Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, использование тех или иных средств автоматизации зависит от конкретной задачи, да и некоторые программные продукты, могут дублировать функции друг друга. В целом для средних и больших организаций (больше 1000 человек) рекомендуется использовать все 5 вышеперечисленных средств автоматизации электронной коммерции в комплексе для создания интегрированной системы управления и поддержки бизнес-процессов.

Таким образом, использование методологии IDEF0 является оптимальным вариантом для целей моделирования бизнеса на верхнем уровне, так как позволяют качественно передать материальные и информационные потоки, требования к персоналу и инфраструктуре, управляющие воздействия и обратные связи и также данная методология поддерживается и является основной для выбранного средства автоматизации All Fusion Process Modeler r7 для целей проекта.

Рассмотрим выбор методологии для описания процессов на нижнем уровне – процессов работ.

В рамках моделирования процессов нижнего уровня подойдет нотация ARIS eEPC.

Таким образом и выбор средства автоматизации, и выбор методологии для проведения описания модели электронной коммерции.

2. Моделирование бизнес-процесса бюджетирования в выбранной организации - ОАО «АК ЛМЗ»

2.1 Описание предметной области

Завод расположен в городе Лысьва Пермского края. ЛМЗ — единственный в России производитель электролитически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе.

Место нахождения ОАО «АК ЛМЗ»: Российская Федерация, 618900, Пермский край, г. Лысьва, ул. Металлистов, 1.

Основными направлениями деятельности завода являются:

  • Производство стальной эмалированной посуды, шликеров;
  • Производство электрических и газовых плит, конфорок и трубчатых нагревателей.
  • Производство оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием

Структура органов управления завода в соответствии с уставом:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • Правление (коллегиальный исполнительный орган);
  • Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

Субъект моделирования - процесс бюджетирования ОАО «АК ЛМЗ»

Цели процесса:

  • Сокращение затрат
  • Координация и финансовая согласованность деятельности подразделений
  • Управление финансовыми потоками на ежемесячном уровне
  • Управление активами и обязанностями ОАО «АК ЛМЗ»
  • Прогноз финансово-экономического состояния ОАО «АК ЛМЗ»
  • Закрепление финансовых полномочий и ответственности участников бюджетного управления
  • Управление стоимостью ОАО «АК ЛМЗ»

Роль процесса в общих задачах предприятия: описание финансовых инструментов для достижения поставленных целей.

Точка зрения: Моделирование производится с точки зрения заместителя генерального директора по экономике и финансам.

Схема заинтересованных сторон относительно процесса представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Схема заинтересованных сторон

2.2 Описание структурных моделей процесса бюджетирования в ОАО «ЛКМЗ»

Владелец процесса – заместитель генерального директора по экономике и финансам – Двинских А.В.

Исполнители процесса:

  • Финансово-экономическое управление
  • Главная бухгалтерия
  • Коммерческая служба
  • ЦФО подразделений

Участники процесса:

  • Совет директоров
  • Правление ОАО «АК ЛМЗ»
  • Генеральный директор ОАО «АК ЛМЗ»
  • Заместители генерального директора ОАО «АК ЛМЗ»
  • Руководители центров финансовой ответственности
  • Финансово-экономическое управление

Объекты процесса:

  • Центры финансовой ответственности согласно «Положению о центрах финансовой ответственности»
  • Центры финансового учета – места возникновения затрат, определенные исходя из целей калькулирования, оценки деятельности подразделений и возможности их реструктуризации.
  • Продукция ОАО «АК ЛМЗ»

Инфраструктура процесса:

  • ЦФО находятся в каждом подразделении.
  • Финансово-экономическое управление, главная бухгалтерия и коммерческая служба находятся в одном здании, там же находится все управление, в том числе и генеральный директор.
  • Каждое рабочее место оснащено компьютером и телефоном.

Документы и сообщения необходимые для выполнения работы:


Бюджет, экономическая программа, платежный календарь, план расходов структурного подразделения, отчет о предполагаемых расходах и доходах, заявка на производство, план коммерческой деятельности, отчет о результатах контроля, отчет о наличиях негативных тенденций, сопроводительное письмо, квитанция об оплате, отчет об исполнении бюджетов, отчет о выполнении экономической программы подразделениями, извещения об отклонении от экономической программы, пояснительная записка от руководителя подразделения, отчет о факторном анализе отклонений от экономической программы по функциональным направлениям, прогноз по выполнениям целевых показателей за год с учетом уже достигнутых результатов, аналитическая записка с предложениями по обеспечению исполнения годового бюджета, отчет по исполнению сводного бюджета, отчет по анализу и оценке деятельности подразделений, отчет о подготовке мероприятий для достижения среднесрочных целей, распоряжения, направленные на улучшение работы предприятия.

Документы и сообщения необходимые для управления процессом:

Положение о бюджетировании ОАО «АК ЛМЗ», Временная методика формирования экономической программы ОАО «АК ЛМЗ», Альбом форм бюджетов ОАО «АК ЛМЗ», Положение о финансовой структуре ОАО «АК ЛМЗ», Учетная политика в области управленческого учета ОАО «АК ЛМЗ», Положение ОАО «АК ЛМЗ» о контроле и экономическом анализе исполнения бюджетов, Документация СК ИСО 9001-2001, Положение о структурных подразделениях, Положение Финансово-экономического управления, Положение о Правлении ОАО «АК ЛМЗ»

Описание структур на внешнем уровне представлено на рис. 2 - 5.

Рисунок 2 - Объектная структура

Рисунок 3 - Функциональная структура

Рисунок 4 – Организационная структура

Обмен информационными потоками и документооборот осуществляются с помощью:

  • компьютера: электронная почта и 1С
  • факса
  • лично

Рисунок 5 - Структура управления

  • Внешнее событие: получение приказа генерального директора, начат новый отчетный период
  • Список целевых установок: Положение о бюджетировании ОАО «АК ЛМЗ»

Выводы

Существуют следующие показатели процесса:

Временные:

  • Время выполнения 1 цикла процесса – 3 месяца.
  • Человеческие:
  • Количество людей, задействованных в процессе, – 118 человек.

Существуют следующие показатели результата:

  • Объем - 1 конечный бюджет для предприятия в месяц
  • 100% объема относительно необходимого

Количественный и качественный анализ процесса

Количественный анализ:

Показатели времени:

  • Среднее время выполнения 1 цикла процесса в целом – 91 день, но процесс запускается каждый месяц.
  • Среднее время простоев:
  • фактическое - 3 дня
  • теоретическое – 33 дня (так как выполнение бюджета не входит в рассматриваемый процесс).
  • Показатель эффективности производственного или операционного цикла – (91-33)/91 = 0,64.
  • Среднее время выполнения отдельных функций процесса – см. Таблица 1.

Удельные:

  • Время выполнения процесса/численность персонала процесса:
  • 91 день / 118 человек = 0,77
  • В среднем требуются 1 человек на выполнение 1 функции.

Время выполнения процесса/количество функций процесса:

  • 91 день /8 функций = 11,38
  • В среднем отводится 11 -12 дней на выполнение 1 функции.

3. Проектирование моделей бизнес-процессов бюджетирования и реинжиниринг

3.1 Проектирование моделей бизнес-процессов в нотации IDEF0 и в системе ARIS

В нотации ARIS и IDEF0 представлены: общая модель процесса бюджетирования (А0) и модели всех подпроцессов:

  • Планирование (А1)
  • Составление заявок на производство (А2)
  • Формирование и рассылка экономической программы (А3)
  • Контроль за исполнением бюджетов (А4)
  • Анализ исполнения и составление бюджетов (А5)
  • Принятие управленческих решений на основе полученных результатов (А6)

Функциональная модель процесса представлена на рис. 6.

Рисунок 6 - Функциональная модель процесса бюджетирования.

На таблице 3 представлены организационно-штатные единицы.

Таблица 1

 Отдел

Количество сотрудников

Финансово-экономическое управление

Планово-экономический отдел

7

Отдел методологии и контроля

6

Финансовый отдел

9

Коммерческая служба

Управление продажами

15

Управление закупками

12

Главная бухгалтерия

25

ЦФО подразделений

3 - 5


Организационная модель процесса бюджетирования представлена на рис. 7.

Рисунок 7 - Организационная модель

3.2 Оптимизация бизнес-процессов бюджетирования

Качественный анализ:

Анализ процесса по отношению к типовым требованиям представлен в таблице 4.

Таблица 4. Анализ процесса по отношению к типовым требованиям

Функция цикла PDCA

Подпроцессы и функции

1

Планирование

  • Планирование: составление платежного календаря, планирование расходов структурных подразделений, планирование себестоимости выпускаемой продукции.
  • Составление заявок на производство: составление предварительной заявки, проектирование плана коммерческой деятельности.

2

Выполнение процесса

  • Формирование экономической программы
  • Анализ исполнения и составление бюджета: подведение итогов: подготовка мероприятий для достижения среднесрочных целей, формирование бюджета на следующий плановый период.

3

Анализ процесса

  • Контроль за исполнением бюджета
  • Анализ исполнения и составление бюджета: контроль по подразделениям, полный контроль, подведение итогов: оценка деятельности.

4

Улучшение процесса

  • Составление заявок на производство: изменение заявки, корректировка заявок с учетом остатков готовой продукции.
  • Анализ исполнения и составление бюджета: подведение итогов: корректировка экономической программы
  • Принятие управленческих решений на основе полученных результатов.

Требования к организации процесса, учитывающие рекомендации стандарта ИСО 9001, представлены в Табл. 5.

Таблица 5 Требования к организации процесса

Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса:

  • Внешние факторы: экономическая ситуация в РФ, рост конкуренции, увеличение процентных ставок по кредитам.
  • Внутренние факторы: смена руководства, выход из строя оборудования, нехватка квалифицированных специалистов.

Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса:

  • Возникновение одной или нескольких из вышеописанных проблем.
  • В ходе бюджетирования становится понятно, что при предлагаемых условиях невозможно достижение поставленных руководством целей.