Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Экономическое содержание налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно в налоговой политике намечаются изменения налоговых ставок, которые сказываются на величине налоговой нагрузки и суммах, поступающих в бюджетную систему нало­гов. Однако в отношении ряда налогов при сохранении уровня налоговых ставок меняются правила определения налоговой базы или вводятся поправочные коэффициенты, увеличивающие налоговые платежи. Например, заметный рост поступлений имущественных налогов связан с переходом налого­вой базы на кадастровую стоимость объектов, с приобретением физическими лицами новых объектов жилой и нежилой недвижимости, усилением контроля за своевременной регистрацией прав на них и постановкой на налоговый учет, увеличением ставок налога на имущество физических лиц предста­вительными органами местного самоуправления ряда территорий.

Значительный рост поступлений транспортного налога обусловлен увеличением количества приобретаемых транспортных средств, повышением налоговых ставок, которые во многих регионах приблизились к предельным значениям, введением повышающих коэффициентов при расчете налога для автомашин стоимостью более 3 млн руб. В результате в отношении имущества физических лиц стала активнее проявляться тенденция реализации прогрессивного налогообложения дорогостоящих объектов. Замедление роста поступле­ний отмечено по земельному налогу, по которому переход на кадастровую оценку земли начался не­сколькими годами раньше, и к настоящему времени кадастровая стоимость земельных участков ста­билизировалась, хотя и сохраняется большое количество обращений владельцев имущества по поводу ее пересмотра в меньшую сторону[17].

Продолжается тенденция дифференциации подходов к налогообложению объектов налогооб­ложения по различным видам полезных ископаемых, в основном, нефтяных месторождений. По это­му виду природных ресурсов налоговая политика тесно соприкасается с таможенной. Она получила название налогового маневра, который предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставок налога на добычу полезных ископаемых. Основной целью данного ма­невра является снижение зависимости российского бюджета от экспортных пошли, величина кото­рых меняется пропорционально росту или снижению цен на нефть. Результаты осуществления нало­гового маневра в сфере налогообложения нефти можно признать положительными, поскольку налоговые доходы в этой отрасли показали рост на уровне не ниже среднего показателя. Однако та­кой маневр приводит к увеличению стоимости нефти на внутреннем рынке, а соответственно и цен на бензин.


Для предотвращения повышенного роста цен на нефтепродукты было применено сниже­ние акцизов на бензин, которые в перспективе будут увеличиваться, хотя и замедленными темпами. Практика осуществления налогового маневра в сфере налогообложения нефти и нефтепродуктов лишний раз подтверждает необходимость тесной увязки налоговой, таможенной и бюджетной поли­тики в процессе реализации фискальной и регулирующей функций налогов.

Взаимосвязь с бюджетной политикой проявляется также и в отношении регулирующих нало­гов. Таковым является налог на прибыль организаций, большая часть которого поступает в регио­нальные бюджеты. В целях укрепления доходной базы федерального бюджета изменилось соотноше­ние федеральной и региональной составляющей налога на прибыль. Если до 2017 г. в федеральный бюджет зачислялось 2 % из 20 % общей ставки данного налога, то теперь на период до 2020 г. эта до­ля увеличена до 3 %[18].

Особое место в налоговой политике занимает поддержка субъектов малого и среднего пред­принимательства, в основном осуществляемая через специальные налоговые режимы. Наиболее ши­роко используемым режимом в данной сфере является упрощенная система налогообложения, при­менение которой обеспечивает реальное снижение налоговой нагрузки и максимальное упрощение налогового учета. Однако и здесь есть ряд ограничивающих условий, сдерживающих рост сферы ма­лого предпринимательства.

Прежде всего, это ограничение по величине годового дохода на уровне 150 млн. руб, которое фактически позволяет использовать упрощенную систему только микропредприятиям. Предприятия, которые согласно нормативным документам считаются малы­ми, в настоящее время могут иметь годовую выручку до 800 млн. руб., но воспользоваться преимуще­ствами упрощенной системы могут только те, у которых доход не превышает 150 млн. руб. Средние предприятия с численностью до 250 чел. и доходом до 2 млрд. руб. в год вообще не имеют налоговых преференций. Это сдерживает развитие сектора малого и среднего предпринимательства и ставит под угрозу выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 г[19].

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации, отражающих налоговую политику государства, позволяет сделать вывод о недостаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов. Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федераль­ным законодательством. Должен быть определен временной диапазон действия налоговых льгот с обязательным отчетом о результативности их применения.


Необходимо также установить приоритет­ные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, ма­лого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной полити­ки. Это позволит усилить влияние налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.

3.2 Тенденции современной налоговой политики в РФ

Налоговая политика РФ представляет собой ярко выраженную фискальную политику, или политику максимальных налогов, которая характеризуется высоким уровнем изъятий налогов. Ее эффективность, как правило, характеризуется соответствием платежей, а именно суммой запланированных платежей и их фактическим поступлением. Если же не соблюдается данное правило, то это, чаще всего, возникает из за уклонения от уплаты налогов и снижения активности предпринимателей.

Так на примере мирового опыта налогообложения можно увидеть, что при уплате налогоплательщиком до 30 40 % от доходов – предел, после которого необратимо начинается процесс сокращения сбережений, 114 а значит и инвестиций в экономику. Если же число возрастет более чем 40 50 % его доходов, то и стимулы к предпринимательской инициативе будут ликвидированы

Необходимо отметить, что сама налоговая система весьма громоздка и усложнена. В ее составе существует большое количество налогов, сборов, которые трудно понять, как самим налогоплательщикам, так и инспектирующим органам. В связи с этим, довольно часто возникают проблемы при уплате налогов: ошибки при отчислениях налогов, несвоевременная уплата и т.п. Очевидным недостатком налоговой системы РФ также является ряд неточностей, неоднозначность формулировок и их противоречивость, приведенных в НК РФ – данные ситуации дают возможность недобросовестным налогоплательщикам манипулировать по своему желанию нормами НК РФ.

Правительство РФ должно улучшать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально экономическом развитии страны. Поскольку тяжесть налогового бремени неравномерно распределена между категориями плательщиков. Не предусмотрена градация в зависимости от уровня доходов для различных слоев населения. Для решения выше перечисленных задач нужно привести налоговые механизмы в действие, которые должны работать наилучшим образом. Это позволит преобразовать налоговую систему[20].


А также будет стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, тем самым способствовать развитию высокотехнологичных производств, а также мотивировать опытно конструкторские и научно исследовательские разработки.

Для того, чтобы налоговая система РФ развивалась эффективно необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию :

1. Уполномочить финансовые органы РФ правом создания дополнительных нормативно правовых актов для регулирования вопросов по которым необходима конкретизация и детализировать, если информации, содержащейся в других нормативно правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно.

2. Уполномочить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно правовых актов по незатронутым вопросам или затронутым в должном объеме налогового регулирования,законодательством РФ в области налогообложения и налогов.

3. Необходимо изменить положения первой и второй части Налогового Кодекса РФ, дополнив их уникальным налоговым режимом, содержащий в себе льготный режим для налогообложения организации, осуществлявшие инновационную деятельность в сфере высоких технологий.

Данный режим полностью бы освободил данные организации от уплаты НДС научно исследовательские и опытно конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР. В рамках реформирования налоговой системы, если принять во внимание те пути, которые отмечены выше, то это позволит России достигнуть определенного экономического роста. Основной целью налоговой реформы должно являться создание такой налоговой системы, которая позволит ускорить темп экономического роста, усилит меры по совершенствованию налогового администрирования, создаст благоприятные условия для товаропроизводителей. Реформирование существующей налоговой системы – важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не самая сложная.

Гораздо труднее, создать налоговую культуру, среди граждан нашей страны, основой которой было бы добровольное соблюдение налоговых законов.

Усиление налогового контроля также может способствовать совершенствованию налоговой системы РФ. Развитие теневой экономики пагубно влияет на развитие страны в целом. Ущерб, нанесенный незаконным уходом от уплаты налогов, возмещается другими налогоплательщиками. Таким образом в бюджет не поступает нужной суммы, от чего страдает экономическая поддержка отдельных регионов страны. Сокращается социальная поддержка населения. Повышением полномочий налоговой службы РФ можно избежать не только развитие теневой экономики, но и уход крупных денежных средств из страны.


Исходя из вышесказанных проблем налоговой системы РФ, можно выделить несколько путей их решения. Необходимо усиление налогового контроля, создание прозрачной налоговой системы. Благодаря чему можно избежать развитию теневой экономики и утечки средств в офшоры. Также смена налоговой савки с пропорциональной на прогрессивную сможет улучшить экономической положение населения. Проявится четкое деление на слои, стабилизируется заработанная плата. В заключении хотелось бы добавить, что продуманная и оптимальная налоговая система значительно улучшит экономику страны, а значит обеспечит государству перспективы в развитии.

А грамотное распределение доходов от налогообложения положительно повлияет на уровень жизни населения.

Заключение

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям. В свою очередь, законодательные органы Правительства России и субъектов РФ пытаются выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. Одним из важнейших условий стабилизации экономики любого субъекта РФ, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Однако в условиях кризиса региональные налоги претерпели значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов. В связи с этим, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов, по причине того, что доля региональных налогов слишком мала для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Цель создания налоговой системы Российской Федерации состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, которые необходимы для покрытия расходов на обеспечение внешней и внутренней безопасности страны, поддержание приоритетных отраслей экономики, затрат на проведение социальной политики в стране и т.п. 

Именно поэтому начало налоговой реформы в РФ – это шаг к более справедливому распределению налоговой нагрузки и стабильности налоговой системы в целом. Основным результатом её проведения являлся рост доходов бюджетов всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита.