Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Прогноз развития страхового рынка РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы страхования в экономике России
1.1. Экономическая сущность страхования
1.2 Составляющие рынка страховых услуг
Глава 2. Состояние и перспективы развития страхового рынка в экономике РФ
2.1 Анализ объема страхового рынка РФ
2.2 Проблемы страхового рынка в РФ на современном этапе
Все эти факторы определяют политику страховой компании на рынке, имидж компании, оказывающий значительное влияние на формирование спроса. Важную функцию также несет и работа страховщика по исследованию рынка. Все эти внутренние факторы имеют влияние на освоение страхового рынка этим страховщиком и являются управляемыми элементами внутренней рыночной системы [31, с. 40].
Следовательно, комбинация элементов, которые составляют основу рыночной системы (организация продажи страховых полисов и формирование спроса, продукты страхования, внутренняя инфраструктура страховой компании и гибкая система тарифов), вместе с элементами, которые находятся за пределом центра рыночной системы (людские, финансовые и материальные страховщика) в сумме составляют внутреннюю рыночную систему, управляемую страховой компанией [38, с. 61].
Все управляемые компоненты рыночной системы страховщика, которые перечислены выше, взаимосвязаны, потому как решение по одному из них влияет на действия остальных. У каждого из них есть множество вариаций. Генеральному менеджеру страховой компании из бесчисленного количества вариаций необходимо выбрать их оптимальную комбинацию, которая даст максимальный рыночный эффект, а также выгодно сочеталась бы с внешними окружающими факторами.
Страховые продукты, которые предоставляет страховщик на рынке, являются одними из основных управляемых факторов. Это условия конкретных разновидностей имущественного и личного страхования. Руководству страховой компании в зависимости от условий рынка необходимо выносить решение, стоит ли вводить новый вид страхования, изменять его условия и другое [39, с. 22].
Организация продажи страховых полисов и формирования спроса также относится к управляемым переменным. Гибкая система тарифов является также одной из основных компонентов внутренней рыночной системы, которые управляются страховщиком. Руководству страховой компании необходимо разработать целенаправленную тарифную политику и использовать ее согласно условиям рынка, т. е. определить ценовую политику на рынке, предоставление скидок и льгот. Также должна быть отработана система льготных тарифов, стимулирующая бонусная система вознаграждений, система комиссионных и сверхкомиссионных, [31, с. 39].
Собственную инфраструктуру страховой компании относят к частично управляемому компоненту внутренней рыночной системы и к частично неуправляемому внешней рыночной системы - со стороны страховой компании. Руководство страховой компании должно максимально продуктивно использовать собственную инфраструктуру: филиалы, агентства, представительства, конторы, каналы коммерческой связи со страховыми агентами, а также наладить с ними четкую систему обратной связи и сотрудничества [26, с. 156].
Таковы главные управляемые компоненты внутренней системы рынка страховых услуг, которые являются основой рыночной системы страховой компании.
Внешнее окружение рынка является системой взаимодействующих сил, окружающих внутреннюю систему рынка и оказывающих воздействие на нее. Страховщик строит планы и проводит собственную рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; в свою очередь, в последнее входят управляемые переменные, на которые страховщик способен оказывать конкретное воздействие, и неуправляемые компоненты, на которые страховщик не влияет [23, с. 44].
Рынок в виде системы, в которой взаимодействуют внешние и внутренние силы, можно представить в форме спирали, которая раскручивается поверх потенциальных потребителей страховых услуг и показывает динамику внутренних и внешних сил в их взаимодействии. Данная система не замкнута, по той причине, что крайний компонент внешнего окружения - мировой страховой рынок - фактически неограничен. Рыночная система при этом не является плоской. В пространстве она может выглядеть как круглая восходящая спираль с постепенно увеличивающимся радиусом, и каждый ее виток отвечает за соответствующий уровень ее влияния на непосредственного потребителя страховых услуг.
Основными элементами внешнего окружения, на которые страховая компания способна частично оказывать управляющее воздействие, являются: конкуренция, рыночный спрос, инфраструктура страховщика, ноу-хау страховых услуг. [14, с. 81].
Рыночный спрос на страховые услуги относится к одному из основных элементов внешней среды: на него действуют основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги имеет гуманитарный и экономический аспекты.
Экономический аспект состоит из: численности населения, его половых и возрастных групп, сезонных миграций, доходов населения и его покупательной способности, а также вероятностных расходов на страхование, которые могут позволить себе люди с разным уровнем доходов. Данные экономические факторы находятся в неразрывной связи с положением национальной экономики.
Анализируя экономические аспекты, особое внимание стоит уделять их численной стороне: количество людей, проживающих в изучаемом регионе, размер среднего дохода населения и т.д., а также численным характеристикам: возрастные группы, жизненный цикл семьи и другое [9, с. 31].
Остановим свое внимание на расширенной характеристике некоторых из этих сторон, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени влияют на состояние рыночного спроса на услуги страхования среди населения.
Важным компонентом внешнего окружения, на который направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании подвергаются жесткой конкуренции в борьбе за страховой рынок, как со стороны других страховщиков, так и со стороны финансово-банковских институтов, которые предоставляют страхование своим клиентам в качестве дополнительной услуги.
К внешнему окружению рынка также относится фактор технического уровня страховой компании, к которому относится оснащение компьютерной техникой, каналами электросвязи и телефаксами. Рыночный спрос и конкуренция обуславливают потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщиков (представительств, агентств, филиалов страховой компании).
Неуправляемые составляющие внешнего окружения рынка. Неуправляемыми со стороны страховой компании компонентами внешней среды, окружающих и ограничивающих рыночную систему, являются: государственно-политическое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка, социально-этическое окружение [10, с. 16].
Нормы законодательства и расстановка политических сил влияют на коммерческую деятельность страховщиков. Это отражается в правовом воздействии на страховщиков с помощью издания соответствующих нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют страховую деятельность.
Далее оценим состояние и перспективы развития страхового рынка в экономике РФ
Глава 2. Состояние и перспективы развития страхового рынка в экономике РФ
2.1 Анализ объема страхового рынка РФ
Стоит отметить, что последние подтвержденные данные - первое полугодие 2019г. Согласно данным Банка России, объем страхового рынка по итогам I полугодия 2019 года составил 518 млрд. рублей. При этом, темпы прироста страховых взносов были минимальны за последние шесть лет – 2,2%. С учетом инфляции (8,5% в I полугодии) объемы реального рынка страхования - еще меньше. Динамика взносов показана в Приложении А.
Удельный вес взносов по страхованию жизни с периодическими выплатами, а так же с участием страхователя в инвестиционных доходах страховщика, которые получены через канал продаж банка, составил 77% за первое полугодие 2019 года, что больше на 15 п.п. данных такого же периода 2018 года (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика страховых премий по страхованию жизни с учетом периодических выплат и (или) участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, млрд. руб. [42]
Кстати, рентабельность страхового бизнеса сейчас тоже не высока – 6,6% (по отношению к капиталу), что ниже инфляции. С такой рентабельностью у некоторых компаний могут возникнуть проблемы с действующими и потенциальными акционерами, ведь никто не хочет обесценения вложений. Как признаются сами участники рынка, основную прибыль генерируют компании из топ-10 (для сравнения, всего в России зарегистрировано порядка 360 страховых компаний).
Темпы прироста страховых премий через банковский канал продаж составляли 7,4% за 1 полугодие 2019 года по сравнению с 1 полугодием 2018 года (рисунок 2).
Рис. 2. Динамика страховых премий по смешанному страхованию жизни, млрд. руб. [42]
Кроме того, в данном секторе страхования интенсивно развиваются продажи через прочие юридические субъекты. Такая тенденция ясно прослеживается в 1 полугодии 2019 года, чем обеспечивается рост взносов по этому каналу продаж в два раза сравнительно аналогичного периода 2018 года (рисунок 3).
Рис. 3. Динамика страховых премий по страхованию имущества граждан, млрд. руб. [42]
Уменьшение взносов через банковские каналы продаж поясняется интенсивным развитием продаж через агентов: страховые взносы возросли по этому каналу продаж на 37,1% по данным 1 полугодия 2019 года относительно 1 полугодия 2018 года, а кроме того прямых продаж (не привлекая страховых посредников) – в соответствии с рисунком 4.
Рис. 4. Динамика страховых премий по страхованию от несчастных случаев и болезней [42]
Рынок страхования жизни в России растет вопреки экономическому кризису, а, возможно, и благодаря ему. По итогам 2018 года при общей стагнации отрасли он увеличился более чем на 10% и превысил 120 млрд. рублей. Недоверие к рублю делает инвестиционные программы особенно привлекательными.
При общем замедлении темпов прироста взносов на страховом рынке, сегмент страхование жизни показывает высокую динамику. Согласно исследованию «Эксперт РА», в 1 полугодии 2019 года этот сегмент вырос на 12,5%, объем премий достиг 53,4 млрд. рублей [41].
В течение последних 5 лет средние темпы роста российского рынка страхования жизни составляют 46% в год, прирост за 2018 год - 28%. В целом динамика повторяет модель многих развивающихся рынков, основываясь на росте канала банкострахования и развитии инновационных продуктовых решений на стыке накопительного и инвестиционного страхования. Пока российский рынок находится на стадии становления и активного роста.
Например, на Западе уровень проникновения страхования жизни (доля объемов страхования жизни в ВВП страны) составляет 7-10%, в Восточной Европе - 1,5-2,5%, а в России этот индикатор по итогам 2018 года – всего 0,17% [40].
Ранее большую долю в сборах страховщиков жизни составляло страхование заемщиков банковских кредитов. Однако замедление кредитования населения привело к сокращению этого рынка: за 6 месяцев компании, страхующие жизнь, собрали 16,6 млрд. рублей, что на 20,2% ниже, чем годом ранее.
Активное продвижение накопительных и инвестиционных программ страхования в качестве дополнительного инструмента диверсификации личных финансовых вложений способствует резкому росту соответствующих сегментов. Объем смешанного страхования жизни достиг 17 млрд. рублей (+23,2% к значению 1 полугодия 2018 года), а объем инвестиционного - вырос до 18,6 млрд. рублей (+57,6%).
Кредитное страхование показывало серьезный прирост в течение 5 лет, занимая больше половины рынка. Однако по итогам первого полугодия 2019 года его доля составила только 31%. Думается, наибольший потенциал сегодня у накопительного и инвестиционного страхования жизни.
Что касается развития рынка страхования иного чем страхования жизни, то наибольший прирост страховых взносов в I полугодии 2019 года обеспечили сегменты ОСАГО – прирост на 40%, однако это произошло за счет двойного роста тарифа в этом году.
Далее по доходности идет страхование жизни (за счет активного продвижения инвестиционного и накопительного страхования), страхование имущества физлиц (за счет продвижения коробочных продуктов, «экспресс»-страховок) и ДМС (за счет увеличения тарифов вслед за инфляцией стоимости услуг лечебных профилакториев).
Аутсайдерами за этот период стали: страхование автокаско (за счет падения продаж автомобилей или отказа автовладельцев приобретать дорогие страховки), страхование от несчастного случая и болезней (из-за снижения кредитования населения), страхование сельскохозяйственных рисков (за счет общеэкономического спада) и страхование строительно-монтажных работ.
По словам управляющего директора рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Алексея Янина, в 2019 году рынок рос лишь в номинальном выражении, убыточность при этом оставалась высокой, рентабельность собственных средств по-прежнему была ниже инфляции. Лишь только рост тарифов ОСАГО спас рынок [41].
Действительно, в январе-июне 2019г. страховой рынок рос не за счет уровня проникновения услуг, а за счет повышения тарифов. В целом количество договоров сократилось на 6,6% по сравнению со значением аналогичного периода 2018 года.