Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации (Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России
1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2 Цели, задачи и структура финансовой политики государства
1.3 Особенности финансовой политики в России
2. Анализ современного состояния финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Оценка современного состояния финансовой политики России
2.2 Проблемы реализации финансовой политики в России
3. Направления совершенствования финансовой политики государства
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российской экономики в государственном регулировании особую роль играет финансовая политика, без которой достаточно сложно представить экономически развитое государство. Именно такая политика выступает составляющей экономической политики и представляет собой систему взаимосвязанных бюджетных, налоговых и иных инструментов.
Финансовая политика государства нацелена непосредственно на улучшение уровня жизни граждан и формирование финансовых условий для социально-экономического развития общества. И особую необходимость в разработке такой политики государство и граждане ощутили в следствии пандемии короновирусной инфекции в 2020году. Ввиду этого, требуется разрабатывать и развивать общую концепцию, которая бы не противоречила действующему законодательству, для определения целей и задач, а также ее финансовый механизм.
Проблемам, связанным с развитием финансовой политики государства посвящено множество научных публикаций российских и зарубежных исследователей. Они также представлены в работах таких отечественных ученых, как К.С. Дроздова «Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы», А.А. Кулакова «Совершенствование налоговой политики в РФ», А.Л. Огурцов «Финансовая политика России в условиях нестабильности» и др.
Целью данного исследования является проведение анализа современного состояния финансовой политики Российской Федерации.
Задачами для достижения поставленной цели выступают:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой политики государства;
- определить цели, задачи и структуру финансовой политики государства;
- провести оценку современного состояния финансовой политики России;
- выявить проблемы реализации финансовой политики в России;
- предложить направления совершенствования финансовой политики государства.
Объект исследования – общественные отношения, лежащие в основе финансовой политики государства.
Предмет исследования – динамика показателей финансовой политики РФ.
В работе были использованы следующие методы исследования: экспертный метод, статистический методы, анализ, синтез.
Методологической и информационной базой исследования послужили: учебная литература, нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, периодические издания, электронные ресурсы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в рассмотрении современного состояния финансовой политики РФ и выявлении проблем ее функционирования.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографию.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, описаны объект и предмет исследования, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие и сущность финансовой политики государства; определяются цели, задачи и структура финансовой политики государства.
Во второй главе проводится оценка современного состояния финансовой политики России; выявляются проблемы реализации финансовой политики в России.
В третьей главе предлагаются направления совершенствования финансовой политики государства.
В заключении сформулированы краткие выводы и рекомендации.
1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики в России
1.1 Понятие и сущность финансовой политики государства
Проведем анализ подходов авторов к понятию «финансовая политика государства», представленные в научной экономической литературе.
Так, Г.Г. Чигарев понимает под финансовой политикой «мероприятия государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций»[1].
Более емкое понятие дает А.Л. Огурцов, в котором понимает под финансовой политикой «систему форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, финансовое законодательство, регулирование доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, управление денежным обращением, воздействие на курс национальной валюты, структура государственных доходов и расходов»[2].
А.Н. Трошин, в свою очередь, утверждает, что финансовая политика представляет собой «систему государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций». Автор считает, что она является самостоятельной сферой деятельности государства в сфере финансовых отношений[3].
А.В. Белов отмечает, что «финансовая политика как часть экономической политики государства, правительства, представляет собой курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты»[4].
Рассматривая сущность финансовой политики, стоит отметить, что государство выступает основным субъектом проводимой финансовой политики. Оно призвано разрабатывать стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, устанавливает тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Объектами финансовой политики государства можно назвать совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, которые образуют сферы и звенья финансовой системы государства.
Так, сущность финансовой политики государства проявляется в ее непосредственных функциях (рис.1).
Рис.1. Функции финансовой политики государства[5]
Сущность финансовой политики государства состоит в следующем:
- финансовая политика порождается экономическими отношениями (общество не свободно в выборе финансовой политики и исходит из своих возможностей и условий объективной реальности);
- финансовая политика нацелена на концентрирование финансовых ресурсов и решение настоящих задач;
- финансовая политика оказывает воздействие на экономику и социальное развитие общества. Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития этого общества.
Таким образом, проводя анализ подходов к понятию и сущности финансовой политики государства, можно дать ей следующее определение: «финансовая политика государства - это деятельность государства и предприятий, направленная на оптимальное использование финансов, предоставление соответствующих ресурсов для реализации государственной программы в области экономического и социального развития».
1.2 Цели, задачи и структура финансовой политики государства
Одной из главных целей финансовой политики государства выступает повышение качества жизни населения за счет оптимального распределения валового внутреннего продукта между секторами экономики, социальными группами и отдельными территориями.
Также финансовая политика государства преследует следующие важные цели[6]:
1. Политические – данные цели подразумевают под собой достижение конкретных целей во внешней и внутренней политике государства. Они заключаются в получении каких-либо политических преимуществ и выгод.
2.Экономические – данные цели состоят в стремлении достичь конкретных хозяйственных результатов, либо приобрести экономические преимущества по сравнению с другими субъектами хозяйствования.
3.Социальные – данные цели заключаются в финансовых решениях проблемах определенных классов и слоев населения, распределении и использовании социальных благ.
Задачи финансовой политики государства в основном направлены на (рис.2):
Рисунок 2 - Задачи финансовой политики государства[7]
По нашему мнению, в составе финансовой политики необходимо выделить два направления: бюджетно-налоговую политику и кредитно-денежную политику (рис. 3).
Под бюджетно-налоговой политикой понимается целенаправленная деятельность государства по использованию государственного бюджета для производства общественных благ, а также перераспределения доходов и стабилизации экономики в периоды инфляционных проявлений и безработицы. Так, хорошо продуманная такая политика будет способствовать росту инвестиционных возможностей государства, предпринимательской активности, а также повышению уровня социальной защищенности населения, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения государства.
Рис.3. Структура финансовой политики[8]
Под кредитно-денежной политикой, в свою очередь, понимается система государственных мероприятий в сфере денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста. Такая политика производится путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием[9].
Таким образом, основная цель финансовой политики государства заключается в полной мобилизации финансовых ресурсов и в повышении эффективности их использования для социально-экономического развития общества. Ее важнейшей составляющей является установление финансового механизма. К структуре финансовой политики государства можно отнести бюджетно-налоговую и кредитную политику.
1.3 Особенности финансовой политики в России
В современное время финансовая политика выступает составляющим элементом экономической политики России, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Так, финансовая политика РФ на сегодняшний день определена нормативными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[10], Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и др.
Так, стратегическая цель заключается в достижении уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В составе финансовой политики государства особое место отведено бюджетной политике, которая играет главную роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его населения.
Так, бюджетная система России состоит из 3 звеньев, представим их на рис.4.
Рис.4. Уровни бюджетной системы[11]
Государственный бюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов[12].
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики являются, в первую очередь, фискальные рычаги. Эффективность функционирования бюджетной политики Российской Федерации в существенной мере зависит от бюджетного потенциала, который характеризует возможность аккумулирования финансовых ресурсов в государственный бюджет.