Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Практика формирования цен на газ в России. Проблемы ценовой дискриминации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемы ценовых войн в экономике

1.1. Понятие ценовых войн и их виды

1.2. Последствия ценовых войн

Глава 2. Анализ ценовых войн на рынке газа

2.1. Ценообразование на газ в зарубежных странах

Ценообразование на газ в США происходит следующим образом. В газовой промышленности США в основном действуют частные компании. Транспортировку и распределение газа осуществляют коммунальные предприятия, на деятельность которых распространяется федеральное регулирование, а также регулирование различных штатов. До Решения Верховного суда от 1954 г. цены на газ в США не регулировались и находились на весьма низком уровне по сравнению с ценами на конкурирующие виды топлива. Однако по мере формирования и развития трубопроводной системы начал формироваться и внутренний рынок газа.

Реструктуризация газового сектора обеспечила образованием высоко- ликвидного и прозрачного рынка для реализации газа как товара и услуг по его транспортировке на рынки сбыта. Система формирования цен на физические объемы газа в США основана на ценах в реально существующем месте физической торговли газонефтепроводном узле Хенри-Хаб, который является не только контрольным пунктом для торговли реальным газом, но и основой для торговли фьючерсными контрактами. Котировки по фьючерсным контрактам на Хенри-Хаб обладают тем преимуществом, что они абсолютно прозрачны, поскольку эта торговля осуществляется на бирже[19].

На североамериканском рынке помимо газа продаются и мощности по их транспортировке. В связи с этим грузоотправители резервируют мощности на прокачку газа на следующий месяц поставки. Газотранспортные компании для создания новых мощностей и страхования своих рисков от неисполнения контрактов по транспортировке газа используют механизм в виде обязательства «прокачивая или плати».

В США по закону ренту получает владелец земли в виде роялти, размер которого ограничен 12,5% и который до 1980-х гг. определяется на основе регулируемой цены на устье скважины[20]. После реструктуризации газовой промышленности в Северной Америке цены на газ определялись конкуренцией между различными поставщиками газа и не требовали привязки к ценам на нефть.

Спотовый рынок наличного товара в Америке отличается высокой неустойчивостью, поэтому участники рынка используют производственные инструменты для управления ценовыми рисками. Так, на Нью-Йоркской товарной бирже с этой целью используются фьючерсные контракты на поставку газа в будущие периоды, продолжительностью вплоть до 72 месяцев.

Помимо других факторов, спотовые цены на природный газ и цены от- дельных месячных фьючерсов во многом зависят от фактора сезонности. Для сглаживания влияния данного фактора и получения более стабильного критерия измерения цен на газ используются ценовые ряды «стрип». Цена «стрип» представляет собой среднее значение котировок последующих 12 месяцев фьючерсных контрактов и фактически устраняет фактор сезонности ценовых рядов по спотовым и фьючерсным сделкам.

Ценообразование на газ в Великобритании слегка отличается. На начальном этапе своего развития газовая отрасль Великобритании была монополизирована. Единственным потребителем всего добываемого газа в Великобритании в то время являлась государственная компания British Gas, которая затем распределяла продукцию другим потребителям по принципу «бери или плати». Все это изменилось с принятием в 1986 г. закона «О природном газе», нормативные положения которого установили правила доступа третьих сторон со стороны крупных потребителей[21].

При переходе газового сектора экономики Великобритании от государственного монопольного контроля своей отрасли к ликвидному рынку были решены три основные задачи. Во-первых, была осуществлена приватизация Бритиш Газ и создан одновременно с этим регулирующий орган для надзора за частной компанией. Во-вторых, законодательная база обеспечивала доступ третьих сторон к газотранспортной системе, а в последствии была внедрена система с оплатой на входе и выходе трубы, что обеспечивало возможность организации всей газотранспортной системы Великобритании в качестве единого рынка. И, в-третьих, согласно принятым документам была освобождена часть клиентов Бритиш Газ от их обязательств по закупке газа, в результате чего появились не связанные обязательствами покупатели как потенциальные клиенты производителей и поставщиков.

Одновременно с этим производители газа были освобож- дены от обязательных продаж своей продукции Бритиш Газ. Принятие вышеизложенных мер происходило одновременно с либерализацией электроэнергетики и ростом требований к обеспечению более экологически чистого производства электроэнергии. Последнее могло быть осуществлено преимущественно за счет использования газа, что определило эластичный по цене спрос, способный поглощать крупные объемы газа в летний период по ценам, обусловленным стоимостью производства электроэнергии на угле.

Еще одной особенность для Великобритании, впрочем, как и для Америки, является наличие стандартизированных режимов взимания ренты и порядка лицензирования деятельности по разработке новых месторождений[22]. В Великобритании, где вопросы использования ресурсов находятся под контролем провинций, рамки лицензирования устанавливает правительство, которое четко определяет правила взимания ренты (в виде дополнительного нефтегазового налога и роялти). В Великобритании, как и в Америке, решения о разработке месторождений принимают частные участники рынка в рамках законодательства, установленного правительством.

В Великобритании хорошо развита конкуренция между различными поставщиками газа, а цены на газ не привязываются в контрактах к ценам на нефть и эволюционируют самостоятельно[23]. Вместе с тем фактическая корреляция между ценами на нефть и газ сохраняется из-за эффектов замещения в долгосрочной перспективе, даже несмотря на то, что цены на газ имеют больше пиков, чем цены на нефть, что отражает более изменчивый спрос на электроэнергию.

Структура и конфигурация рынков газа в континентальной Европе отличаются от Америки и Великобритании, что обусловлено следующими факторами. В отличие от положения в Северной Америке и Великобритании газовые рынки в континентальной части Европейского союза (за исключением Нидерландов) развивались на основе импортируемого газа. Конфигурацию этих импортных рынков определяло стремление стран-экспортеров максимизировать ренту от экспорта газа в качестве компенсации за истощение своих не возобновляемых ресурсов. На сегодняшний день 50% потребления ЕС зависит от трех крупных стран – экспортера газа: Алжира, Норвегии и России. Более того, газ экспортируется в ЕС в основном из семи сверхгигантских месторождений (российские месторождения Ямбург, Уренгой, Медвежье, а с 2000 г. также Заполярное; Гронинген в Нидерландах; Хасси РМел в Алжире и Тролль в Норвегии). Для всех этих месторождений характерно сильное влияние государства на принятие добывающими компаниями решений о разработке и сбыте продукции. Это влияние осуществляется через компании с полным или преобладающим участием в них государства.

Гигантские размеры месторождений обусловили заключение крупных экспортных контрактов со сроком действия в 20 лет и более с рядом ведущих компаний по импорту газа с объемом поставок порядка 5-10 млрд. метров кубических в год[24].

2.2. Практика формирования цен на газ в России. Проблемы ценовой дискриминации

Природный газ занимает одно из ведущих мест в топливно-энергетическом балансе России, играет значительную роль для промышленности: около 65% газа используется для производства электроэнергии и тепловой энергии, порядка 10% потребляется населением, более 15% — для промышленности и другими потребителями, 10% идет на нужды для транспортировки газа[25].. При этом около 2/3 электро и тепловой энергии в России производится благодаря газу; он является важным ресурсом в химической промышленности и в металлургии, используется домами в России для приготовления пищи и обогрева.

Принципы образования цен на газ почти такие же, как и на нефть:

стоимость замещения (стоимость альтернативных источников энергии, конкурирующих с природным газом у конечного потребителя). Внутреннее потребление при ограничении производственных мощностей по добыче в стране ниже уровня спроса на природный газ, рента Хотеллинга на газ собственной добычи монетизируется в стране-импортере. При экспортном ценообразовании по такому принципу рента Хотеллинга монетизируется в стране-экспортере. Если предел производственных мощностей страны ниже совокупного спроса на энергоресурс, поставщик получает максимальную рыночную цену и, соответственно, природную ренту[26];

нэт-бэк по стоимости замещения, которая приведена к пункту сдачи-приемки, расположенному в производственно-сбытовой цепи за границей импортера – голландская (Гронингенская) модель долгосрочного экспортного газового контракта, которая применяется с 1962 г. Концепция стоимости замещения в сочетании с экспортными контрактами, основанными на концепции чистой экспортной цены нэт-бэк, обусловливает разницу чистой экспортной цены на границе страны-экспортера для потребителей (импортеров).

Кроме того, различия в затратах на транспортировку разным потребителям подразумевают различия в величине чистых экспортных цен, получаемых экспортером на своей границе, даже если стоимость замещения на границе потребителей будет одинаковой[27].

При формировании цен для экспорта газа в страны постсоветского пространства и Европейского союза Россия исходит из принципа одинаковой доходности для обеих сторон. Это предполагает, что цены на нэт-бэк при продаже российского газа своим непосредственным соседям сопоставимы с ценами нэт-бэк для покупателей газа в странах ЕС. На начальной стадии освоения месторождений основные капиталовложения инвестор осуществляет не в добычу природного газа, а в строительство газопроводов. Поэтому для быстрейшей окупаемости инвестиций при освоении месторождения инвестор заинтересован в стабильных и долгосрочных контрактов.

Минимизация риска исполнения таких контрактов на этом этапе обеспечивается механизмом типа «бери и (или) плати», а ценового риска - формулой ценообразования «издержки плюс». Договоренности, гарантирующие объемы продаж в течение длительного периода разработки месторождения, дают возможность привлечения заемного капитала, обеспечением которого выступает выручка от реализации контракта.

По мере развития рынка и возникновения условий для конкуренции природного газа с другими энергоносителями происходит смена формулы ценообразования и видов контрактов. В таких ситуациях для получения долгосрочных конкурентных преимуществ устанавливаются единые цены, которые увязываются с ценами на альтернативные энергоносители[28]. Такая привязка сдерживает рост газовых цен, связанный, например, с ухудшением условий разработки новых месторождений; при использовании формулы «издержки плюс» цены в этом случае будут возрастать.

На стадии интенсивного развития рынка монопольная форма организации, как известно, нацелена на снижение издержек и повышение эффективности во всех звеньях «энергетической цепочки». На этой стадии краткосрочные и разовые сделки начинают преобладать, создавая предпосылки для организации биржевой торговли газовыми контрактами. Таким образом, на стадии развитого рынка «формула привязки» уступит место биржевым котировкам, и конкурентное ценообразование будет происходить в рамках пары «газ-газ»[29].

Стоит отметить, что на сегодняшний день ПАО «Газпром» осуществляет экспорт природного газа европейским и китайским потребителям на основе долгосрочных контрактов, большинство из которых заключено на срок до 25 лет на базе межправительственных соглашений, с использованием мультипликативной формулы расчета цены [30].

Тем не менее, начиная с 2000-х гг., традиционные методы ценообразования все больше подвергаются сомнению. Первый удар по традиционной модели пришелся на положение о пункте назначения. Еврокомиссия расценила его как нарушение свободы перемещения товаров внутри Европейского союза, что повлекло первую волну пересмотра газовых контрактов. Очевидно, что этот пересмотр был продиктован политической волей ЕС, стремящегося к либерализации газового рынка. С 2008 г. под ударом оказался и принцип ценообразования с привязкой к ценам на нефть. К этому подтолкнул не только принятый Третий энергетический пакет ЕС, направленный на дальнейшую либерализацию, но и множество экономических факторов, в числе которых рецессия в Европе, падение спроса на энергию, увеличение поставок СПГ. Активное распространение идей спотового ценообразования в европейском регионе по примеру самого развитого американского рынка привело к созданию хабов NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, ZEE в Бельгии, Gaspool и NCG в Германии, CEGH в Австрии, PEG во Франции, PSV в Италии (рис. 1).

Кроме того, в тесной связке с некоторыми газовыми хабами работают и биржи, что увеличивает ликвидность. Это в первую очередь лондонская ICE, парижская Powernext, APX-ENDEX в Амстердаме, EEX в Лейпциге и другие. В результате образовавшегося избытка предложения газа на европейском рынке и высоким ценам на нефть, к которым привязаны долгосрочные газовые контракты, биржевые (спотовые) цены TTF Hub в 2008–2014 гг. были ниже контрактных цен на российский газ[31].

Тогда «Газпрому» удалось, не меняя механизм ценообразования, договориться о предоставлении ценовых скидок, чтобы не потерять долю рынка. Но исторический баланс интересов был смещен в пользу потребителей. К примеру, главный конкурент норвежский Statoil решился изменить политику газовых контрактов в пользу отказа от привязки к цене на нефть и по итогам 2015 г. реализовал 75% газа по спотовым ценам. Но дальнейшая перестройка системы ценообразования на газ в ЕС может привести к увеличению колебаний цен, росту неопределенности для экспорта и капиталовложений.

Основная проблема хабов, которая не дает полностью отказаться от долгосрочных контрактов, это маленькие объёмы торгов реальным газом. В результате такой модели ценообразования могут вырасти различного рода спекуляции на бирже и манипуляции со стороны аффилированных лиц. Объемов СПГ также недостаточно, чтобы удовлетворить весь спрос, так как основные производители больше нацелены на азиатские рынки, где цена выше. Поэтому спрос на российский газ сохраняется. Так, в ноябре 2016 г. удалось нарастить экспорт трубопроводного газа из России на 19,3% относительно ноября 2015 г., а добыча за 2016 г. увеличилась на 5,5%, чем годом ранее (рисунок 2)[32]. Поставки в дальнее зарубежье увеличились на 30,2% (табл. 1).

Таблица 1

Повышение спроса на российский газ в Европе обусловлено его относительно низкой ценой, которая в ноябре 2016 г. на границе с Германией составила 162 $/тыс. куб. м, оказавшись на 19,8% ниже спотовой цены газа на хабе TTF (рисунок 3).

Низкие цены на российский газ объясняются их индексацией по ценам на нефть с лагом в 6-9 месяцев, которые в марте 2016 г. были на относительно низком уровне (в среднем 39 $/баррель). Это позволило «Газпрому» рекордно увеличить долю рынка и удовлетворить почти треть европейского спроса.

На данный момент рынок газа в Европе носит гибридный характер. Европейские страны пока не готовы отказаться от российского газа, но определенно будут все больше настаивать на пересмотре механизмов ценообразования, чтобы уменьшить ресурсную ренту в структуре цены, а в качестве «аргументов» уже сейчас ведется увеличение мощности газовых хабов и приемных СПГ-терминалов для снижения влияния от российского экспорта, угрожающего энергетической безопасности. Все это бросает новые вызовы для российского экспорта природного газа. Поэтому выбор модели ценообразования — критическая задача, которую необходимо решить «Газпрому» для сохранения доли рынка и появления новых стимулов к экспорту природного газа в Европу.

На рынке газа мечта ПАО «Газпром» о равной прибыльности всех продаж, к которой она стремится, пока далека от реализации. Поиск альтернативной модели ценообразования важен для всей российской экономики, которая оказалась не готова к низким ценам на нефть и привязанным к ним ценам на газ, что нанесло ей двойной удар. Из-за роста числа буровых установок в США и развития сланцевой добычи сохраняется неопределенность на рынке нефти, поэтому не стоит ждать возвращения к ценам, при которых целесообразны долгосрочные газовые контракты с привязкой. Так как федеральный бюджет во многом зависит от нефтегазовых поступлений, то привязка одного экспортируемого сырьевого ресурса к другому наносит удар по бюджетной обеспеченности и влечет за собой негативные последствия.

Глава 3. Переход на биржевое ценообразование

Заключение

Список литературы

В настоящее время отрасль теплоснабжения находится в упадочном состоянии, которая при постоянном росте тарифов на тепловую энергию, а также при росте износа основных фондов, увеличивающихся потерь теплоносителя и затрат на обслуживание объектов теплоснабжения не внедряет новых технологий и не несет прибыли. Особенно это характерно для квартальных сетей и отопительных котельных, так как объекты отрасли теплоснабжения (теплоэлектроцентрали, котельные, тактовые сети и тепловые пункты) находятся в черте города. При этом с ценообразованием тепловой энергии с коллекторов котельных более-менее понятно, так как котельная производит один продукт - тепловую энергию, и все затраты относятся на себестоимость и входят в конечную цену тепловой энергии. При этом доля топливных затрат на котельных варьируется от 50 % до 80 % в зависимости
от типа используемого топлива.

Тарифообразование тепловой энергии в России - это регулируемая сфера деятельности, которая основывается на использовании следующих методов: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод индексации установленных тарифов; метод сравнения аналогов; метод альтернативной котельной.

Из перечисленных методов наиболее часто используется и применяется на практике метод экономически обоснованных расходов (затрат). Данные тарифы и пены устанавливаются на один год, которые в последствии корректируются методом индексации установленных тарифов. Метод сравнения аналогов в энергетике в целом и в теплоснабжении в частности, не применим, так как компании и объекты теплоснабжения слишком отличаются друг от друга, что не позволяет корректно использовать данный метод для определения тарифов на тепловую энергию.

Согласно энергетической стратегии России в области развития теплоснабжения планируется повсеместный переход на метод альтернативной котельной, который направлен на повышение конкуренции и эффективности теплоснабжения, за счет модернизации объектов теплоснабжения, оптимизации бизнес-процессов в компаниях. Помимо этого, переход на этот метод тарифообразования позволит привнести в отрасль долгосрочное регулирование.

В качестве основных параметров, определяющих тариф на тепловую энергию, предлагается использовать следующие показатели: типовые капитальные затраты в расчете на 1 Гкал/ч; поправочный климатический коэффициент; поправочный коэффициент сейсмичности; стоимость используемого топлива; типовые операционные затраты; типовые параметры окупаемости проекта.


В соответствии с показателями в методике обозначены примерные тарифы на тепло, в разных регионах Российской Федерации, которые представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Структура тарифа альтернативной котельной по регионам РФ

Из рисунка 6 видно, что согласно методу альтернативной котельной затраты на топливо составляют примерно треть конечного тарифа на тепловую энергию. Также при расчете тарифа по данному методу учитывается квартальная сеть для конечного потребителя. Если убрать затраты на сети, то доля топлива для генерации тепла возрастет до 50-70 %. В связи с этим можно сделать вывод о том. что внедрение биржевого ценообразования на газ приведет к увеличению волатильности тарифа на тепло и сложностям к прогнозированию.

Выводы

Постепенный переход к биржевому ценообразованию и отказу от
регулируемых цен на газ приведет к росту волатильности цен на рынке газа. Однако при этом уровень цен на биржевые договора остается ниже внебиржевых. Данная тенденция показывает, что за счет долгосрочного периода регулирования при одинаковом уровне тарифов на тепло (при условии перехода на рыночное ценообразование газа) у организаций отрасти теплоснабжения будет возможность полупить дополнительные источники финансирования и прибыть до момента корректировки верхнего уровня тарифов в следующем периоде регулирования. Но, если для энергетических предприятий (дочерних обществ производителей газа) введут трансфертные цены, которые будут ниже биржевых, то для данных потребителей переход на биржевое ценообразование газа не окажет никакого влияния.

Заключение

Ценовая война - термин, означающий конкурентное понижение цен, имеющее целью «перетянуть» клиентов от конкурентов.

К основным причинам ценовых войн можно отнести: ценообразование при проникновении; олигополию (мало конкурентов); угрозу банкротства; выведение новым продавцом на рынок товара, который имеет важное значение для конкурента, но по более низкой цене, его дешевый аналог; дифференциацию продукта.

В зависимости от причины возникновения выделяют стихийные (незапланированные) ценовые войны и вызванные целенаправленными действиями конкурирующих организаций (стратегия «хищника»). Причиной стихийных войн может быть ложная информация о ценовой политике конкурентов. Стратегия «хищника» подразумевает временное снижение цен и обычно ниже уровня переменных издержек.


Существуют также тендерные и демпинговые ценовые войны. Тендерные войны возникают при проведении конкурсных торгов на поставку или производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Демпинговые ценовые войны в основном используются в международной торговле с целью завоевания мирового рынка.

Проводить ценовые войны достаточно рискованно и быть их объектом тоже опасно. В целом, они наносят ущерб отрасли. Поэтому фирмам не стоит злоупотреблять с проведением агрессивной политики снижения цен, то есть со стратегией конкурентных цен, которые могут спровоцировать конкурентов на снижение цен. Конкуренция должна быть конструктивной, а не деструктивной.

В газовом секторе ценовые войны связаны с несовершенной конкуренцией на этом рынке. Так, цена продажи газа на внешнем и внутреннем рынках резко отличается, хотя газовый монополист и стремится убедить государство в необходимости повышения цены на внутреннем рынке
либо сократить этот сегмент.

Ценовые войны проводят фирмы, имеющие доминирующее положение: происходит разделение покупателей на группы с целью установления различных цен на одни товар и таким образом влиять на состояние конкуренции на смежных рынках — мелкооптовых и розничных продаж нефтепродуктов. При этом вопрос определения показателей ценовой дискриминации — разницы в установлении цен между группами потребителями не может быть решен без применения инструментов математического моделирования. Так, в значительном количестве случаев фирмы используют политику «ценовых коридоров» при установлении цен раз личным группам потребителей. При этом частично диапазоны цен, устанавливаемых для различных групп потребителей (или потребителей разных регионов), могут пересекаться, что на практике существенно затрудняет установление применения различных цен к различным группам потребителей на одни товар или услугу.

С целью государственного регулирования дефектов рынков необходима разработка инструментов, позволяющих оценивать вероятностные характеристики пороговых значений диапазонов цен между группами потребителей. Особенно это значимо для анализа поведения фирм в условиях биржевых торгов, когда дискриминация потребителей не может быть выявлена явно.

На рынке газа мечта ПАО «Газпром» о равной прибыльности всех продаж, к которой она стремится, пока далека от реализации. Поиск альтернативной модели ценообразования важен для всей российской экономики, которая оказалась не готова к низким ценам на нефть и привязанным к ним ценам на газ, что нанесло ей двойной удар. Из-за роста числа буровых установок в США и развития сланцевой добычи сохраняется неопределенность на рынке нефти, поэтому не стоит ждать возвращения к ценам, при которых целесообразны долгосрочные газовые контракты с привязкой. Так как федеральный бюджет во многом зависит от нефтегазовых поступлений, то привязка одного экспортируемого сырьевого ресурса к другому наносит удар по бюджетной обеспеченности и влечет за собой негативные последствия.


Постепенный переход к биржевому ценообразованию и отказу от
регулируемых цен на газ приведет к росту волатильности цен на рынке газа. Однако при этом уровень цен на биржевые договора остается ниже внебиржевых. Данная тенденция показывает, что за счет долгосрочного периода регулирования при одинаковом уровне тарифов на тепло (при условии перехода на рыночное ценообразование газа) у организаций отрасти теплоснабжения будет возможность полупить дополнительные источники финансирования и прибыть до момента корректировки верхнего уровня тарифов в следующем периоде регулирования. Но, если для энергетических предприятий (дочерних обществ производителей газа) введут трансфертные цены, которые будут ниже биржевых, то для данных потребителей переход на биржевое ценообразование газа не окажет никакого влияния.

Список литературы

Федеральный закон от 26.07.2012 г. (с изм. и доп.) №135-ФЗ «О защите конкуренцию»

Борзенко Р.Е., Гордеева А.А. Ценовые войны и их последствия // В сборнике: Первая ступень в науке Сборник трудов ВГМХА по результатам работы. 2014. С. 146-149.

«Газпром» на внешних рынках //«Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://www.gazpromquestions.ru/foreign-markets/#c157

Гаранян А.С. Ценообразование – «ценовая война» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 269-273.

Григорьев М.И. Демпинг в ценовых войнах // В сборнике: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 80-82.

Гуляева Л.А., Ковтун О.И., Немцева Ю.В. Ценовые войны и экономические кризисы в России // В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании.

Гусева Н. В. Цены и ценообразование на предприятии: учеб. пособие /Н. В. Гусева . – Самара: СГТУ, 2014. – 160 с.

Денисов В.Н. Некоторые аспекты управления прибылью. Образование и наука в современных условиях. 2016. № 4 (9). С. 199-203.

Денисов В.Н., Журавлева Н.С. Эффективность производства и ее измерители. В сборнике: ИННОВАЦИИ В БИЗНЕСЕ, НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ сборник научных работ по итогам очно-заочной научно-практической конференции. Учебный центр "5 баллов". 2016. С. 20-23.

Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Ботоногов В.С., Якунин М.А. Формирование международных цен на газ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017.№ 7. С. 61-66.


Киреев В.С., Макарова Е.А. Ценовые войны в Российской Федерации // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 45-46.

  1. Курбатов М. Ю. Основные принципы и параметры механизма «альтернативной котельной. - М., 2012.

Павлов А.Ю., Руденко Е.В. Роль государства и рынка в регулировании цены на газ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 68. С. 190-197.

Развитие солнечной энергетики / Энергетический бюллетень. - 2017. - № 44 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf (дата обращения 02.02.2018).

Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2015. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 140-143.

Степанов И.А., Рейшахрит Е.И. Механизмы формирования цен на природный газ: исторические аспекты и современные тенденции // В сборнике: Нефть и газ - 2017 Сборник трудов 71-ой Международной молодежной научной конференции. 2017. С. 363-369.

  1. Хусайнов Ф. И. Ценовая дискриминация в системе железнодорожных грузовых тарифов // Экономика ж. д. - 2011. - № 7. - С. 41-49.

Цалкович Е.А. Ценовая война: причины и последствия // В сборнике: НАУЧНЫЙ ПОИСК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 142-143.

Ценообразование на рынках газа / Энергетический бюллетень. - 2015. - № 21 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/ a/ 4857.pdf (дата обращения 02.02.2018).

  1. Энергетическая стратегия-2035 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.energystrategy.ru.
  2. Официальный сайт «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.://spimex.com.
  1. Григорьев М.И. Демпинг в ценовых войнах // В сборнике: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 80-82.

  2. Гаранян А.С. Ценообразование – «ценовая война» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 269-273.

  3. Цалкович Е.А. Ценовая война: причины и последствия // В сборнике: НАУЧНЫЙ ПОИСК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 142-143.

  4. Григорьев М.И. Демпинг в ценовых войнах // В сборнике: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 80-82.

  5. Гуляева Л.А., Ковтун О.И., Немцева Ю.В. Ценовые войны и экономические кризисы в России // В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании.

    Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2015. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 140-143.

  6. Гуляева Л.А., Ковтун О.И., Немцева Ю.В. Ценовые войны и экономические кризисы в России // В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 140-143.

  7. Гаранян А.С. Ценообразование – «ценовая война» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 269-273.

  8. Хусайнов Ф. И. Ценовая дискриминация в системе железнодорожных грузовых тарифов // Экономика ж. д. - 2011. - № 7. - С. 41-49.

  9. Цалкович Е.А. Ценовая война: причины и последствия // В сборнике: НАУЧНЫЙ ПОИСК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 142-143.

  10. Гаранян А.С. Ценообразование – «ценовая война» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 269-273.

  11. Киреев В.С., Макарова Е.А. Ценовые войны в Российской Федерации // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 45-46.

  12. Борзенко Р.Е., Гордеева А.А. Ценовые войны и их последствия // В сборнике: Первая ступень в науке Сборник трудов ВГМХА по результатам работы. 2014. С. 146-149.

  13. Борзенко Р.Е., Гордеева А.А. Ценовые войны и их последствия // В сборнике: Первая ступень в науке Сборник трудов ВГМХА по результатам работы. 2014. С. 146-149.

  14. Денисов В.Н. Некоторые аспекты управления прибылью. Образование и наука в современных условиях. 2016. № 4 (9). С. 199-203.

  15. Денисов В.Н., Журавлева Н.С. Эффективность производства и ее измерители. В сборнике: ИННОВАЦИИ В БИЗНЕСЕ, НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ сборник научных работ по итогам очно-заочной научно-практической конференции. Учебный центр "5 баллов". 2016. С. 20-23.

  16. Киреев В.С., Макарова Е.А. Ценовые войны в Российской Федерации // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 45-46.

  17. Цалкович Е.А. Ценовая война: причины и последствия // В сборнике: НАУЧНЫЙ ПОИСК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 142-143.

  18. Гусева Н. В. Цены и ценообразование на предприятии: учеб. пособие /Н. В. Гусева . – Самара: СГТУ, 2014. – 160 с.

  19. Степанов И.А., Рейшахрит Е.И. Механизмы формирования цен на природный газ: исторические аспекты и современные тенденции // В сборнике: Нефть и газ - 2017 Сборник трудов 71-ой Международной молодежной научной конференции. 2017. С. 363-369.

  20. Павлов А.Ю., Руденко Е.В. Роль государства и рынка в регулировании цены на газ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 68. С. 190-197.

  21. Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Ботоногов В.С., Якунин М.А. Формирование международных цен на газ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017.№ 7. С. 61-66.

  22. Павлов А.Ю., Руденко Е.В. Роль государства и рынка в регулировании цены на газ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 68. С. 190-197.

  23. Степанов И.А., Рейшахрит Е.И. Механизмы формирования цен на природный газ: исторические аспекты и современные тенденции // В сборнике: Нефть и газ - 2017 Сборник трудов 71-ой Международной молодежной научной конференции. 2017. С. 363-369.

  24. Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Ботоногов В.С., Якунин М.А. Формирование международных цен на газ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017.№ 7. С. 61-66.

  25. Павлов А.Ю., Руденко Е.В. Роль государства и рынка в регулировании цены на газ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 68. С. 190-197.

  26. Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Ботоногов В.С., Якунин М.А. Формирование международных цен на газ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017.№ 7. С. 61-66.

  27. Степанов И.А., Рейшахрит Е.И. Механизмы формирования цен на природный газ: исторические аспекты и современные тенденции // В сборнике: Нефть и газ - 2017 Сборник трудов 71-ой Международной молодежной научной конференции. 2017. С. 363-369.

  28. Павлов А.Ю., Руденко Е.В. Роль государства и рынка в регулировании цены на газ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 68. С. 190-197.

  29. Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Ботоногов В.С., Якунин М.А. Формирование международных цен на газ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017.№ 7. С. 61-66.

  30. «Газпром» на внешних рынках //«Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://www.gazpromquestions.ru/foreign-markets/#c157

  31. Ценообразование на рынках газа / Энергетический бюллетень. - 2015. - № 21 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/4857.pdf (дата обращения 02.02.2018).

  32. Развитие солнечной энергетики / Энергетический бюллетень. - 2017. - № 44 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf (дата обращения 02.02.2018).

  33. Развитие солнечной энергетики / Энергетический бюллетень. - 2017. - № 44 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf (дата обращения 02.02.2018).

  34. Развитие солнечной энергетики / Энергетический бюллетень. - 2017. - № 44 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11725.pdf (дата обращения 02.02.2018).

  35. Энергетическая стратегия-2035 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.energystrategy.ru.

  36. Курбатов М. Ю. Основные принципы и параметры механизма «альтернативной котельной. - М., 2012. – С. 12.

  37. Официальный сайт «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.://spimex.com.

  38. Официальный сайт «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.://spimex.com.