Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 5
Преступление влечет за собой уголовное наказание. Виды уголовных наказаний перечислены в ст. 44 УК РФ. Всего их тринадцать.
По сравнению с другими видами правонарушений в отношении преступлений закон наиболее детально регламентирует все процедуры, связанные с их расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказаний. Этот детализированный процесс начинается с проверки информации о предполагаемом преступлении, например, письменного или устного заявления гражданина, возможно сообщения в прессе. Такую проверку осуществляют дознаватели – должностные лица, на которых возложена функция дознания. В зависимости от преступления, признаки которого проверяются, это могут быть дознаватели в составе органов МВД, ФСБ, таможенных органов и некоторых других. Если информация о преступлении подтверждается, то возбуждается уголовное дело.
Глава II. Элементы состава правонарушений
2.1. Объект правонарушения
Феномен правонарушения традиционно представляет большой интерес для представителей юридической науки. Анализируются различные аспекты этого социально-правового явления: понятие. Принципиально важное значение при этом имеет изучение элементов состава правонарушения, так как именно эта теоретико-правовая конструкция позволяет получить представление о некоем идеальном образце, на основании которого лицо, применяющее право квалифицирует то или иное деяние в качестве противоправного или правомерного. Наиболее интересными композитами выступают объект и объективная сторона правонарушения, которые индивидуализируют конкретное социально-правовое благо, на которое осуществляется посягательство, а также внешнюю форму противоправного поведения.
Обобщая взгляды представителей философской науки можно отметить, что термин «объект» происходит от позднелатинского objectum – предмет, от латинского objectio – бросаю вперед (противопоставляю). С одной стороны, речь идет о том, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. С другой стороны, это то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явления внешнего мира, материальной действительности. Эти два аспекта вполне применимы и к пониманию объекта правонарушения, разумеется, в контексте требований законодательства и правоприменительной практики. Необходимо понимать, что закрепление той или иной модели поведения в качестве противоправной диктуется не субъективным усмотрением законодателя, а определяется системой ценностей, господствующих в обществе[9].
Анализ первоисточников говорит о том, что иерархия и характер объектов правонарушений всегда зависели от важности содержания ценностей, представлявших собой на различных исторических этапах особую значимость для человека, общества, государства. С этим утверждением, бесспорно, следует согласиться. Так, человек может охраняться правом лишь в обществе, жизнь которого подчинена правовому регулированию и обеспечена правовой охраной. Интересы, социальные и правовые блага могут быть реализованы индивидом лишь в рамках общественных отношений[10].
На начальном этапе существования советского государства А. А. Пионтковский сформулировал тезис, ставший аксиомой для отечественной теоретико-правовой мысли на многие десятилетия: объектом всякого преступного деяния следует считать общественные отношения, охраняемые всем аппаратом уголовно-правового принуждения. Эта точка зрения была предопределена положениями Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. и УК РСФСР 1922 г. Таким образом, в этом случае практика предвосхитила выводы теории, что происходит достаточно редко.
Сегодня категория объекта правонарушения привлекает к себе неослабевающий интерес исследователей юридической науки. Это явление обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, современное отечественное право главной своей задачей постулирует защиту личности, общества и государства. Эффективное решение этой задачи настоятельно требует четкой нормативной регламентации объектов правонарушения. Во-вторых, постоянное развитие общественных отношений приводит к появлению новых видов правонарушений, которые отграничиваются от классических форм именно благодаря объекту посягательства. В-третьих, принципиально важное значение имеет исследование и изучение объектов правонарушений. На сегодняшний день в юридической науке господствует точка зрения, согласно которой объектом правонарушения являются регулируемые и охраняемые нормами права общественные отношения. Эта позиция является базисом и в отраслевых исследованиях[11].
Таким образом, под объектом правонарушения следует понимать общественные отношения, регулируемые и, следовательно, охраняемые нормами права. Вместе с тем, следует отметить, что право регулирует и охраняет лишь те общественные отношения, которые достигли определенной степени зрелости в социуме. Следовательно, можно сказать, что общим объектом любого правонарушения является правопорядок. В свою очередь родовым объектом, например, может быть человек, видовым – жизнь и здоровье человека, непосредственным – жизнь человека (например, в составе убийства).
Наконец нельзя не отметить разницу между объектом правонарушения и объектом состава правонарушения. Объект правонарушения – это регулируемые и охраняемые нормами права общественные отношения, которым правонарушитель причиняет материальный или нематериальный вред. Объект состава правонарушения – это юридическое суждение о регулируемых и охраняемых нормами права общественных отношениях, посягательства на которые носит общественно опасный и, следовательно, противоправный характер. Квалификация поведения лица в качестве правонарушающего всегда подразумевает проявление осознанно-волевой активности правонарушителя, то есть объективной стороны.
2.2. Объективная сторона правонарушения
Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния. Она включает в себя само противоправное деяние, причиненный им вред и необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом. Факультативными элементами являются место, время, способ, обстановка совершения правонарушения, а также орудия правонарушения.
Деяние – это, прежде всего акт человеческого поведения, выраженный в действии или бездействии. Противоправное действие может выражаться в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, либо в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или осуществляется с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия).
Бездействием правонарушение выражается в случае, когда на лице, либо организации лежала обязанность, которая была предусмотрена тем или иным нормативным актом либо договором, и это физическое или юридическое лицо данную обязанность не выполнило. Например, врач не оказал помощь больному, организация не построила объект и т.д. За бездействие виновный несет ответственность только при условии, что он имел возможность выполнить возложенную на него обязанность.
Правонарушения, для составов которых обязательно наступление вредных последствий, предполагают наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Например, причинение телесных повреждений, доведение до самоубийства и т.д.
Стоит отметить, что в гражданском праве ответственность наступает только при наличии вредных последствий. В уголовном праве, вследствие того, что его нормы предусматривают ответственность за наиболее общественно опасные деяния возможно привлечение к ответственности без наступления последствий, только за совершение деяния. Это преступления с так называемым формальным составом (хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения (ст.222 УК РФ), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) и т.д.). Большинство административных правонарушений содержит лишь возможность наступления вредных последствий, так как многие административные проступки являются нарушениями различных общеобязательных правил (санитарных, противопожарных, ветеринарных и других), установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий.
Любое правонарушение совершается в определенном месте, в определенное время и определенной обстановке, причем виновный действует определенным способом и зачастую использует определенные средства для реализации собственных целей. Данные компоненты являются факультативными, потому, что, будучи присущи каждому правонарушению, они включаются в состав лишь в случае, когда оказывают существенное влияние на общественную опасность содеянного (например, обычное убийство и убийство с особой жестокостью наказываются по-разному, согласно ст.105 УК РФ)
2.3. Субъект правонарушения
Существует точка зрения, согласно которой субъект правонарушения не должен включаться в состав его элементов, так как он «творит», выполняет состав правонарушения, но не является его частью». С этой позицией согласиться нельзя, так как непризнание субъекта обязательным элементом состава автоматически ведет к отсутствию самого события правонарушения[12]. Истории известны случаи привлечения к юридической ответственности животных и даже неодушевленных предметов, в отношении которых нередко осуществлялся весь комплекс процессуальных действий. Так, в средневековой Европе крик животного в результате применения пыток расценивался как признание вины. В российской истории широко известен прецедент осуждения углического колокола за призыв к бунту. В наказание колокол был высечен розгами. Возврат к подобной практике в условиях современного общества не допустим.
Изучение российского законодательства, материалов практики применения права и доктринальных взглядов ученых позволяет утверждать, что сегодня субъектами правонарушения могут выступать физические лица (граждане) и юридические лица (организации). Как справедливо отмечает В. М. Манохин: «Употребление термина «организации» предпочтительнее, поскольку не все организации имеют статус юридического лица, например, филиалы, отделения и т.п. структурные подразделения крупных учреждений и предприятий»[13]. Очевидно, что отсутствие статуса юридического лица не лишает организацию возможности выступать субъектом правонарушения. Однако даже в случае совершения правонарушения организацией становится очевидно, что имели место противоправные действия и (или) бездействие со стороны работников данной организации, приведшие к наступлению общественно вредных последствий.
Анализ законодательства и юридической литературы однозначно свидетельствует о том, что среди физических лиц необходимо выделять общих и специальных субъектов правонарушений. Несмотря на традиционный характер этой градации, ее значение не стоит сводить к какому – то юридическому штампу. Важность данной классификации видится в следующем. Во-первых, разделение субъектов на общих и особенных позволяет установить круг деяний, которые могут совершаться всеми субъектами, а также те виды деяний, виновными, в совершении которых могут выступать лишь строго определенные лица. Во-вторых, эта классификация отражает в какой мере тот или иной субъект несет юридическую ответственность, а также порядок привлечения к ней. Наконец, совершение того или иного деяния специальным субъектом может выступать как квалифицирующим, так и обязательным признаком состава правонарушения.
Требования, которым должно соответствовать физическое лицо – общий субъект правонарушения достаточно просты и заключаются во вменяемости и достижении установленного законом возраста наступления юридической ответственности. Что касается состояния вменяемости, то необходимо отметить наличие в законодательстве общих норм. То есть, решение данного вопроса лежит в плоскости медицины, психиатрии, психологии и т.д. В свою очередь, возраст наступления юридической ответственности достаточно четко формулируется правом. Так, статья 20 УК РФ возрастом наступления уголовной ответственности считает шестнадцать лет.
Не секрет, что на сегодняшний день криминогенная ситуация в России имеет весьма серьезные масштабы. Укоренилась практика привлечения в совершение тяжких и особо тяжких преступлений лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста ввиду их недосягаемости для закона. Все чаще слышатся призывы снизить возрастную планку наступления уголовной ответственности. Решение этого вопроса возможно лишь законодательным путем и при обязательном учете достижений педагогики, медицины, ювенальной юстиции[14].
Наконец нельзя не отметить разницу между понятиями субъект правонарушения и субъект состава правонарушения. Субъект правонарушения – это деликтоспособное лицо, действующее на основе свободы воли, совершившее или готовящиеся совершить противоправное деяние. В свою очередь, субъект состава правонарушения – это юридическое представление о потенциальном правонарушителе. Данные понятия диалектически взаимосвязаны, так как если бы люди не совершали неправомерные деяния, невозможно было бы выработать категорию субъекта состава правонарушения. В то же время, отсутствие юридического представления о потенциальном правонарушителе привело бы к необоснованному привлечению людей к юридической ответственности, массовом попрании прав и свобод человека и гражданина. Совершение любого правонарушения находится под контролем воли и сознания соответствующего лица, которые формируют его субъективную сторону.