Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 7
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день автоматизация процессе учета и деятельности практически всех предприятий и организаций занимает лидирующее место в тематике современного программирования. Достаточно большое количество современных разработчиков в современных условиях разработают новейшие приемы и механизмы актуального учета для пользователя. Обновление определенных функций в соответствии с изменениями в современном российском законодательстве также являются актуальным направлением современного экономического программирования.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что процесс закупки товаров, материалов, сырья является первоначальным и особенным процессом для каждого предприятия, производящего какие-либо товары или предоставляющее какие-либо виды услуг.
Целью курсовой работы является разработка информационной системы на платформе 1С: Предприятия автоматизирующей процесс закупки сырья и материалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Сформировать комплекс задач автоматизации;
- Рассмотреть документооборот при реализации процесса закупки сырья и материалов;
- Обосновать проектные решения на разработку информационной системы;
- Описать этапы разработки информационной системы, автоматизирующей процесс закупки сырья и материалов.
Объектом курсовой работы является процесс закупки сырья и материалов на практики производственного предприятия.
Предметом курсовой работы является автоматизация процесса закупки сырья и материалов.
В каком-либо производственном предприятии, задачи закупки сырья и материалов является основой определенного вида деятельности, так как без определенных расходных материалов или без определенного сырья рабочие не смогут произвести определенный продукт, который в последующем планируется реализовать [11, c. 304]. Для более четкого представления о месте процесса закупки сырья и материалов, в данной курсовой работе был спроектирован процесс изготовления и реализации продукции производственного предприятия, представленный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Процесс изготовления и реализации продукции на производственном предприятии
По представленному рисунку видно, что весь процесс производства определенного продукта начинается именно с получения на склад необходимого сырья и материалов, из которых в последующем получается готовая продукция или полуфабрикат, что подтверждает важность данного процесса в общей деятельности предприятия.
Анализируемый процесс представляет собой целую систему документооборота, содержащую в себе входные и выходные информационные потоки. Для более четкого представления по данному вопросу, в рамках курсовой работы была спроектирована контекстная диаграмма, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2 – Контекстная диаграмма процесса закупки сырья и материалов
По представленной диаграмме видно, что входными информационными потоками являются:
- Потребность в сырье и материалах. Данный информационный поток является внутреннем, так как является результатам анализа остатков сырья и материалов;
- Сырье и материалы, полученные от поставщика;
- Сопровождающая документация поставки сырья и материалов от поставщика.
Выходящими информационными потоками являются:
- Информация о количестве принятого товара от поставщика. В процессе получения товара от поставщика могут отмечаться определенные обстоятельства, по результатам которых ответственный сотрудник предприятия может принять не все позиции товара. Поэтому, данный информационный поток имеет достаточно высокую значимость в процессе закупки сырья и материалов;
- После того как ответственным сотрудником была сформирована информация о количестве принятого товара, следующим информационным потоком является оформление данной информации на бумажном носителе, или оформление документации приема-передачи товара;
- Основной причиной закупки сырья и материалов является их выдача со склада или их списание;
- Отчет об остатках сырья и материала, на основании которого формируется заказ поставщику [17, c. 354].
На примере практики российских предприятий можно отметить, что чем больше производственное предприятие, тем больше перечень документов в документообороте процесса закупки сырья и материалов. В рамках курсовой работы будет рассмотрен пример документооборота большого предприятия, имеющего товарооборот на сумму не менее 50 млн. руб. в месяц, соответственно имеющие в подчинении, не менее 1 000 сотрудников. В таблице 1 представлены трудозатраты на формирование информации в процессе закупки сырья и материалов аналогичного предприятия.
Таблица 1 – Трудозатраты на обработку информации о закупке сырья и материалов большого предприятия [1, c. 141]
Наименование |
Периодичность |
Количество в документе |
Количество в год |
Объем в год (строк) |
Норма операций/час |
Трудозатрат в год (час.) |
Приходная |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
4 |
312,5 |
Журнал поставок |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
10 |
125 |
Журнал грузов |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
25 |
50 |
Комплектация товара |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
1 |
2500 |
Журнал учета заявок |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
10 |
125 |
Накладная перемещение |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
4 |
625 |
Карточка материалов |
200 раз в день |
1 |
5000 |
5000 |
20 |
250 |
Отчет об остатках |
1 раз в неделю |
1 |
52 |
52 |
0,25 |
208 |
Корректировка данных по инвентаризации |
1-2 раза в месяц |
10 |
24 |
240 |
1 |
240 |
Отчет по качеству |
5 раз в день |
1 |
1250 |
6250 |
5 |
250 |
ИТОГО |
4685,5 |
В приложении 1 представлена схема документооборота в процессе реализации закупки сырья и материалов.
По результатам анализа документооборота и расчета трудозатрат участников на обработку данной информации без использования автоматизированной информационной системы, были выявлены следующие недостатки:
- Непроизвольное многократное дублирование неактуальной информации для каждого участника;
- Отсутствующий уровень автоматизации в процессе подбора отсутствующих материалов;
- Большое количество времени, уходящее на формирование отчетов;
- Отсутствие дополнительных технических средств, ускоряющих анализируемый процесс [5, c. 132].
Таким образом, с целью устранения выявленных недостатков, для совершенствования процесса закупки сырья и материалов необходима разработка информационной системы автоматизирующий документооборот, на платформе 1С: Предприятие [6, c. 155]. В таблице 2 представлены показатели эффективности внедрения данной информационной системы.
Таблица 2 – Показатели эффективности внедрения ИС
Наименование показателя |
Единица измерения |
Величина показателя |
Методика расчета |
||
Абсолютное снижение трудовых затрат |
час |
2342,75 часов/год |
Т = Т0 - Т1 |
||
Абсолютное снижение стоимостных затрат |
руб. |
215533 |
C=Т*СМЧ |
||
Коэффициент относительного снижения трудовых затрат |
% |
200 |
КТ =Т/T0 * 100% |
||
|
% |
50 |
КC=C/(Т0*СМЧ )*100% |
В данной таблице:
Т0 - время выполнения типовых операции по вводу и поиску информации, касающейся сырья и материалов без использования ИС (4685,5 часов/год)
Т1 - время выполнения типовых операций по вводу и поиску информации о сырье и материалах с использованием ИС (2342,75 часов/год)
СМЧ - стоимость машинного часа (92 руб./час).
По результатам представленной таблице необходимо отметить достаточно высокие показатели сокращения трудовых и стоимостных затрат с условием использования ИС при выполнении задач процесса закупки сырья и оборудования.
На основе вышеизложенного были составлены следующие требования:
- К составу, структуре и способам организации данных в системе;
Структура хранения данных в ИС должна состоять из следующих основных областей:
- Область временного хранения данных;
- Область постоянного хранения данных;
- Область витрин данных [14, c. 20].
Области постоянного хранения и витрин данных должны строиться на основе многомерной модели данных, подразумевающей выделение отдельных измерений и фактов с их анализом по выбранным измерениям. Многомерная модель данных физически должна быть реализована в реляционной СУБД по схеме «звезда» и/или «снежинка».
- К информационной совместимости со смежными системами (не предъявляются);
- К структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных. Процесс сбора, обработки и передачи данных в системе определяется регламентом процессов сбора, преобразования и загрузки данных, разрабатываемом на этапе «Проектирование. Разработка эскизного проекта. Разработка технического проекта».
- К защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
- К контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных. К контролю данных предъявляются следующие требования:
- Система должна протоколировать все события, связанные с изменением своего информационного наполнения, и иметь возможность в случае сбоя в работе восстанавливать свое состояние, используя ранее запротоколированные изменения данных [19, c. 360].
К хранению данных предъявляются следующие требования:
- хранение исторических данных в системе должно производиться не более чем за 5 (пять) предыдущих лет. По истечению данного срока данные должны переходить в архив;
- исторические данные, превышающие пятилетний порог, должны храниться на ленточном массиве с возможностью их восстановления. К обновлению и восстановлению данных предъявляются следующие требования:
- для сервера сбора, обработки и загрузки данных необходимо обеспечить резервное копирование его бинарных файлов (Home) раз в 2 недели и хранение копии на протяжении 2-х месяцев;
- для сервера базы данных необходимо обеспечить резервное копирование его бинарных файлов раз в 2 недели и хранение копии на протяжении 2-х месяцев;
Для данных хранилища данных необходимо обеспечить резервное копирование и архивацию на ленточный массив в следующие промежутки времени:
- холодная копия - ежеквартально;
- логическая копия - ежемесячно (конец месяца);
- инкрементальное резервное копирование - еженедельно (воскресение);
- архивирование - ежеквартально;
- К процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами ИС не предъявляются.
В процессе выбора СУДБ для информационной системы были проанализированы функции и возможности нескольких программных продуктов [13, c. 480].
- СУБД MS SQL особенностью которой является:
- Фирма 1С открыто позиционирует эту связку как основную рабочую модель, соответственно продукты 1С создаются в первую очередь для нее;
- Наличие протокола прямого скоростного обмена информацией SharedMemory;
- Есть официальная техническая поддержка и сервисные контракты;
- Есть база знаний и тонны информации по инсталляции и тонкой настройке 1C+MS SQL [9, c. 195].
- СУБД PostgreSQL, особенностью которой является:
- Система полностью бесплатна (кроме лицензии на сервер 1С: Предприятие);
- Имеется возможность гибкой настройки множества параметров, улучшающих работоспособность СУБД;
- Заявлена поддержка СУБД PostgreSQL продуктами 1С;
- Есть возможность репликации баз [3, c. 462].
- Oracle особенностью которой является:
- повышенная скорость обработки данных при синхронной работе двух и больше пользователей;
- сохранение работоспособности СУБД (за счёт кластерного режима Active-Active) в случае выхода из строя или выключения сервера;
- увеличение производительности системы управления базами данных за счёт интегрированного в систему инструментов мониторинга;
- возможность без труда найти специалистов по 1C Oracle, т. к. этому способствует значительная распространённость продукта на рынке;
- секционирование баз данных, т. е. разделение объектов на отдельные части с разными параметрами хранения;
- установка под Linux, MS Windows и др.;
- безопасность данных, т. к. создаются резервные копии, осуществляется сжатие таблиц и устаревших данных;
- автоматическая диагностика БД и формирование рекомендаций по повышению производительности системы управления базами данных .
- IBM DB2 [7, c. 100].