Файл: Понятие и виды вещных прав (Вещные права и их система. Ограничение вещных прав в теории и на практике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К вещным правам прежде всего относится право собственности, которое по сути представляет собой абсолютное субъективное право, предоставляющее своему обладателю правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ) [10, с. 106].

2.2 Ограничение вещных прав – типология и содержание

Закон раскрывает содержание права собственности через традиционную для российского права триаду правомочий – владение, пользование, распоряжение, однако лишь этим законодатель не ограничивается и оговаривает специфические признаки, характерные названным правомочиям именно как правомочиям собственника вещи. Во-первых, собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению; во-вторых, мера возможного поведения собственника в отношении принадлежащей ему вещи является абсолютной и не зависит от воли других лиц. В этом состоит главный отличительный признак абсолютного права собственности.

Однако даже применительно к праву собственности нельзя говорить о его безграничности. Законодатель устанавливает для собственника два ограничения, которых тот обязан придерживаться: его действия в отношении собственной вещи не должны противоречить закону и другим нормативным актам; он не должен своими действиями нарушать права и законные интересы других лиц.

Помимо того, в некоторых случаях собственник обязан также допускать ограниченное пользование его вещью, имуществом другими лицами (например, сервитут).

Наряду с правом собственности существуют ограниченные вещные права, для которых, по сути, характерны те же признаки, что и для права собственности, поскольку в большинстве своем признаки (основные свойства) являются общими для всех разновидностей вещных прав.

При этом в отличие от права собственности любое ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь (jura in re aliena), уже присвоенную другим лицом – собственником, а потому содержание такого субъективного права всегда в определенной мере ограничено. Ограниченное вещное право, по общему правилу, сохраняется и при перемене собственника, то есть право следует не за собственником вещи, а за вещью.

В литературе не раз предпринимались попытки дать определение ограниченному вещному праву. Так, Е.А. Суханов предлагает понимать под ограниченным вещным правом зарегистрированное в установленном законом порядке абсолютное гражданское право в том или ином ограниченном, точно определенном законом отношении использовать чужое, как правило, недвижимое имущество в своих интересах без посредства его собственника (в том числе и помимо его воли). По мнению Л.В. Щенниковой, это «права на чужие вещи, производные и зависимые от прав собственника, имеющие различное содержание, но всегда ограниченное по сравнению с правом собственности, реализуемые независимо от воли собственника, а также всех иных лиц и пользующиеся абсолютной защитой от любого нарушителя, в том числе и от собственника». Д.А. Формакидов определяет ограниченное вещное право как «субъективное гражданское право на материальную вещь, имеющую собственника, возникающее в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, реализуемое управомоченным лицом независимо от воли иных лиц, в том числе и собственника вещи, ограниченное по содержанию по сравнению с правом собственности и в то же время ограничивающее правомочия собственника, обладающее свойствами следования, преимущества перед правами обязательственными и пользующееся абсолютной защитой».


Среди иных вещных прав лиц, не являющихся собственниками имущества, в действующем законодательстве называется прежде всего право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом (ст. 216 ГК РФ). Это вещные права отдельных видов юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, характерные только для отечественного правопорядка.

И право хозяйственного ведения, и право оперативного управления – это обеспеченные законом вид и мера возможного поведения субъекта в отношении имущества, закрепленного за обладателем этого субъективного права непосредственно собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом). Данные ограниченные вещные права включают в свое содержание традиционную триаду правомочий собственника – владение, пользование и распоряжение. Реальные возможности по осуществлению правомочий носителями названных вещных прав зависят как от воли собственника (их возникновение, прекращение и некоторые другие), так и от прямого указания закона. Кроме того, существование права хозяйственного ведения и права оперативного управления невозможно без права собственности, отсюда неизбежен их производный характер [12, с. 172

Из приведенной выше позиции Э.Г. Полонского следует, что выделение им категорий отношений в структуре оперативного управления осуществлялось прежде всего по характеру, а уже потом по субъектному составу. Однако такое деление, ввиду смешения критериев (характера отношения и его субъектов), является типологией, а не классификацией, в связи с чем не совсем подходит для анализа оперативного управления и хозяйственного ведения.

Хозяйственное ведение и оперативное управление - это не просто субъективные права, а сложносруктурные правоотношения, внутри которых можно наблюдать две группы социальных связей, выделяемых по субъектному составу отношений.

Первая группа - отношения собственника имущества, с одной стороны, и учреждения или унитарного предприятия, с другой стороны. Вторая группа - отношения юридических лиц - несобственников и всех иных субъектов гражданских правоотношений, несущих по общему правилу негативную обязанность -воздержаться от посягательства на имущество учреждений или унитарных предприятий (абсолютные отношения), а в случае заключения договора могущих нести как негативные, так и позитивные обязанности по отношению к юридическому лицу - несобственнику, иметь субъективные права.

Для отношений между собственником имущества и созданным им юридическим лицом характерны следующие признаки:


• Во-первых, они являются относительными, более того, изначально рассчитаны исключительно на двухсторонний характер связи: появление в них элемента множественности лишают конструкцию нормальной работоспособности. В частности, создание и функционирование в отечественной правовой системе частных учреждений (абз. 1 п. 2 ст. 120 ГК РФ) с несколькими собственниками имущества сопряжено с серьезными проблемами применения права.

• Во-вторых, эти отношения не носят договорного характера, т. е. объем прав и обязанностей не может определяться соглашением его сторон; они не рассчитаны на существование параллельных отношений договорного типа. В законе отсутствует общий запрет на заключение договоров между собственником имущества и созданным им учреждением и унитарным предприятием, однако такие договоры не стали к настоящему времени нормой. Их заключение зачастую обусловлено желанием уклониться от исполнения обязательств перед кредиторами. Ярким тому примером является передача унитарному предприятию имущества не в хозяйственное ведение, а в аренду для исключения возможности наложения взыскания на данное имущество.

• В-третьих, отношения между собственником имущества и юридическим лицом строятся на принципе подчинения их содержания (прав и обязанностей) воле одной из сторон - собственника, который может изымать неиспользуемое имущество, определять размер отчислений в бюджет, обладает рядом полномочий, делающих хозяйственное ведение и оперативное управление отношениями с неопределенным и нестабильным содержанием.

• В-четвертых, в рамках отношений собственника с учреждением или унитарным предприятием юридическому лицу передается полномочие представительского типа. Организация может своим действием без специального поручения при отчуждении имущества в пользу иных лиц передать права, большие, чем те, что принадлежат ей. По-видимому, именно этот признак стимулировал появление рациональной для экономической, но вредной для юридической науки идеи о непосредственном и опосредованном участии публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

Резюмируя сказанное об отношениях между собственником и юридическим лицом, отметим: они не похожи на традиционные для гражданского права относительные правоотношения, подчиняются закономерностям, присущим отраслям как частного, так и публичного права [11, с. 265].

Заключение


Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Исторически вещное право является одной из важнейших базовых составных гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Вещные права берут свое начало в римском праве, заложившем основы цивилистической науки. В классификации Гая вещное право занимало промежуточное положение между учениями о лицах и об исках. В основе вещного права лежало несколько фундаментальных принципов, определявших, в свою очередь, содержание в целом вещных правоотношений.

Римские юристы относили к вещам то же, что и мы, т.е. всякую телесную вещь (res), обладающую такими привычными качествами, как масса и пространство. Это и земля, и жилище, и продукты питания, и предметы обихода. Они не относили к вещам предметы, недостижимые и неконтролируемые: Солнце, Луну, воздух и т.д. При этом вещи, участвуя в обороте, могли выступать как в единственном числе, так и в целом имущественном комплексе (например, дом и надворные постройки.

Вещное право – право, обеспечивающее удовлетворение интересов его обладателя путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Главное место в системе вещных прав принадлежит праву собственности, но кроме него ст. 216 ГК называет и другие вещные права, а именно права на чужие вещи лиц, не являющихся собственниками. Вещное право указанных лиц является одной из правовых форм реализации собственником своих полномочий. Вещное право лиц, не являющихся собственниками позволяет им использовать чужое имущество в своих интересах. Такое использование допускается с согласия собственника, либо по прямому предписанию закона. Этим правам присущи основные признаки вещного права: следование их за вещью и абсолютный характер защиты.

Особенности вещных прав на чужое имущество:

1. Носит ограниченный характер и их содержание значительно уже, чем право собственника.

2. Производны и независимы от права собственности на ту же вещь.

3. Защищаются теми же способами, что и право собственности, в том числе и против самого собственника.

Перечень данной группы прав носит примерный характер, т.е. он может быть расширен, дополнен, изменен.

Определение вещного права подчеркивает абсолютную природу вещных прав, а также важнейший признак, выделяющий вещные права из этой родовой категории. Этот признак – объект права (вещь). Вещи – это материальные предметы, созданные или отвоеванные у природы человеческим трудом, и обладающие такими естественными и (или) социальными свойствами, которые позволяют использовать их для удовлетворения человеческих потребностей и интересов, т. е. потребительной и (или) меновой стоимостью.


Современная юридическая наука предлагает целый ряд оснований классификации вещных прав. В главе второй работы наиболее детально рассмотрены права на движимые и недвижимые вещи. При этом к недвижимым вещам (недвижимому имуществу или недвижимости) относятся земельные участки и участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (леса, многолетние насаждения, здания и сооружения) (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК). Перечисленные объекты называют еще недвижимостью по природе; им противопоставляется недвижимость в юридическом смысле, куда входят: подлежащие регистрации воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания; космические объекты (абз. 2 п. 1 ст. 130); предприятия как имущественные комплексы (ст. 132). Все иные вещи, не являющиеся недвижимостью, в соответствии с действующим законодательством, относятся к числу движимых (п. 2 ст. 130).

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп. от 11.01.2013 г. № 8-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II): Кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2011 г. № 216-ФЗ // Российская газета, № 23, 24, 25, 07, 08.01.1996 г.

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ г. Москва с изм. и доп. от 12.12.2011 N 427-ФЗ // Российская газета, № 1145, 23.07.1997

Ахметьянова, З.А. О видах вещных прав и их системе // Ученые записки казанского университета. Сирия: Гуманитарные науки. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. - ISSN 1815-6126. – 2011. - № 4, с. 88-89

Бабаев, А.Б. Система вещных прав. – М.: Wolters Kluwer, 2015. – 408 с.

Голубцев, В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. – М.: "Юридический центр Пресс", 2015. – 249 с.

Горевой, Е.Д. История развития системы вещных прав в России//Известия юго-западного государственного университета. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2012. - ISSN 2223-1560. – 2012. - № 5-1, с. 43-47

Зенин, И.А. Гражданское право. – М.: «Юрайт», 2015. – 567с.

Копылов, А.В. Вещные права на землю – М.: Статут, 2016. – 256 с.

Мисник, Н.Н. Гражданское право Российской Федерации.–М.: «Феникс», 2016. – 856с.

Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 томах. Том 1. Общая часть. – М.: Волтерс Клувер, 2015. – 720 с.

Формакидов, Д.А. Вещное право проживания. – М.: Брадес, 2009. – 180 с.

Щенникова, Л.В. Вещное право.-М.: Юристъ, 2015. – 192 с.

О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 г. Москва [Текст]: Российская газета, № 4947, 08.07.2009