Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Практика формирования цен на газ в России. Проблемы ценовой дискриминации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемы ценовых войн в экономике

1.1. Понятие ценовых войн и их виды

1.2. Последствия ценовых войн

Глава 2. Анализ ценовых войн на рынке газа

2.1. Ценообразование на газ в зарубежных странах

Ценообразование на газ в США происходит следующим образом. В газовой промышленности США в основном действуют частные компании. Транспортировку и распределение газа осуществляют коммунальные предприятия, на деятельность которых распространяется федеральное регулирование, а также регулирование различных штатов. До Решения Верховного суда от 1954 г. цены на газ в США не регулировались и находились на весьма низком уровне по сравнению с ценами на конкурирующие виды топлива. Однако по мере формирования и развития трубопроводной системы начал формироваться и внутренний рынок газа.

Реструктуризация газового сектора обеспечила образованием высоко- ликвидного и прозрачного рынка для реализации газа как товара и услуг по его транспортировке на рынки сбыта. Система формирования цен на физические объемы газа в США основана на ценах в реально существующем месте физической торговли газонефтепроводном узле Хенри-Хаб, который является не только контрольным пунктом для торговли реальным газом, но и основой для торговли фьючерсными контрактами. Котировки по фьючерсным контрактам на Хенри-Хаб обладают тем преимуществом, что они абсолютно прозрачны, поскольку эта торговля осуществляется на бирже[19].

На североамериканском рынке помимо газа продаются и мощности по их транспортировке. В связи с этим грузоотправители резервируют мощности на прокачку газа на следующий месяц поставки. Газотранспортные компании для создания новых мощностей и страхования своих рисков от неисполнения контрактов по транспортировке газа используют механизм в виде обязательства «прокачивая или плати».

В США по закону ренту получает владелец земли в виде роялти, размер которого ограничен 12,5% и который до 1980-х гг. определяется на основе регулируемой цены на устье скважины[20]. После реструктуризации газовой промышленности в Северной Америке цены на газ определялись конкуренцией между различными поставщиками газа и не требовали привязки к ценам на нефть.

Спотовый рынок наличного товара в Америке отличается высокой неустойчивостью, поэтому участники рынка используют производственные инструменты для управления ценовыми рисками. Так, на Нью-Йоркской товарной бирже с этой целью используются фьючерсные контракты на поставку газа в будущие периоды, продолжительностью вплоть до 72 месяцев.

Помимо других факторов, спотовые цены на природный газ и цены от- дельных месячных фьючерсов во многом зависят от фактора сезонности. Для сглаживания влияния данного фактора и получения более стабильного критерия измерения цен на газ используются ценовые ряды «стрип». Цена «стрип» представляет собой среднее значение котировок последующих 12 месяцев фьючерсных контрактов и фактически устраняет фактор сезонности ценовых рядов по спотовым и фьючерсным сделкам.

Ценообразование на газ в Великобритании слегка отличается. На начальном этапе своего развития газовая отрасль Великобритании была монополизирована. Единственным потребителем всего добываемого газа в Великобритании в то время являлась государственная компания British Gas, которая затем распределяла продукцию другим потребителям по принципу «бери или плати». Все это изменилось с принятием в 1986 г. закона «О природном газе», нормативные положения которого установили правила доступа третьих сторон со стороны крупных потребителей[21].

При переходе газового сектора экономики Великобритании от государственного монопольного контроля своей отрасли к ликвидному рынку были решены три основные задачи. Во-первых, была осуществлена приватизация Бритиш Газ и создан одновременно с этим регулирующий орган для надзора за частной компанией. Во-вторых, законодательная база обеспечивала доступ третьих сторон к газотранспортной системе, а в последствии была внедрена система с оплатой на входе и выходе трубы, что обеспечивало возможность организации всей газотранспортной системы Великобритании в качестве единого рынка. И, в-третьих, согласно принятым документам была освобождена часть клиентов Бритиш Газ от их обязательств по закупке газа, в результате чего появились не связанные обязательствами покупатели как потенциальные клиенты производителей и поставщиков.

Одновременно с этим производители газа были освобож- дены от обязательных продаж своей продукции Бритиш Газ. Принятие вышеизложенных мер происходило одновременно с либерализацией электроэнергетики и ростом требований к обеспечению более экологически чистого производства электроэнергии. Последнее могло быть осуществлено преимущественно за счет использования газа, что определило эластичный по цене спрос, способный поглощать крупные объемы газа в летний период по ценам, обусловленным стоимостью производства электроэнергии на угле.

Еще одной особенность для Великобритании, впрочем, как и для Америки, является наличие стандартизированных режимов взимания ренты и порядка лицензирования деятельности по разработке новых месторождений[22]. В Великобритании, где вопросы использования ресурсов находятся под контролем провинций, рамки лицензирования устанавливает правительство, которое четко определяет правила взимания ренты (в виде дополнительного нефтегазового налога и роялти). В Великобритании, как и в Америке, решения о разработке месторождений принимают частные участники рынка в рамках законодательства, установленного правительством.

В Великобритании хорошо развита конкуренция между различными поставщиками газа, а цены на газ не привязываются в контрактах к ценам на нефть и эволюционируют самостоятельно[23]. Вместе с тем фактическая корреляция между ценами на нефть и газ сохраняется из-за эффектов замещения в долгосрочной перспективе, даже несмотря на то, что цены на газ имеют больше пиков, чем цены на нефть, что отражает более изменчивый спрос на электроэнергию.

Структура и конфигурация рынков газа в континентальной Европе отличаются от Америки и Великобритании, что обусловлено следующими факторами. В отличие от положения в Северной Америке и Великобритании газовые рынки в континентальной части Европейского союза (за исключением Нидерландов) развивались на основе импортируемого газа. Конфигурацию этих импортных рынков определяло стремление стран-экспортеров максимизировать ренту от экспорта газа в качестве компенсации за истощение своих не возобновляемых ресурсов. На сегодняшний день 50% потребления ЕС зависит от трех крупных стран – экспортера газа: Алжира, Норвегии и России. Более того, газ экспортируется в ЕС в основном из семи сверхгигантских месторождений (российские месторождения Ямбург, Уренгой, Медвежье, а с 2000 г. также Заполярное; Гронинген в Нидерландах; Хасси РМел в Алжире и Тролль в Норвегии). Для всех этих месторождений характерно сильное влияние государства на принятие добывающими компаниями решений о разработке и сбыте продукции. Это влияние осуществляется через компании с полным или преобладающим участием в них государства.

Гигантские размеры месторождений обусловили заключение крупных экспортных контрактов со сроком действия в 20 лет и более с рядом ведущих компаний по импорту газа с объемом поставок порядка 5-10 млрд. метров кубических в год[24].

2.2. Практика формирования цен на газ в России. Проблемы ценовой дискриминации

Природный газ занимает одно из ведущих мест в топливно-энергетическом балансе России, играет значительную роль для промышленности: около 65% газа используется для производства электроэнергии и тепловой энергии, порядка 10% потребляется населением, более 15% — для промышленности и другими потребителями, 10% идет на нужды для транспортировки газа[25].. При этом около 2/3 электро и тепловой энергии в России производится благодаря газу; он является важным ресурсом в химической промышленности и в металлургии, используется домами в России для приготовления пищи и обогрева.

Принципы образования цен на газ почти такие же, как и на нефть:

стоимость замещения (стоимость альтернативных источников энергии, конкурирующих с природным газом у конечного потребителя). Внутреннее потребление при ограничении производственных мощностей по добыче в стране ниже уровня спроса на природный газ, рента Хотеллинга на газ собственной добычи монетизируется в стране-импортере. При экспортном ценообразовании по такому принципу рента Хотеллинга монетизируется в стране-экспортере. Если предел производственных мощностей страны ниже совокупного спроса на энергоресурс, поставщик получает максимальную рыночную цену и, соответственно, природную ренту[26];

нэт-бэк по стоимости замещения, которая приведена к пункту сдачи-приемки, расположенному в производственно-сбытовой цепи за границей импортера – голландская (Гронингенская) модель долгосрочного экспортного газового контракта, которая применяется с 1962 г. Концепция стоимости замещения в сочетании с экспортными контрактами, основанными на концепции чистой экспортной цены нэт-бэк, обусловливает разницу чистой экспортной цены на границе страны-экспортера для потребителей (импортеров).

Кроме того, различия в затратах на транспортировку разным потребителям подразумевают различия в величине чистых экспортных цен, получаемых экспортером на своей границе, даже если стоимость замещения на границе потребителей будет одинаковой[27].

При формировании цен для экспорта газа в страны постсоветского пространства и Европейского союза Россия исходит из принципа одинаковой доходности для обеих сторон. Это предполагает, что цены на нэт-бэк при продаже российского газа своим непосредственным соседям сопоставимы с ценами нэт-бэк для покупателей газа в странах ЕС. На начальной стадии освоения месторождений основные капиталовложения инвестор осуществляет не в добычу природного газа, а в строительство газопроводов. Поэтому для быстрейшей окупаемости инвестиций при освоении месторождения инвестор заинтересован в стабильных и долгосрочных контрактов.

Минимизация риска исполнения таких контрактов на этом этапе обеспечивается механизмом типа «бери и (или) плати», а ценового риска - формулой ценообразования «издержки плюс». Договоренности, гарантирующие объемы продаж в течение длительного периода разработки месторождения, дают возможность привлечения заемного капитала, обеспечением которого выступает выручка от реализации контракта.

По мере развития рынка и возникновения условий для конкуренции природного газа с другими энергоносителями происходит смена формулы ценообразования и видов контрактов. В таких ситуациях для получения долгосрочных конкурентных преимуществ устанавливаются единые цены, которые увязываются с ценами на альтернативные энергоносители[28]. Такая привязка сдерживает рост газовых цен, связанный, например, с ухудшением условий разработки новых месторождений; при использовании формулы «издержки плюс» цены в этом случае будут возрастать.

На стадии интенсивного развития рынка монопольная форма организации, как известно, нацелена на снижение издержек и повышение эффективности во всех звеньях «энергетической цепочки». На этой стадии краткосрочные и разовые сделки начинают преобладать, создавая предпосылки для организации биржевой торговли газовыми контрактами. Таким образом, на стадии развитого рынка «формула привязки» уступит место биржевым котировкам, и конкурентное ценообразование будет происходить в рамках пары «газ-газ»[29].

Стоит отметить, что на сегодняшний день ПАО «Газпром» осуществляет экспорт природного газа европейским и китайским потребителям на основе долгосрочных контрактов, большинство из которых заключено на срок до 25 лет на базе межправительственных соглашений, с использованием мультипликативной формулы расчета цены [30].

Тем не менее, начиная с 2000-х гг., традиционные методы ценообразования все больше подвергаются сомнению. Первый удар по традиционной модели пришелся на положение о пункте назначения. Еврокомиссия расценила его как нарушение свободы перемещения товаров внутри Европейского союза, что повлекло первую волну пересмотра газовых контрактов. Очевидно, что этот пересмотр был продиктован политической волей ЕС, стремящегося к либерализации газового рынка. С 2008 г. под ударом оказался и принцип ценообразования с привязкой к ценам на нефть. К этому подтолкнул не только принятый Третий энергетический пакет ЕС, направленный на дальнейшую либерализацию, но и множество экономических факторов, в числе которых рецессия в Европе, падение спроса на энергию, увеличение поставок СПГ. Активное распространение идей спотового ценообразования в европейском регионе по примеру самого развитого американского рынка привело к созданию хабов NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, ZEE в Бельгии, Gaspool и NCG в Германии, CEGH в Австрии, PEG во Франции, PSV в Италии (рис. 1).

Кроме того, в тесной связке с некоторыми газовыми хабами работают и биржи, что увеличивает ликвидность. Это в первую очередь лондонская ICE, парижская Powernext, APX-ENDEX в Амстердаме, EEX в Лейпциге и другие. В результате образовавшегося избытка предложения газа на европейском рынке и высоким ценам на нефть, к которым привязаны долгосрочные газовые контракты, биржевые (спотовые) цены TTF Hub в 2008–2014 гг. были ниже контрактных цен на российский газ[31].

Тогда «Газпрому» удалось, не меняя механизм ценообразования, договориться о предоставлении ценовых скидок, чтобы не потерять долю рынка. Но исторический баланс интересов был смещен в пользу потребителей. К примеру, главный конкурент норвежский Statoil решился изменить политику газовых контрактов в пользу отказа от привязки к цене на нефть и по итогам 2015 г. реализовал 75% газа по спотовым ценам. Но дальнейшая перестройка системы ценообразования на газ в ЕС может привести к увеличению колебаний цен, росту неопределенности для экспорта и капиталовложений.

Основная проблема хабов, которая не дает полностью отказаться от долгосрочных контрактов, это маленькие объёмы торгов реальным газом. В результате такой модели ценообразования могут вырасти различного рода спекуляции на бирже и манипуляции со стороны аффилированных лиц. Объемов СПГ также недостаточно, чтобы удовлетворить весь спрос, так как основные производители больше нацелены на азиатские рынки, где цена выше. Поэтому спрос на российский газ сохраняется. Так, в ноябре 2016 г. удалось нарастить экспорт трубопроводного газа из России на 19,3% относительно ноября 2015 г., а добыча за 2016 г. увеличилась на 5,5%, чем годом ранее (рисунок 2)[32]. Поставки в дальнее зарубежье увеличились на 30,2% (табл. 1).

Таблица 1

Повышение спроса на российский газ в Европе обусловлено его относительно низкой ценой, которая в ноябре 2016 г. на границе с Германией составила 162 $/тыс. куб. м, оказавшись на 19,8% ниже спотовой цены газа на хабе TTF (рисунок 3).

Низкие цены на российский газ объясняются их индексацией по ценам на нефть с лагом в 6-9 месяцев, которые в марте 2016 г. были на относительно низком уровне (в среднем 39 $/баррель). Это позволило «Газпрому» рекордно увеличить долю рынка и удовлетворить почти треть европейского спроса.

На данный момент рынок газа в Европе носит гибридный характер. Европейские страны пока не готовы отказаться от российского газа, но определенно будут все больше настаивать на пересмотре механизмов ценообразования, чтобы уменьшить ресурсную ренту в структуре цены, а в качестве «аргументов» уже сейчас ведется увеличение мощности газовых хабов и приемных СПГ-терминалов для снижения влияния от российского экспорта, угрожающего энергетической безопасности. Все это бросает новые вызовы для российского экспорта природного газа. Поэтому выбор модели ценообразования — критическая задача, которую необходимо решить «Газпрому» для сохранения доли рынка и появления новых стимулов к экспорту природного газа в Европу.

На рынке газа мечта ПАО «Газпром» о равной прибыльности всех продаж, к которой она стремится, пока далека от реализации. Поиск альтернативной модели ценообразования важен для всей российской экономики, которая оказалась не готова к низким ценам на нефть и привязанным к ним ценам на газ, что нанесло ей двойной удар. Из-за роста числа буровых установок в США и развития сланцевой добычи сохраняется неопределенность на рынке нефти, поэтому не стоит ждать возвращения к ценам, при которых целесообразны долгосрочные газовые контракты с привязкой. Так как федеральный бюджет во многом зависит от нефтегазовых поступлений, то привязка одного экспортируемого сырьевого ресурса к другому наносит удар по бюджетной обеспеченности и влечет за собой негативные последствия.

Глава 3. Переход на биржевое ценообразование

Заключение

Список литературы

Тем не менее, начиная с 2000-х гг., традиционные методы ценообразования все больше подвергаются сомнению. Первый удар по традиционной модели пришелся на положение о пункте назначения. Еврокомиссия расценила его как нарушение свободы перемещения товаров внутри Европейского союза, что повлекло первую волну пересмотра газовых контрактов. Очевидно, что этот пересмотр был продиктован политической волей ЕС, стремящегося к либерализации газового рынка. С 2008 г. под ударом оказался и принцип ценообразования с привязкой к ценам на нефть. К этому подтолкнул не только принятый Третий энергетический пакет ЕС, направленный на дальнейшую либерализацию, но и множество экономических факторов, в числе которых рецессия в Европе, падение спроса на энергию, увеличение поставок СПГ. Активное распространение идей спотового ценообразования в европейском регионе по примеру самого развитого американского рынка привело к созданию хабов NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, ZEE в Бельгии, Gaspool и NCG в Германии, CEGH в Австрии, PEG во Франции, PSV в Италии (рис. 1).

Рисунок 1. Основные газовые хабы в Европе

Кроме того, в тесной связке с некоторыми газовыми хабами работают и биржи, что увеличивает ликвидность. Это в первую очередь лондонская ICE, парижская Powernext, APX-ENDEX в Амстердаме, EEX в Лейпциге и другие. В результате образовавшегося избытка предложения газа на европейском рынке и высоким ценам на нефть, к которым привязаны долгосрочные газовые контракты, биржевые (спотовые) цены TTF Hub в 2008–2014 гг. были ниже контрактных цен на российский газ[31].

Тогда «Газпрому» удалось, не меняя механизм ценообразования, договориться о предоставлении ценовых скидок, чтобы не потерять долю рынка. Но исторический баланс интересов был смещен в пользу потребителей. К примеру, главный конкурент норвежский Statoil решился изменить политику газовых контрактов в пользу отказа от привязки к цене на нефть и по итогам 2015 г. реализовал 75% газа по спотовым ценам. Но дальнейшая перестройка системы ценообразования на газ в ЕС может привести к увеличению колебаний цен, росту неопределенности для экспорта и капиталовложений.

Основная проблема хабов, которая не дает полностью отказаться от долгосрочных контрактов, это маленькие объёмы торгов реальным газом. В результате такой модели ценообразования могут вырасти различного рода спекуляции на бирже и манипуляции со стороны аффилированных лиц. Объемов СПГ также недостаточно, чтобы удовлетворить весь спрос, так как основные производители больше нацелены на азиатские рынки, где цена выше. Поэтому спрос на российский газ сохраняется. Так, в ноябре 2016 г. удалось нарастить экспорт трубопроводного газа из России на 19,3% относительно ноября 2015 г., а добыча за 2016 г. увеличилась на 5,5%, чем годом ранее (рисунок 2)[32]. Поставки в дальнее зарубежье увеличились на 30,2% (табл. 1).


Рисунок 2. Добыча природного газа в России и его трубопроводный экспорт (млрд куб. м) [33]

Таблица 1

Основные направления экспорта трубопроводного газа из России (млрд куб. м)

Повышение спроса на российский газ в Европе обусловлено его относительно низкой ценой, которая в ноябре 2016 г. на границе с Германией составила 162 $/тыс. куб. м, оказавшись на 19,8% ниже спотовой цены газа на хабе TTF (рисунок 3).

Рисунок 3. Цены на природный газ (долл./тыс. куб. м) [34]

Низкие цены на российский газ объясняются их индексацией по ценам на нефть с лагом в 6-9 месяцев, которые в марте 2016 г. были на относительно низком уровне (в среднем 39 $/баррель). Это позволило «Газпрому» рекордно увеличить долю рынка и удовлетворить почти треть европейского спроса.

На данный момент рынок газа в Европе носит гибридный характер. Европейские страны пока не готовы отказаться от российского газа, но определенно будут все больше настаивать на пересмотре механизмов ценообразования, чтобы уменьшить ресурсную ренту в структуре цены, а в качестве «аргументов» уже сейчас ведется увеличение мощности газовых хабов и приемных СПГ-терминалов для снижения влияния от российского экспорта, угрожающего энергетической безопасности. Все это бросает новые вызовы для российского экспорта природного газа. Поэтому выбор модели ценообразования — критическая задача, которую необходимо решить «Газпрому» для сохранения доли рынка и появления новых стимулов к экспорту природного газа в Европу.

Выводы

В газовом секторе ценовые войны связаны с несовершенной конкуренцией на этом рынке. Так, цена продажи газа на внешнем и внутреннем рынках резко отличается, хотя газовый монополист и стремится убедить государство в необходимости повышения цены на внутреннем рынке
либо сократить этот сегмент.

Ценовые войны проводят фирмы, имеющие доминирующее положение: происходит разделение покупателей на группы с целью установления различных цен на одни товар и таким образом влиять на состояние конкуренции на смежных рынках — мелкооптовых и розничных продаж нефтепродуктов. При этом вопрос определения показателей ценовой дискриминации — разницы в установлении цен между группами потребителями не может быть решен без применения инструментов математического моделирования. Так, в значительном количестве случаев фирмы используют политику «ценовых коридоров» при установлении цен раз личным группам потребителей. При этом частично диапазоны цен, устанавливаемых для различных групп потребителей (или потребителей разных регионов), могут пересекаться, что на практике существенно затрудняет установление применения различных цен к различным группам потребителей на одни товар или услугу.


С целью государственного регулирования дефектов рынков необходима разработка инструментов, позволяющих оценивать вероятностные характеристики пороговых значений диапазонов цен между группами потребителей. Особенно это значимо для анализа поведения фирм в условиях биржевых торгов, когда дискриминация потребителей не может быть выявлена явно.

На рынке газа мечта ПАО «Газпром» о равной прибыльности всех продаж, к которой она стремится, пока далека от реализации. Поиск альтернативной модели ценообразования важен для всей российской экономики, которая оказалась не готова к низким ценам на нефть и привязанным к ним ценам на газ, что нанесло ей двойной удар. Из-за роста числа буровых установок в США и развития сланцевой добычи сохраняется неопределенность на рынке нефти, поэтому не стоит ждать возвращения к ценам, при которых целесообразны долгосрочные газовые контракты с привязкой. Так как федеральный бюджет во многом зависит от нефтегазовых поступлений, то привязка одного экспортируемого сырьевого ресурса к другому наносит удар по бюджетной обеспеченности и влечет за собой негативные последствия.

Глава 3. Переход на биржевое ценообразование

как решение проблем ценовых войн на рынке газа

По мере развития рынка газа начинают появляются условия для роста конкуренции между добывающими компаниями, что в свою очередь приводит к увеличению объемов спотовой торговли, то есть развитию рыночного ценообразования. Для этого в «Энергетической стратегии-2035», была поставлена такая задача, как «развитие механизмов реализации природного газа на организованных торгах (товарных биржах и в торговых системах)»[35].

Для отработки современных технологий биржевой торговли было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» от 2 сентября 2006 г. В связи с этим была открыта электронная торговая площадка (ЭТП) ООО «Газпром Межрегионгаз», на которой, в последствии, за 2006-200 гг. должно было быть реализовано 10 млрд м3 (5 млрд м3 - компанией Газпром и 5 млрд м3 - независимыми производителями газа, такими как Роснефть, Новатэк, Газ-Ойл трейдинг, ЕТК, СевернефтьУренгой). В декабре 2007 г. выходит Постановление № 851 «О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 году». Общий объем продаж газа по свободным ценам должен был составить 15 млрд м3 (так же. как и перед этим. 50 % (7,5 млрд м3) реализуется компанией Газпром и 50 % независимыми производителями газа), таким образом, в ходе всего эксперимента должно было быть реализовано 25 млрд м3, однако фактически этот объем был немного меньше и составил 13,3 млрд м3, из которых 7,5 млрд м3 пришлось на долю Газпрома. Общая стоимость составила 20,7 млрд руб. С 1 января 2009 г. эксперимент был завершен[36].


По результатам работы ЭТП ООО «Газпром Межрегионгаз», было принято Постановление № 323 от 16 апреля 2012 г. «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты правительства российской федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром», в котором помимо разрешения на торговлю газом на внутреннем рынке по «свободным» ценам был также закреплен объем реализации газа компанией Газпром, который с 2013 г. составляет 17,5 млрд м3. В связи с этим постановлением в октябре 2014 г. на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на внутренний рынок была запушена продажа газа. За три месяца торговли в 2014 г. объем продаж составил 0,534 млрд м3. В 2015 г. он уже был равен 7.486 млрд м3, а за 2016 г. увеличился больше чем в два раза и составил 15.153 млрд м3. Если сравнить объем продаж газа за 2017 г. с аналогичным периодом 2016 г.. то в январе этого года общий объем торгов увеличился на 23,5 %, а в феврале и в марте белее чем на 13 % (см. табл. 2)[37].

Таблица 2

Объем торгов газа на СПбМТСБ (тыс. м3)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

январь

-

134.6

826.0

1 020.3

февраль

-

152.0

1 059.4

1 201.6

март

-

130.6

1 139.1

1 289.0

апрель

-

239.8

1 125.1

май

-

355.2

1 068.8

июнь

-

528.4

1 632.8

июль

-

845.8

1506.3

август

-

951.1

1651.3

сентябрь

-

1 299.5

1 869.3

октябрь

21.0

1634.4

1 313.9

ноябрь

198.4

351.8

1 065.2

декабрь

314.8

863.5

896.0


При биржевом ценообразование наиболее популярный метод - это определение цены по s-образной кривей. Суть его заключается в том. что цена определяется рынком до минимальных и максимальных значений, другими словами, формируется диапазон цен, которые будут удовлетворял), как потребителей так и поставщиков. Сравнив итоговую цену установленную федеральной службой тарифов России и итоговую цену газа, приобретенного на бирже, которая включает в себя средневзвешенную цену торгов, цену транспортировки до газораспределительных сетей, вознаграждение координаторов и плату за пользование кредитом, можно сделать вывод о том, что за все время функционирования СПбМТСБ биржевая цена была ниже. Так, к примеру, в марте 2017 г. итоговая средняя цена на бирже была почти на 4,5 % ниже установленной Федеральной службой по тарифам (ФСТ) (по внебиржевым договорам она была равна 4 210,96 руб. тыс. м3, в то время как по биржевым договорам составила 4 024,94 руб./тыс. м3). В июне и июле 2016 г. разница между этими показателями почти достигала уровня 10 %, а в среднем за год была равна 6,5 %.(см. рис. 4).

Рисунок 4. Соотношение средних итоговых цен внебиржевых и биржевых договоров за 2016-2017 гг. (руб./тыс. м3) [38]

Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что в настоящее время происходит активный переход к рыночному ценообразованию на газ и постепенный отказ от регулируемых цен. Все это не может не сказаться на основных потребителях газа. На внутреннем рынке структура потребления выглядит следующим образом (см. рис. 5).

Рисунок 5. Структура продаж газа по группам потребителей

Основными потребителями являются население и электроэнергетика, их доля потребления составляет 24 % и 23 % соответственно. Среди организаций энергетического комплекса стоит различать организации направленные на выработку электроэнергии и на выработку тепловой энергии. Последние расположены в черте города и перейти с газа на другой вид топлива для них не целесообразно по ряду причет.

1. Для хранения топлива нужны площади. Во-первых, в черте города таких площадей нет. во-вторых, аренда в городе дороже, чем за его пределами:

2. Встает экологический вопрос, так как газ - самое экологичное топливо, сжигаемое на тепловых станциях в России.

В связи с тем. что производство тепловой энергии напрямую зависит от газа, то именно на этой отрасли мы и рассмотрим влияние перехода на биржевое ценообразование для потребителей газа, при условии, что будет осуществлен отказ от лимитного газа и переход к биржевому или рыночному ценообразованию для всех потребителей газа.