Файл: Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Студент(ка) 4 курса 16ПО(2)18 НО-Р3 группы
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.1 Понятие и виды творческих способностей.
1.2 Особенности формирования творческих способностей у младших школьников.
1.3 Методы и приемы формирования творческих способностей на уроках математики.
1.4 Нестандартные задачи и процесс их решения
- научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи.
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для подбора диагностических работ мы пользовались
Диагностическая работа №1: тест «Круги» - 2 класс
Диагностическая работа №2: тест «Домик»- 1 класс
Результаты диагностической работы №1: тест «Круги».2 класс
Выполнил(а)
Студент(ка) 4 курса 16ПО(2)18 НО-Р3 группы
заочной формы обучения
Салиндер П.А
Руководитель:
к. истор. н., доцент
Ученая степень, ученое звание
Буслова Н.С.
Тобольск
2022
Актуальность
Мы должны учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому подходу к труду. Труд – главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Учитель должен заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики - задания, требующие от учащихся творческой деятельности , в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое.Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников.
Цель:
Раскрыть теоретические основы, психолого-педагогические и методические аспекты использования нестандартных арифметических задач в процессе развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что если правильно использовать нестандартные задачи на уроках математики, то это способствует наибольшей результативности в развитии творческих способностей младших школьников.
Задачи:
- Изучить теоретические основы использования нестандартных задач на уроках математики в начальной школе.
- Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей.
- Рассмотреть возможности использования нестандартных задач в начальном курсе математики для развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала.
Практическая значимость:
Представленная нами работа может быть использована учителями начальных классов для изучения роли нестандартных задач, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
1.1 Понятие и виды творческих способностей.
Следовательно, проанализировав понятие способности, в частности творческие, мы приходим к выводу, что творческие способности, как и всякие прочие зависят от наследственных факторов, но более значимое влияние выражает социум: воспитание, образование и они поддаются развитию, понятие творчество разностороннее, оно исследовалось раньше и исследуется в настоящее время многими психологами, философами, педагогами.1.2 Особенности формирования творческих способностей у младших школьников.
Таким образом, анализируя различные взгляды ученых, становится очевидно, что несмотря на то, что способности имеют наследственные предпосылки к их развитию в виде задатков, каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития творческих способностей и целенаправленное использование их в различных видах деятельности.1.3 Методы и приемы формирования творческих способностей на уроках математики.
Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных. Поэтому, формы и методы обучения которые используют в своей практике учителя должны быть различны, но назначение их одно - сделать сложное простым и доступным.1.4 Нестандартные задачи и процесс их решения
Нестандартные задачи необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями школьников и требованиями программы по начальному образованию Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий.Вывод по I главе
Проанализировав педагогическую литературу, мы выявили педагогические условия формирования информационных умений у детей младшего школьного возраста:
- научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи.
- осуществление перевода текста задачи на язык с помощью невербальных средств
- мотивационное условие (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);
- подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность;
- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей младших школьников на базе МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» с. Яр-Сале, Ямальского района, ЯНАО. В эксперименте приняло участие 40 учеников, 1 «А» , «Б» класса и 40 учеников 2 «А», «Б» класса.Целью проведения исследования - выявление уровня сформированности творческих спобностей у младших школьников.
Для подбора диагностических работ мы пользовались
Диагностическая работа №1: тест «Круги» - 2 класс
Диагностическая работа №2: тест «Домик»- 1 класс
Результаты диагностической работы №1: тест «Круги».2 класс
Исходя из этого, можно сделать вывод, что и у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (гибкость). Это говорит о том, что часть учащихся нужно выдвигать разнообразные идеи рисунков,обращаясь к различным областям знаний, использовать широкий круг предметов и явлений.
Рисунок 1. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (гибкость) по диагностике 1
Рисунок 2. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (оригинальность) по диагностике 1
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (оригинальность). Это говорит о том, что не так часто рисуют дети, не воображают интересные фигуры, картинки.Рисунок 3. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (беглость) по диагностике 1
Исходя из этого, можно сделать вывод, что и у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (беглость). Это говорит о том, что нет скорости, продуктивности изобразительной деятельности ребенка, т. е. способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить не могут большой объем работы, нарисовать много предметов.Результаты диагностической работы №2: тест «Домик».1 класс
Из полученных данных по диагностике мы видим, как сформированы творческие способности умения у учащихся 1 класса. Значительная часть учащихся имеют низкий уровень сформированности. Они не проявляли инициативность и самостоятельность в принятии решений, они не свободно выражают свои мысли. Не у всех проявляется – воображение, наблюдательность, высокая скорость мышления и сообразительность. Небольшая часть не создают что-то новое, свое оригинальное, непохожее ни на что другое. При совместной работы учителя с учащимися, у которых выражен высокий уровень, заключался в применении тех приемов, которые направленны на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.Рисунок 4 – Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей по диагностике 2.
2.2 Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике
Развивать –исследовательские и творческие способности личности, умения самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умения отбирать информацию,умение работать с различными типами заданий, умение представить результаты своей работы.