Файл: Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выполнил(а)

Студент(ка) 4 курса 16ПО(2)18 НО-Р3 группы

заочной формы обучения

Салиндер П.А

Руководитель:

к. истор. н., доцент

Ученая степень, ученое звание

Буслова Н.С.

Актуальность

Объект исследования: творческие способности младших школьников.

Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников.

Цель:

Раскрыть теоретические основы, психолого-педагогические и методические аспекты использования нестандартных арифметических задач в процессе развития творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что если правильно использовать нестандартные задачи на уроках математики, то это способствует наибольшей результативности в развитии творческих способностей младших школьников.

Задачи:

Методы исследования:

Анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала.

Практическая значимость:

Представленная нами работа может быть использована учителями начальных классов для изучения роли нестандартных задач, как средства развития творческих способностей младших школьников.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

1.1 Понятие и виды творческих способностей.

1.2 Особенности формирования творческих способностей у младших школьников.

1.3 Методы и приемы формирования творческих способностей на уроках математики.

1.4 Нестандартные задачи и процесс их решения

Вывод по I главе

Проанализировав педагогическую литературу, мы выявили педагогические условия формирования информационных умений у детей младшего школьного возраста:

- научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников

Целью проведения исследования - выявление уровня сформированности творческих спобностей у младших школьников.

Для подбора диагностических работ мы пользовались

Диагностическая работа №1: тест «Круги» - 2 класс

Диагностическая  работа №2: тест «Домик»- 1 класс

Результаты диагностической работы №1: тест «Круги».2 класс

Рисунок 2. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (оригинальность) по диагностике 1

Рисунок 3. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (беглость) по диагностике 1

Результаты диагностической работы №2: тест «Домик».1 класс

2.2 Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике

Мы рекомендуем использовать нестандартные задачи для формирования творческих способностей младших школьников на уроке математики:

Вывод по 2 главе

С целью подтверждения гипотезы исследования с детьми был проведен эмпирический эксперимент в 1 классах, который состоял из одного этапа . И во 2 классах из 1 этапа.

Если мы правильно будем использовать нестандартные задачи на уроках математики, то это способствует наибольшей результативности в развитии творческих способностей младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное при решении нестандартных задач – это научить учащихся думать над задачей, рассуждать, догадываться, делать правильные умозаключения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»   Кафедра педагогики, психологии и социального образования Тема:«Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников»

Выполнил(а)

Студент(ка) 4 курса 16ПО(2)18 НО-Р3 группы

заочной формы обучения

Салиндер П.А

Руководитель:

к. истор. н., доцент

Ученая степень, ученое звание

Буслова Н.С.


Тобольск

2022

Актуальность

Мы должны учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому подходу к труду. Труд – главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Учитель должен заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики - задания, требующие от учащихся творческой деятельности , в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое.

Объект исследования: творческие способности младших школьников.

Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников.

Цель:

Раскрыть теоретические основы, психолого-педагогические и методические аспекты использования нестандартных арифметических задач в процессе развития творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что если правильно использовать нестандартные задачи на уроках математики, то это способствует наибольшей результативности в развитии творческих способностей младших школьников.


Задачи:

  • Изучить теоретические основы использования нестандартных задач на уроках математики в начальной школе.
  • Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей.
  • Рассмотреть возможности использования нестандартных задач в начальном курсе математики для развития творческих способностей младших школьников.

Методы исследования:

Анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация изученного материала.

Практическая значимость:

Представленная нами работа может быть использована учителями начальных классов для изучения роли нестандартных задач, как средства развития творческих способностей младших школьников.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

1.1 Понятие и виды творческих способностей.

Следовательно, проанализировав понятие способности, в частности творческие, мы приходим к выводу, что творческие способности, как и всякие прочие зависят от наследственных факторов, но более значимое влияние выражает социум: воспитание, образование и они поддаются развитию, понятие творчество разностороннее, оно исследовалось раньше и исследуется в настоящее время многими психологами, философами, педагогами.

1.2 Особенности формирования творческих способностей у младших школьников.

Таким образом, анализируя различные взгляды ученых, становится очевидно, что несмотря на то, что способности имеют наследственные предпосылки к их развитию в виде задатков, каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития творческих способностей и целенаправленное использование их в различных видах деятельности.

1.3 Методы и приемы формирования творческих способностей на уроках математики.

Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных. Поэтому, формы и методы обучения которые используют в своей практике учителя должны быть различны, но назначение их одно - сделать сложное простым и доступным.

1.4 Нестандартные задачи и процесс их решения

Нестандартные задачи необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями школьников и требованиями программы по начальному образованию Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий.

Вывод по I главе

Проанализировав педагогическую литературу, мы выявили педагогические условия формирования информационных умений у детей младшего школьного возраста:

- научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи.

  • осуществление перевода текста задачи на язык с помощью невербальных средств
  • - мотивационное условие (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);

    - подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность;

    - обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

    - эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников

Для изучения творческих способностей младших школьников на базе МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» с. Яр-Сале, Ямальского района, ЯНАО. В эксперименте приняло участие 40 учеников, 1 «А» , «Б» класса и 40 учеников 2 «А», «Б» класса.

Целью проведения исследования - выявление уровня сформированности творческих спобностей у младших школьников.

Для подбора диагностических работ мы пользовались

Диагностическая работа №1: тест «Круги» - 2 класс

Диагностическая  работа №2: тест «Домик»- 1 класс

Результаты диагностической работы №1: тест «Круги».2 класс

Исходя из этого, можно сделать вывод, что и у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (гибкость). Это говорит о том, что часть учащихся нужно выдвигать разнообразные идеи рисунков,
обращаясь к различным областям знаний, использовать широкий круг предметов и явлений.
Рисунок 1. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (гибкость) по диагностике 1

Рисунок 2. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (оригинальность) по диагностике 1

Исходя из этого, можно сделать вывод, что у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (оригинальность). Это говорит о том, что не так часто рисуют дети, не воображают интересные фигуры, картинки.

Рисунок 3. Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей (беглость) по диагностике 1

Исходя из этого, можно сделать вывод, что и у 2а класса 2б класса большинство учащихся имеют низкий уровень сформированности творческих способностей (беглость). Это говорит о том, что нет скорости, продуктивности изобразительной деятельности ребенка, т. е. способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить не могут большой объем работы, нарисовать много предметов.

Результаты диагностической работы №2: тест «Домик».1 класс

Из полученных данных по диагностике мы видим, как сформированы творческие способности умения у учащихся 1 класса. Значительная часть учащихся имеют низкий уровень сформированности. Они не проявляли инициативность и самостоятельность в принятии решений, они не свободно выражают свои мысли. Не у всех проявляется – воображение, наблюдательность, высокая скорость мышления и сообразительность. Небольшая часть не создают что-то новое, свое оригинальное, непохожее ни на что другое. При совместной работы учителя с учащимися, у которых выражен высокий уровень, заключался в применении тех приемов, которые направленны на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
Рисунок 4 – Сравнительные результаты уровня сформированности творческих способностей по диагностике 2.

2.2 Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике

Развивать –исследовательские и творческие способности личности, умения самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умения отбирать информацию,
умение работать с различными типами заданий, умение представить результаты своей работы.

Мы рекомендуем использовать нестандартные задачи для формирования творческих способностей младших школьников на уроке математики:

Вывод по 2 главе

С целью подтверждения гипотезы исследования с детьми был проведен эмпирический эксперимент в 1 классах, который состоял из одного этапа . И во 2 классах из 1 этапа.

 1 этап в 1 «А», «Б» определяли способность ребёнка к копированию сложного образца. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. 1 этап во 2 «А», «Б». Исходя из данной диагностики выявили ,что оригинальность, гибкость, беглость творческих способностей проявляется не у всех учеников ,так как не расширен кругозор и развитие интеллекта. И поэтому у детей не возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Если мы правильно будем использовать нестандартные задачи на уроках математики, то это способствует наибольшей результативности в развитии творческих способностей младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное при решении нестандартных задач – это научить учащихся думать над задачей, рассуждать, догадываться, делать правильные умозаключения.