Файл: Разработка конфигурации «Продажи» в среде 1С:Предприятие 8.3. (Анализ предметной области и постановка задачи).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1168
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ предметной области и постановка задачи
1.2 Анализ существующих систем автоматизации розничной торговли
1.3 Принципы построения существующих автоматизированных систем
1.4 Основы организации и функционирования автоматизированных систем
2. Проектирование информационной системы
2.1 Анализ бизнес-процессов предприятия
2.2 Проектирование логической модели базы данных
2.2.1 Определение связей между сущностями
2.2.2. Нормализация базы данных
2.3 Проектирование автоматизированной системы
2.4 Проектирование пользовательского интерфейса
3. Разработка автоматизированной системы
3.1 Разработка структуры базы данных
3.2 Разработка структуры приложения
3.2.1 Анализ функций приложения
3.2.2 Отображение функций в модули программы
Вот несколько основных характеристик ERP-систем.
Эти системы состоят из нескольких модулей, которые также называются приложениями. Основные приложения поддерживают большое количество бизнес-функций, связанных с управлением финансами, дистрибуцией, производством и персоналом. Клиент может приобрести лицензии не для всех, а только для необходимых ему модулей.
Приложения интегрированы друг с другом таким образом, чтобы обеспечить выполнение отдельных транзакций в масштабе всего бизнес- процесса. Модульная структура обеспечивает гибкость в работе, а сами модули взаимодействуют друг с другом за счет передачи данных через программные интерфейсы. Причем введенная вручную транзакция в одном приложении может инициировать появление транзакций в других приложениях.
ERP-системы имеют очень сложную структуру. Тысячи параметров конфигурации системы взаимодействуют друг с другом и изменяют логику программ для удовлетворения уникальных требований бизнес-процессов. Поэтому документация к таким системам содержит огромное количество подробных инструкций.
В ERP-системах часто используются мощные механизмы хранения данных, например, на основе систем управления базами данных (Relational Database Management System – RDBMS). Крупная база данных ERP-системы может иметь размер более 300 Гбайт.
Конкуренция среди поставщиков ERP-систем очень высока. Их продукты обладают всеми необходимыми функциями для удовлетворения нужд практически любого бизнес-процесса. Обычно интерфейсы между такими программными продуктами разных поставщиков являются закрытыми и должны быть реализованы как настраиваемые пользовательские расширения.
ERP-системы могут быть комбинацией интерактивных и пакетных процессов. Многие функции поддерживают как ручной интерактивный способ работы, так и автоматизированный пакетный процесс. Например, кассовые поступления в модуле Accounts Receivable можно вводить либо вручную, вводя нужные данные в форму, либо автоматически, конфигурируя систему для использования программы AutoLockbox, предназначенной для автоматической обработки поступившего из банка файла данных
Учитывая данные принципы построения автоматизированных систем можно избежать ошибок при конфигурировании собственной системы и сделать ее наиболее удобной для пользователя, не перегружая лишними функциями.
1.4 Основы организации и функционирования автоматизированных систем
Проанализировав принципы построения автоматизированных систем розничного предприятия, можно выявить общие структурные элементы и функции, которые должны присутствовать для успешного внедрения.
При автоматизации учитывается структура предприятия, а также его особенности. Основными направлениями автоматизации розничной торговли являются:
- расчеты с контрагентами;
- расчеты с сотрудниками;
- учет запасов.
Данные направления учитываются как в бухгалтерском, так и в оперативном учете. Многим фирмам необходима возможность системы вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе. Должна быть возможность использовать систему в качестве достаточно простого и наглядного инструмента бухгалтера, а также как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Для расчетов с контрагентами, в системе необходимо вести учет наличия и движения средств, также необходимо предусмотреть возможность настройки на различные схемы взаимодействия с покупателями и поставщиками (скидки, условия поставок, и т.д.). Следует предусмотреть различный учет средств на расчетных счетах и в кассе, кредитов, консигнации, учета ведение любых разделов бухгалтерского учета на предприятиях различных типов.
Для учета запасов система должна быть универсальной и предусматривать возможность настройки на различные схемы учета складских запасов. Также необходимо учесть планирование закупок и продаж, для анализа рентабельности торговли и возможности информирования об актуальных данных по запасам на складах.
Для расчетов с сотрудниками представлен отдельный функциональный блок, ориентированный на проведение периодических расчетов и предназначенный для решения широкого круга разнообразных задач, связанных с учетом самых разнообразных ресурсов и расчетом тех или иных параметров по ним. Система должна позволять проводить расчеты с определенной периодичностью, от одного дня до года. Она, например, может быть настроена на расчет заработной платы, как по месячному, так и по недельному циклу.
Выбор состава необходимых компонент определяется задачами, которые организация ставит в области автоматизации. Рассмотрев популярные системы в данной сфере, можно выделить основные функции автоматизации розничной торговли:
- учет складских запасов товаров и их движения;
- учет взаиморасчетов с контрагентами;
- резервирование товаров и контроль оплаты;
- учет денег на расчетных счетах и в кассе;
- автоматический расчет цен списания товаров;
- учет выданных на реализацию товаров, их возврата и оплаты;
- учет перемещений сотрудников предприятия и расчет их заработной платы и разного рода компенсаций;
- учет номенклатуры и расчет их себестоимости.
Данные функции следует учесть при разработке собственной конфигурации для учета операций на предприятии розничной торговли.
2. Проектирование информационной системы
2.1 Анализ бизнес-процессов предприятия
Важным этапом проектирования является построение модели бизнес- процессов. На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую необходимо автоматизировать. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет соответствовать предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации [8].
Функциональная модель представлена контекстной диаграммой «Учет торговли на розничном предприятии» в методологии IDEF0.
Входными данными для бизнес-процесса «Учет торговли на розничном предприятии» являются:
- данные о заработной плате;
- данные о номенклатуре;
- данные о ценах номенклатуры;
- данные о складах;
- данные о поставщиках;
- данные о должностях;
- данные о сотрудниках;
- данные о вакансиях.
Выходным данным для бизнес-процесса «Учет торговли на розничном предприятии» являются:
- отчет о свободных вакансиях;
- начисления сотрудникам;
- отчет по увольнениям;
- отчет о наличие товаров на складе;
- рейтинг товаров.
Работа системы осуществляется на основании устава предприятия и федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в качестве механизмов выступают администратор предприятия и продавец.
Контекстная диаграмма бизнес-процессов автоматизированной системы «Учет торговли на розничном предприятии» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма
На основе созданной контекстной диаграммы в результате детализации обобщенного процесса «Учет торговли на розничном предприятии» была разработана детализирующая диаграмма, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2 – Детализирующая диаграмма процесса «Учет торговли на розничном предприятии» в нотации DFD
В процессе декомпозиции бизнес-процесса системы «Учет торговли на розничном предприятии» выделены 2 процесса: «Учет данных об отношении с сотрудниками», «Учет запасов».
Процесс «Учет данных об отношении с сотрудниками» предназначен для учета сотрудников предприятия, их заработной платы, а также свободных вакансий каждого подразделения.
Процесс «Учет запасов» предназначен для учета номенклатуры на складах.
Для отображения накопленных данных определено хранилище:
«Ответственные лица».
В результате детализации обобщенного процесса «Учет данных об отношении с сотрудниками» была разработана детализирующая диаграмма, представленная на рисунке 3.
Рисунок 3 – Детализирующая диаграмма «Учет данных об отношении с сотрудниками» в нотации DFD
В процессе декомпозиции бизнес-процесса системы «Учет данных об отношении с сотрудниками» выделены 8 процессов: «Учет данных о должностях», «Учет данных о заработной плате», «Учет данных о вакансиях», «Принятие на работу», «Увольнение», «Начисление заработной платы», «Учет свободных вакансий», «Формирование отчетных документов».
Процесс «Учет данных о должностях» предназначен для учета должностей на предприятии.
Процесс «Учет данных о заработной плате» предназначен для учета размера заработной платы сотрудников на различных должностях.
Процесс «Учет данных о вакансиях» предназначен для учета вакансий и штатного расписания предприятия.
Процесс «Принятие на работу» предназначен для оформления документов принятия на работу.
Процесс «Увольнение» предназначен для оформления документов увольнения сотрудников с предприятия.
Процесс «Начисление заработной платы» предназначен для начисления заработной платы сотрудникам и расчета отчислений.
Процесс «Учет свободных вакансий» предназначен для учета вакантных рабочих мест на предприятие.
Процесс «Формирование отчетных документов» предназначен для формирования отчетных документов, связанных с управлением персоналом на предприятии.
Для отображения накопленных данных определены 4 хранилища:
«Должности», «Сотрудники», «Заработная плата», «Штатное расписание».
Так как все процессы диаграммы декомпозиции бизнес-процесса «Учет данных об отношении с сотрудниками» являются простыми, их дальнейшая декомпозиция не требуется.
В результате детализации обобщенного процесса «Учет запасов» была разработана детализирующая диаграмма, представленная на рисунке 4.
Рисунок 4 – Детализирующая диаграмма «Учет запасов» в нотации DFD
В процессе декомпозиции бизнес-процесса системы «Учет запасов» выделены 7 процессов: «Учет данных о складах», «Учет данных о поставщиках», «Перемещение в розницу», «Учет данных о запасах», «Поступление на склад», «Учет цен номенклатуры», «Отгрузка со склада», «Формирование отчетных документов».
Процесс «Учет информации о складах» предназначен для учета информации о складах.
Процесс «Учет информации о поставщиках» предназначен для учета информации о поставщиках.
Процесс «Учет данных о запасах» предназначен для учета данных о товарах на складах.
Процесс «Поступление на склад» предназначен для оформления документов поступления товаров на склад.
Процесс «Учет цен номенклатуры» предназначен для учета цен номенклатуры.
Процесс «Отгрузка со склада» предназначен для оформления отгрузки товаров со склада.
Процесс «Перемещение в розницу» предназначен для оформления перемещения товаров с основного склада на склад магазина.
Процесс «Формирование отчетных документов» предназначен для формирования отчетных документов связанных.
Для отображения накопленных данных определены 4 хранилища:
«Склады», «Номенклатура», «Цены номенклатуры», «Поставщики».
Так как все процессы диаграммы декомпозиции бизнес-процесса «Учет запасов» являются простыми, их дальнейшая декомпозиция не требуется.
2.2 Проектирование логической модели базы данных
Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Она строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Логическая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью [9]. В процессе разработки логической модели данных выделено 25 сущностей.
Для разрабатываемой системы были выделены сущности, представленные в приложение Д.
Была разработана логическая модель данных для автоматизированной системы розничной торговли. Данная логическая модель содержит 21 сущность. Были определены реквизиты сущности и первичные ключи.