Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тема 28 Хорошко Егор Викторович Проверил Главницкая Ирина Николаевна Минск 2021 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления.

Механизм мыслительной деятельности трактовался Гоббсом по образцу арифметических действий. В качестве двух основных умственных операций выступали «сложение» и «вычитание». Операции сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания – расчленение и разъединение представлений и образов. Именно в операциях сложения и вычитания проявляется активность субъекта.

Таким образом, мысли не являются врожденными, они есть результат сложения и вычитания.

Важную роль в познавательном процессе играет, по Гоббсу, речь, выступающая в двух функциях – как орудие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. Взятая по отношению к субъекту речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве ярлыка, метки какой-либо вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта.

С волей, побудительными и познавательными процессами Гоббс связывал генезис произвольных движений и регуляцию человеком своего поведения в целом. Произвольными считал он только те действия, которым предшествуют образы или призраки движения. Произвольные движения могут содержать в себе как одно, так и несколько представлений, предваряющих действие. В своей практической жизни человек строит свое поведение, опираясь на разные уровни размышления. Поведение, основанное на здравом смысле, как правило, ограничено пределами личного благоразумия и опыта. Но для высших достижений человеку нужна мудрость, предполагающая регуляцию своих поступков и поведения не только на основе личного опыта, но еще и на основе данных науки. Научные знания всегда есть сила, увеличивающая потенциальные возможности человека в его практической жизни.

Нельзя не признать того огромного влияния, которое оказали взгляды Гоббса на дальнейшее развитие философии и психологии. Начатая Бэконом эмпирическая линия получила в учении Гоббса свое новое материалистическое обоснование. Его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.

Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс даже в большей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений. Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Гартли и Юма будет придано универсальное значение. В этом отношении Гоббса можно считать предвестником будущей ассоциативной психологии, оказавшей непосредственное влияние на формирование теоретических основ экспериментальной психологии в период ее возникновения.



Пантеизм Б. Спинозы


Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта за неопределенный статус субстанции. С одной стороны, подлинным бытием обладает только бесконечная субстанция - Бог, а с другой стороны, субстанции сотворенные и конечные находятся в зависимости от первой. Значит, субстанции бывают высшего и низшего сорта.

Отсюда следует, что в мире наряду с божественным, есть низшее начало. Эту раздвоенность, пытался преодолеть Спиноза. Учение Спинозы о единой субстанции дается в первой части «Этики», названной «О Боге». По мнению философа, истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует никакой другой субстанции. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется через само себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образовываться».

Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие, Бог не стоит над Природой, не является Творцом вне Природы, Он находится прямо в ней. Сама по себе субстанция обладает набором определенных существенных свойств.

Во-первых, она в полной мере существует, и это доказывается ясностью и отчетливостью идеи.

Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и независима от какого-либо иного существа.

В-третьих, субстанция имеет внутренне присущую причину самой себя. Вне субстанции нет ничего. Она содержит в самой себе все то, что существует вокруг нас.

В-четвертых, субстанции присуще и такое свойство, как бесконечность в пространственном и временном отношениях. Она находится не в потоке времени, а как бы парит над ним.

В-пятых, субстанция является вечной. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Она вечна в плане несотворимости и неуничтожимости.

Спиноза исходил из древнего пантеистического отождествления Бога с целокупностью природы; его формула - «Бог, или субстанция, или природа», которая есть причина самой себя (causa sui). Таким образом, Спиноза в своем учении о субстанции преодолел дуализм Декарта. Протяженность и Мышление, которые у Декарта представляют субстанции сами по себе, у Спинозы соединяются в единое целое.

Согласно пантеистическому (от греческого «всё обожествлено») учению Спинозы, происходит слияние Бога и Материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе.



Субстанция Спинозы - это не бытие вообще, а бытие объективное, то есть материя. Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Каждая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. В противоположность Декарту, относившему протяжённость к одной субстанции, а мышление к другой, Спиноза считал оба этих атрибута характеристиками единой субстанции. Так, Бог протяжён, а материя мыслит.

Для описания единичных конечных вещей Спиноза использует понятие «модус». Можно проиллюстрировать отдельную вещь примером волны или пузыря на поверхности океана. Так, отдельный дом или камень есть модус субстанции, то есть, материя в этом месте в это время принимает форму дома или камня.

Единичные вещи, именуемые модусами, имеют внешнюю причину своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.

В философской системе Спинозы отношение между субстанцией и модусами приобрело характер противоречия. Проблема возникновения единичных вещей из субстанции объяснима лишь с очень большими трудностями. В этих целях Спиноза вводит понятия «природа творящая» и «природа сотворенная».

Труднейшая проблема философии Спинозы состоит в согласовании извечности Бога-субстанции-природы с миром временных, конкретных единичных вещей. Считая, что актуально бесконечный, безличный абсолют обладает бесчисленным множеством атрибутов, Спиноза выделяет два известных нам атрибута субстанции, которые проявляются в мире природы и человека - это протяженность (пространственность) и мышление.

Первый из атрибутов - материя, истолкованная, как и у Декарта, сугубо механистически.

Другой атрибут субстанции - это в основном человеческое мышление. Единичные вещи становятся модусами - единичными проявлениями субстанции.

В мире, согласно Спинозе, господствует жесткий детерминизм. Все без исключения единичные вещи-модусы связаны железной цепью причинной обусловленности.


Плюралистические онтологии Г. Лейбница



Центральным в метафизике Лейбница является понятие субстанции. Субстанция есть нечто единое, неделимое. Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами.

Понятие «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица». По взглядам Лейбница, монада проста и неделима, следовательно, не материальна.


Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Самой известной монадой, которую мы можем наблюдать, является жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой.

Монады, подчеркивает Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Монадам чужда пассивность. Одни из них активны потенциально, как невидимые частицы, другие - актуально, как живые существа.

Лейбниц различает мир умопостигаемый, мир истинно сущего, составляющий предмет метафизики, и мир эмпирический, или феноменальный, изучаемый естествознанием. Сущность монады не протяжение, а деятельность: каждая монада наделена представлением, или восприятием и стремлением.

Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Бесконечное множество самостоятельных и самодеятельных монад-субстанций, понимаемых Лейбницем как центры целенаправленных движений составляют физическое вещество, как солдаты составляют войско.

Монады Лейбниц называет душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они, как поясняет философ, именуются субстанциальными формами. Все в мире оказывается живым и одушевленным.

Учение о плюрализме индивидуальных субстанций у Лейбница переворачивает представление о порядке познания и объективной организации природы. Не физический уровень материи служит фундаментом для биологического, а наоборот. Исходным считается живое, подвижное начало, сообщества таких начал и образуют неживую механическую природу

Создавая учение о бессознательной деятельности души, Лейбниц пытался решить проблему допущения некоего подобия душ также и в неживой природе. Единство природы выражается в том, что всё есть монады и состоит из монад. Монады образуют иерархию высших и низших форм. На вершине иерархической лестницы монад стоит высшая монада - Бог, Творец всех остальных монад, обладающий самым ясным сознанием и представляющий собой чистую деятельность; он свободен от пассивных и бессознательных состояний, является источником вечных истин и предустановленной мировой гармонии, залога совершенства мироздания. С помощью понятия предустановленной гармонии Лейбниц разрешал трудную для рационализма Нового времени проблему связи души и тела. Лейбниц мыслит душу и тело по аналогии с двумя часами, движение стрелок которых, установленное Богом, совершается параллельно и не требует никакого взаимодействия самих часовых механизмов. Этот психофизический параллелизм означает, что тело функционирует синхронно с душой, не воздействуя на неё и не подвергаясь её воздействию в реальности, а как бы в параллельных мирах.


Задача, которую пытался решить философ, состоит в необходимости объяснить механические законы физического мира тел с помощью целенаправленных законов жизни душ, этих «метафизических атомов».

Все в мире происходит в согласии с механическими законами, но этот механизм есть средство осуществления телеологических принципов, по которым мир создан его Творцом.

Все в мире служит совершенству и благу целого, в том числе и зло: физическое зло (болезни и несчастья) содействует совершенствованию души, моральное зло (грех) является результатом свободы воли, а зло метафизическое проистекает из конечности сотворённых существ. Лейбниц рассматривал зло не как реальность, а как лишенность, отсутствие блага.

Центральная монада - душа - не может существовать без тела, которое есть агрегат низших по сравнению с ней монад. Природа у Лейбница исполнена силы и жизни: если Декарт пытался объяснить организм, исходя из законов механики, то Лейбниц, напротив, стремится объяснить неживое, исходя из живого: живое начало предстает в виде силы, изначально присущей всякому телу. Недостатком монадологии Лейбница выступает трудность с пониманием природы тела. С одной стороны, тело есть совокупность низших по сравнению с душой монад, то есть, собрание «душ». Но оно есть масса лишь в восприятии Высшей монады, а значит, материальные тела - лишь феномены в ее восприятии. Но, с другой стороны, и тезис Лейбница о воплощенности душ, и его учение о природе органического свидетельствуют о том, что он признавал объективную реальность тел. Пытаясь разрешить эту трудность, Лейбниц определяет тело как феномен, но феномен «хорошо обоснованный»: «Я... не настаиваю на том, что материя - это тень и даже ничто. Это выражения преувеличенные. Материя - это скопление, не субстанция, но substantiatum, каким была бы армия или войско. И в то время как ее рассматривают так, будто она есть некая вещь, она есть феномен на самом деле вполне истинный, из которого наше восприятие создает единство».

Лейбниц не принимает декартовского отождествления материи с протяжением, пространством. Для него субстанция не бесконечно делимое пространство, а неделимая монада.

Пространство, напротив, есть только идеальное образование, оно «состоит из возможностей» и не содержит ничего актуального. Оно не существует независимо от вещей, как это полагали Ньютон и Кларк, а есть лишь отношение и порядок сосуществования тел.