Файл: Теории происхождения государства (Теоретические аспекты происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты происхождения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
1.2 Принципы формирования государства
Глава 2. Анализ происхождения государства
2.1 Основные теории происхождения государства
2.2 Марксисткая теория происхождения государства
Однако государство существовало не всегда. Раньше люди находились вне правовых норм и руководствовались своими обычаями. Существует много версий происхождения государства. Это связанно с тем, что у различных народов его формирование шло разными путями. Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. На сегодняшний день она популярна среди идеологов исламской религии и католической церкви. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства.
А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу. Богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей – все это дело Божьей премудрости, и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии».
Эта теория была популярна для оправдания неограниченной монархии. Однако эта теория построена в основном на вере и является недоказуемой. И не позволяет определить, как улучшить государственное устройство, как совершенствовать его форму, а так же уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на него.
Теория общественного договора была разработана в XVIIXVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо и др. В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти. До возникновения государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), который завершился с появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). [10]
Теория имеет демократическое содержание. Источником власти является народ. Права и свободы каждого человека возникают в момент рождения, а все люди равны от природы. У государства и народа есть комплекс взаимных прав и обязанностей. В случае злоупотребления правителями властью народ в праве расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
Недостатком данной теории является ее схематичность и идеализирование первобытного общества, которое на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. К представителям патриархальной теории можно причислить Аристотеля, Р. Филмера и др. В ней люди являются коллективными существами, которые стремятся к созданию семьи. В следствии увеличение их количества и образовывается государство.
Таким образом власть главы государства это продолжение власти отца в семье. Именно монарх и старшие дети должны заботится о младших и создавать необходимые условия для их жизни. Такая теория роднит всех в стране и прибавляет уважение к государственной власти. В современных условиях она получила отражение в идее государственного патернализма. Однако по мнению историков, семья образовалась параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытного строя. Теория насилия, которая была отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими.
В результате войны племена перерождались в касты, сословия и классы, а завоеватели превращали покоренных людей в рабов. Государств является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть. Однако степень насилия в этом процессе была разная. Поэтому эту теорию следует рассматривать как одну из причин возникновения государства. Материалистическая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса»[4].
Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру - государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных.
Органическая теория подробна отражена в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса и др. [15] Государство является организмом, в котором отношения между частями аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Таким образом государство - это продукт общественной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции.
В таком государстве выживают наиболее приспособленные, а в процессе борьбы и войн формируется правительство, структура управления, складывается государство, находящееся на одном уровне с биологическим организмом. Однако распространять все закономерности присущие биологической эволюции, на социальные организмы, неверно. Нельзя сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, так как они имеют разные уровни жизни, подчиняются различным закономерностям и имеют в своей основе различные причины возникновения.
В основе психологической теории лежат особые свойства человеческой психики: стремлением подчиняться, подражать, потребность людей во власти над другими. В первобытных племенах из людей выделялись вожди, шаманы, жрицы. Обычный человек, приписывая им особые способности, сам создавал условия своей зависимости от них. Так и появилась государственная власть. Однако, всегда существуют ее противники, который проявляют свои агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания в узде подобных начал личности и возникает государство. Оно разрешает психологические противоречия между людьми способными принять ответственное решение и пассивной массой.[12]
Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы. Однако материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.
При анализе происхождения государства установлено, что деление имеет классификацию по основаниям:
– Мифологические религиозные концепции государства.
В данных концепций представления о (сверхъестественном) происхождении , общей системы , правил общественного . Основной характеристикой отсутствие разделения обществом и . Подобные представления во время первобытных человеческих и просуществовали периода средневековья;
– и патерналистские происхождения государства.
основе данных лежат представления возникновении государства семьи, а и государственной – из власти семейства;
– Органические происхождения государства.
основе данных лежат представления государстве как живом организме, социальной эволюции ( аналогии с биологической), в более важному соответствует более статус и значительная власть органической системе и государства. таких социальных в процессе и войн ( отбора) складываются государства, формируются , совершенствуется структура , при этом социальный организм своих членов.
данных концепций в том, биологические факторы могли не на появление , так как является существом -социальным.[6]
Минусы том, что распространять все , присущие биологической , на социальные , так как, на их это разные жизни со закономерностями и возникновения;
– Естественно- (договорные) концепции государства.
В данных концепций естественно-правовые о договорном государства. Согласно – «справедливость, происходящая природы, – есть о полезном – целью не друг другу не терпеть ».
Следовательно, государство в результате договора о совместного проживания, которому люди своих прав, им от , передают государству органу, представляющему общие интересы, государство, в очередь, обязуется права человека.
данных концепций в том, они имеют демократическое содержание, естественные права на формирование власти, а на её .
Минусы в , что игнорируются внешние факторы, на государства (-экономические, военно-);
– Насильственные концепции государства.
В данных концепций представления о государства, как насилия (внутреннего внешнего), например, завоевания слабых беззащитных племен сильными и , то есть является не внутреннего развития, навязанной извне , аппаратом принуждения.[8]
данных концепций в том, элементы насилия, , были присущи возникновения некоторых .
Минусы в , что кроме -политических факторов регионе присутствуют и социально-;
– Психологические концепции государства.
В данных концепций представления о государства в со свойствами психики, потребностью жить в , его стремлением поиску авторитета, которого можно бы руководствоваться повседневной жизни, повелевать и . Государство согласно концепциям - это разрешения психологических между инициативными () личностями, способными принятию ответственных , и пассивной , способной лишь подражательным действиям, данные решения.
данной концепции в том, психологические закономерности - фактор, безусловно влияние на институты.
Минусы том, что свойства личности могут являться причинами образования , так как человека формируется под влиянием (социально-экономических) и т. .;
– Марксистская концепция государства.[12]
Согласно концепции, государство результат изменения -экономических отношений, производства, итог классов и борьбы между .
Оно выступает угнетения людей, господства одного над другими. с уничтожением отмирает и .
Плюсы данной заключаются в , что она на социально- факторе общества.
в недооценке , религиозных, психологических, -политических, и причин, влияющих процесс происхождения ;
– Волюнтаристские концепции государства
Наиболее распространенная из волюнтаристских теорий – «автоматическая теория». этой теории, земледелия автоматически к появлению продукта, что некоторым индивидам от производства и стать , ткачами, плотниками, и т. ., таким образом, дальнейшее разделение . Из этой специализации развивалась интеграция, которая некоторое число этого независимых в государство. аргумент чаще приводился британским В. Г. [10];
– Иные концепции государства. Данная включает в : либертарно-юридическую и патримониальную.
-юридическая теория.
данной теории и государство , функционируют, развиваются до сих существуют и как две составные части по своей их социальной . Исторически свобода как раз процессе разложения представляет собой и необходимую нормативного и признания, выражения защиты этой в виде индивидов в и публично- делах и . Последующий всемирно- прогресс свободы — одновременно и соответствующих правовых государственных форм , закрепления и этой свободы теория.
Согласно теории государство от права на землю (). Из права землей власть распространяется и , проживающих на , людей. Подобным обосновывается феодальный .
Все перечисленные классификации имеют разновидности. Например, и религиозные происхождения государства в себя: теорию, Древнекитайскую, теорию; Волюнтаристские включают в : Ирригационную теорию, Демографическую теорию, и теорию «».
Проанализировав труды научных деятелей исследованием происхождения , было установлено, они выделяют теории происхождения .
Например, С.. Алексеев выделяет: теорию, патриархальную , теорию договорного государства, учение государстве Гегеля, насилия (завоевания), теория происхождения .
А.В. [8], так же и С.. Алексеев[15], выделяет – теорию, патриархальную , договорную теорию, насилия, марксистскую . Кроме этого, были исследованы такие теории, : патримониальная, психологическая.
.П. Зубанова , помимо перечисленных .С. Алексеевым, теорию происхождения , как органическую.
же было , что по из теорий есть свои , которые считают, именно их наиболее верная правдоподобная в от других происхождения государства.
по наиболее теориям происхождения примеры их .
1. Теологическая теория.
теория о начале в государства. Сторонники теории: Ф. , Ф. Лебюфф, . Эйве и др.[21]
2. Патриархальная теория.
данной теории произошло в исторического развития . Сторонниками патриархальной являются: Аристотель, , Р. Филмер, .К. Михайловский др.
3. Договорная .
По этой государство является человеческого разума, не проявлением Бога. В государство возникло заключения людьми договора между , для того обеспечить общую и интересы.
договорной теории: . Гоббс, Дж. , Ж.Ж. , А.Н. и др.[18]
4. теория.
В с этой образование государства результатом трансформации под действием -экономических причин. материалистической теории: . Маркс, Ф. , В.И. , Г.В. .
5. Психологическая теория.
теория состоит том, что государства связывается особенными свойствами психики, а с тягой власти одних другими и одних подчиняться .
Сторонники психологической : Л.И. , Д. Фрезер, 3. и др.
6. насилия.
Сторонники насилия считают, государство возникло результат насилия, завоевания более и беззащитных более сильными организованными племенами.
теории насилия: . Дюринг, К. и др.[18]
7. теорию.
Согласно теории государство от права на землю права владения теми лицами, проживают на земле.
Сторонник теории – А. .[18]
8. Органическая теория.
органической теории , что государство и развивалось как биологический .