Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Экономическое содержание налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объект налогообложения – это предмет, который подлежит налогообложению. Действующим российским законодательством предусмотрены такие объекты налогообложения как: стоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг); прибыль организации; совокупный доход физических лиц; имущество, которое находится в собственности юридических и физических лиц и др.[8]

Налоговая база характеризуется стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. База используется для количественного измерения объектов налогообложения и представляет собой величину, с которой непосредственно исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка представлена налоговыми начислениями на единицу налоговой базы. Различают такие налоговые ставки как: процентные и твердые ставки.

Процентные налоговые ставки устанавливаются прямо к налоговой базе. Выделяют следующие ставки: пропорциональные процентные ставки, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.

Твердые ставки налогов устанавливаются в абсолютной денежной сумме на каждую единицу налагаемой базы. Данные ставки обычно используются при налогообложении земельным налогом. В России согласно действующему налоговому законодательству данные ставки нашли широкое использование при обложении акцизным налогом[9].

За налоговый период, как правило, принимается календарный год или другой период применительно к некоторым налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога. Для каждого вида налога установлен налоговый период, например, год, квартал или месяц. По одному виду налога возможно применение одного или нескольких различных налоговых периодов.

Налоговыми льготами считаются определённого рода преимущества, закрепленные законодательством и предоставляемые некоторым категориям плательщиков налогов, по сравнению с иными плательщиками, включая возможность вовсе не уплачивать налоговые платежи или уплачивать их в наименьшем размере.

Российским законодательством предусматривается следующая система льгот: необлагаемый минимум; снятие налоговых платежей для определенных лиц или категорий плательщиков; снижение размеров налоговых ставок; изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога.

2.2 Структура налоговой системы РФ


Анализ основных показателей налоговой систему представлены, прежде всего, в структуре бюджета РФ. На основе сведений Министерства финансов России изучим структуру доходов бюджета, и исследуем динамику изменений налоговых отчислений, полученных в течении последних 5 лет.

В таблице приложения 1 представлена оценка исполнения бюджета. В этой структуре перечислены полученные доходы государственного бюджета.

Статистика отражает градацию полученных доходов бюджета: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, а также налоговые платежи:

  • НДС;
  • Акцизы; налог на прибыль;
  • НДФЛ;
  • ввозные пошлины;
  • страховые взносы по ОМС;
  • и прочие налоговые поступления.

Доходы выросли за 5 лет на 16,25, но что можно сказать о росте структуры налогов в бюджете.

Налог на прибыль за 2011-2016гг вырос на 21,7%, наибольший прирост по налогу выражен в периоде 2013-2014гг (+14,9%), однако этому периоду предшествовало сокращение налога на 12%. В целом налог на прибыль на текущий день имеет тенденцию к сокращению, но тем не менее динамика остается положительной: в 2015г +9,4%, в 2016 г +6,3%.

Налог, полученной от акцизов имеет негативную динамику: за 2011-2016г полученный доход от акцизов составил 64,2%, но в 2015г прирост 0,4% сменился негативным приростом в 2016 – 0,0%.

Налог на добавленную стоимость в 2016г сократился на 0,1%. При этом в 2014-2015г прирост составляя +11% и +7,7% соответственно.

Преимущественна доля налогов – налог на прибыль и отчисления, полученные от обязательного медицинского страхования. Существенная доля налогов в структуре бюджета также представлена частью платежей НДС.

Несмотря на то, что прирост 2016г к 2011г вырос в большинстве структуры налоговых платежей - за последние несколько лет установилась негативная динамика налоговой системы.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступления составили 8459,1 миллиона рублей, что на 7,2% меньше, чем в январе 2015 года. Повлияли возвраты переплаты по налогу на прибыль и отрицательная динамика поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[10]

На фоне роста импортозамещения однако, за долгое время спада НДС, в 2016г тенденция была изменена НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет за январь 2016 года поступило 3230,8 миллиона рублей, или на 12,6% больше, чем в январе 2015 года. Рост на 361 миллион рублей.[11]

Продолжение политики государства в области бесплатной приватизации отразилось на имущественном налоге. Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступило 126 миллионов рублей, или в 1,6 раза больше, чем в январе 2015 года. В том числе налога на имущество организаций поступило 8,6 миллиона рублей, или на 23,2% (на 2,6 миллиона рублей) меньше, чем в январе 2015 года.[12]


Динамика снижения НДФЛ скорее обусловлена ростом МРОТ (в 2016г он был повышен дважды: с 01.01.2016г до 6 204 руб, а с 01.01.2016 – достиг 7500 руб). Но на фоне безработицы сохранилась тенденция к его снижению. консолидированный бюджет РФ на протяжении всего рассматриваемого периода не испытывал падения поступлений данного налога (по номинальным значениям). Единственным исключением является 2009 г., когда падение поступлений составило 0,3%. В реальном исчислении поступления налога испытывали выраженные провалы в 1998, 2010 и 2014-2015 гг., что отражает обесценение налоговой базы в результате изменения курса и инфляции. Переход от прогрессивной модели налогообложения индивидуальных доходов к пропорциональному с 2001 г. не сказался на общем тренде ни по номинальным, ни по реальным значениям - не просматривается ни выраженного роста поступлений, ни их падения.[13]

Что касается текущего 2017г, то Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии 21 ноября, в День работника налоговых органов. В ноябре состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года и основных задачах до конца года. Так, за 10 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет поступило 14,3 трлн рублей, что на 19%, или на 2,3 трлн рублей, больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн рублей, что на 1,7 трлн рублей, или на 30% больше, заявил руководитель ФНС России.

При этом, 60% прироста поступлений (1,4 трлн рублей) обеспечили ненефтегазовые доходы, а именно:

  1. налог на прибыль - 2,9 трлн рублей (на 18,8%, или 451,3 млрд рублей больше).
  2. НДС - 2,6 трлн рублей (на 12,3%, или 285 млрд рублей больше)
  3. НДФЛ - 2,5 трлн рублей (на 8%, или 188 млрд рублей больше).
  4. акцизы - 1,3 трлн рублей (на 18,4%, или 195,4 млрд рублей больше).[14]

Почти пятая часть в структуре прироста поступлений, или 286 млрд рублей, обеспечены за счет более качественного налогового администрирования. Стоит отметить, что внедренная система АСК (автоматизированная система, которая на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость) НДС позволяет контролировать все налоговые транзакции по НДС в автоматическом режиме, а это 15 млрд операций в год. В результате, если при запуске системы в I квартале 2016 года доля сомнительных операций составляла 8% от всего НДС-оборота, то сейчас не более 1%. Контроль бизнеса на расстоянии без давления на добросовестных налогоплательщиков позволил Службе уйти от тотальных проверок. За девять месяцев 2017 года количество проверок бизнеса снизилось на 23%. При этом их результативность выросла на 40%


В 2017 году налогоплательщикам направлено 660 тысяч автоматических требований, в результате они представили 90 тысяч уточненных деклараций с ростом НДС к уплате на 69 млрд рублей.

Таким образом, различные составляющие российской бюджетной системы в разной степени испытывают на себе воздействие внешних шоков. Как было показано выше, наиболее устойчивыми к воздействию внешних шоков являются налог на доходы физических лиц и НДС. Федеральный бюджет в настоящее время формируется главным образом за счет трех основных источников – НДС, таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых. На долю этих трех налогов приходится около 75% доходов федерального бюджета. Фактически сегодня федеральный бюджет формируется за счет наиболее неустойчивых к внешним шокам налоговых доходов (НДПИ и таможенные пошлины) и одного «устойчивого» (со всеми оговорками, которые были сделаны выше). На протяжении рассматриваемого периода распределение и порядок зачисления различных налогов в бюджеты бюджетной системы неоднократно менялся, однако на протяжении последнего десятилетия эти изменения уже не носили глобального характера.

Подводя итоги изучения 2017г, стоит отметить рост налоговых доходов, и эффективную работу с другими ведомствами. Рост поступлений по итогам совместных проверок составил 17% (на 22 млрд рублей больше 2016г). Кроме того, за девять месяцев 2017 года по проверкам с использованием информации ФТС России дополнительно начислено 60 млрд рублей налогов.

Современная тенденция налоговой системы складывается дистанционно. Дистанционный контроль также доказал свою эффективность в сфере розничной торговли. Завершен первый этап реформы контрольно-кассовой техники, которая автоматически передает данные о покупках-продажах в налоговые органы. Более 470 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,4 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 20%. Ежедневно пробивается более 100 млн чеков, ежемесячная выручка превышает 2 трлн рублей.

Глава 3. Налоговая политика

3.1Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изме­нения начали действовать с 2019 г. Эта работа должна найти отражение в изменении налоговой поли­тики страны на среднесрочную перспективу в целях обеспечения стабильности налоговой системы и обоснованной дифференциации налоговой нагрузки в отраслевом разрезе. В то же время отчетные данные Федеральной налоговой службы России за последние годы, несмотря на сложные экономиче­ские условия, свидетельствуют о положительных результатах ее работы.


Общая сумма налоговых поступлений в консолидирован­ный бюджет России в 2015 г. по отношению к 2014 г. составила 109 %. При этом первое место по до­ле налоговых доходов принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, на втором - налог на доходы физических лиц, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций и НДС. Эти 4 налога обеспечивают 4/5 всей суммы налоговых доходов страны. Доля остальных налогов в совокупности составляет 20 %.

Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступле­ний налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением реальных доходов населения, поскольку рост номинальной среднемесячной заработной платы в 2015 г. не компенсировал ее реаль­ное снижение по сравнению с 2014 г. Данные таблицы 1 не включают суммы таможенных пошлин и взносов в государственные страховые внебюджетные фонды, которые обычно учитываются при рас­четах показателя общей налоговой нагрузки на экономику, исчисляемого в процентах к валовому[15].

Основные положения налоговой политики Российской Федерации разрабатываются Мини­стерством финансов России на предстоящий год и на плановый период двух последующих лет. Эти материалы используются при планировании федерального бюджета и подготовке проектов бюджетов субъектов федерации, а также являются основой для внесения изменений в законодательство о нало­гах и сборах, обеспечивая прогнозируемость налоговой политики государства.

На уровне субъектов Российской Федерации возможности формирования региональной налоговой политики ограничива­ются разрешенными Налоговым кодексом РФ диапазонами изменения налоговых ставок и правом устанавливать налоговые льготы по региональным налогам, а также в отношении части налога на прибыль организаций, зачисляемой в их бюджеты. На местном уровне муниципальные власти на своих территориях могут дифференцировать налоговые ставки в установленных пределах и конкре­тизировать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Следует сказать, что одной из общих тенденций при формировании государственной налого­вой политики явилась фиксация действующих налоговых условий для бизнеса в течение 4-х лет, на­чиная с 2014 г. В сочетании с уменьшением доли налоговых доходов от нефтегазового сектора это привело к снижению налоговой нагрузки на экономику до 30 %, доведя ее до уровня ниже среднего по странам ОЭСР (34,44 % - 2014 г.)[16].