
20 188.8 |
Таким образом, доходы федерального бюджета каждый год увеличиваются, в результате взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, а также нефтегазовых доходов.
В таблице 2 представим расходы федерального бюджета РФ.
Таким образом, расходы с каждым годом также равномерно растут по всем направлениям. Отметим, что распределение расходной части бюджета осуществляется равномерно и достаточно стабильно, особое внимание уделяется социальной политике и национальной экономике. Это также говорит о выделении и направлении денежных средств на развитие большинства отраслей и социально-экономических проектов государства.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета РФ за 2016-2019 гг., млрд. руб.[18]
Виды расходов |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общегосударственные вопросы |
1 095.6 |
1162,4 |
1257,1 |
1363,5 |
Национальная оборона |
3775,3 |
2852,3 |
2827,0 |
2997,4 |
Национальная безопасность |
1898,7 |
1918,0 |
1971,6 |
2083,2 |
Национальная экономика |
2302,1 |
2460,1 |
2402,1 |
2827,1 |
ЖКХ |
72,2 |
119,5 |
148,8 |
282,2 |
Охрана окружающей среды |
63,1 |
92,4 |
116,0 |
197,6 |
Образование |
597,8 |
615,0 |
722,6 |
826,6 |
Культура |
87,3 |
89,7 |
94,9 |
122,4 |
Здравоохранение |
506,3 |
439,8 |
537,3 |
713,0 |
Социальная политика |
4588,5 |
4992,0 |
4581,8 |
4882,8 |
Физкультура и спорт |
59,6 |
96,1 |
64,0 |
81,4 |
СМИ |
76,6 |
83,2 |
88,4 |
103,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
621,3 |
709,2 |
806,0 |
730,8 |
Межбюджетные трансферты |
672,0 |
790,7 |
1095,4 |
1003,1 |
Всего расходов |
16416,4 |
16420,3 |
16,713,0 |
18214,5 |
Так, больше всего средств направлено в 2019 году на социальную политику – сумма расходов составила 4882,8 млрд руб., также на национальную экономику и национальную оборону выделяется 2827,1 и 2997,4 млрд рублей соответственно. Меньше всего средств из государственного бюджета выделяется на такие сферы деятельности, как средства массовой информации, а также на физическую культуру и спорт.
Важно заметить, что для финансовой политики важно проводить работу над бюджетной классификацией бюджетных расходов, а также рассмотреть перераспределение средств по расходным статьям. Недостаточный объем финансирования уделяется в России образовательной сфере, сфере здравоохранения, а также культурной сфере, что сказывается на их неполноценном функционировании, а именно это отражается низкому уровне образования в стране, на низком уровне здравоохранения, а также культуры и кинематографии в России.
На рис.6. продемонстрируем динамику доходной и расходной части государственного бюджета РФ.
Рис.6. Динамика доходов, расходов и дефицита (профицита бюджета) федерального бюджета РФ за 2016-2019гг., млрд. руб.[19]
Таким образом, проводя анализ доходов и расходов федерального бюджета, стоит отметить, что наблюдается дефицит бюджета в 2016-2017 годы, а в 2018 и 2019 году образовался профицит бюджета, что может быть связано новыми введениями бюджетного правила.
На рис.7 представим динамику внешнего долга России.
Рис.7. Объем государственного внешнего долга РФ за 2011-2020 гг., млн. долл.[20]
Согласно данным статистики Минфина России внешний долг России на начало 2020 года составляет 54 848.3 млн. долл. Проводя анализ динамики показателей внешнего долга РФ, стоит отметить, что наибольший объем государственного внешнего долга был замечен непосредственно в 2014 году и составил 55 794,2 млн. долл., что, в свою очередь, неблагоприятно сказалось на состоянии российской экономики.
В результате этого была замечена положительная динамика уменьшения объема внешнего долга с 2014 года вплоть до 2019 года включительно. Наименьшее значение внешнего долга составило 35 801.4 млн. долл. в 2012 году. Но, однако, в настоящее время объем внешнего долга России практически достигает отметки 2014 года и составляет 54 848,3 млн. долл. Это говорит непосредственно о высокой зависимости российской экономики от внешних займов, что, в свою очередь, выступает неблагоприятным явлением для экономики России.
Также важно заметить, что около 15-20% государственного внешнего долга составляет долг по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте. Важно заметить, что погашение государственного внешнего долга РФ оказывает огромное воздействие на экономику государства, так как несвоевременное проведение платежей влечет за собой не только начисление процентов за просроченные платежи, но и к нарушению авторитета государства на международном кредитном рынке.
Далее проведем анализ динамики государственного внутреннего долга РФ на рис.8.
Рис.8. Объем государственного внутреннего долга РФ за 2011-2020гг., млрд. руб. [21]
Так, на 2020 год объем внутреннего долга России составил 10 171,932 млрд. руб., и является наибольшим долгом с 2011 по 2020 годы. Так, по сравнению размер долга увеличился на 995,5 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом и почти на 7 231,5 млрд. руб. превышает значение 2011 года. Также отметим, что наименьшее значение внутреннего долга России приходится на 2011 год и составило 2 940.392 млрд. руб.
На рис.9 представим динамику инвестиционной активности в России.
Рис.9. Динамика инвестиционной активности, 2016-2019гг.[22]
Таким образом, увеличение инвестиций в основной капитал в 2019 году составило 0,6%, а в 2018 году оно составило 4,3%. Наряду с ухудшением настроений предпринимательской деятельности, существенным фактором замедления динамики капитальных вложений в 2019 году стало уменьшение размера бюджетных инвестиционных расходов (на 11,4 %), которое внесло негативный вклад в темп роста инвестиций в основной капитал (0,9%).
Рассматривая денежно-кредитную политику, как составляющую финансовой политики, стоит отметить, что Банк России в 2020 году понизил ключевую ставку до 5,5 %. Борьба с пандемией коронавируса негативно отразилась на экономической активности в России.
Поэтому ЦБ пересмотрел базовый сценарий прогноза и перешел в область мягкой денежно-кредитной политики. Заинтересованность зарубежных инвесторов во вложении капитала в РФ связывают с поддерживанием больших ставок ЦБ России.
Крупнейшими инвестирующими государства для России в 2019 году являются Сингапур (50,6%), Багамы (18%), Виргинские Острова (3,1%), Швейцария (5,7%), Франция (6,2%).
Инвестиции в основной капитал являются важным компонентом экономического роста, характеризуют инвестиционную привлекательность и деловой климат страны.
В 2017 году был зафиксирован перелом негативной тенденции, сложившейся после введения санкций в отношении российской экономики в 2014 году и проявившейся в трехлетней отрицательной динамике капиталовложений. Согласно данным Росстата, инвестиции в основной капитал в 2017 году выросли на 4,8%, в 2018 году - на 4,3%. В 2019 году положительная тенденция сохранилась, однако темпы прироста сократились (рис.10)[23].
Рис.10. Динамика инвестиций в основной капитал и ВВП за 2010-2019 гг.[24]
Таким образом, проводя анализ современного состояния финансовой политики РФ, стоит отметить, что в государственном бюджете РФ за последние два года наблюдается профицит бюджета. Профицитный бюджет способствует увеличению макроэкономической стабильности. Также наблюдается сокращение внешней задолженности России, что повышает репутацию Российской Федерации как надежного и добросовестного заемщика.