Файл: Особенности ценообразования на продукцию горных предприятий ( Экономическая сущность цен и ценовая политика предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность цен и ценовая политика предприятия
1.1. Понятие цены и функции цен в рыночной экономике
1.2 Система цен и их классификация
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятия
2. Методы и стратегии ценообразования
2.1. Методика ценообразования на продукцию предприятия
• Нейтральная стратегия ценообразования — установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
Выбор стратегии предопределяется структурой затрат предприятия, мотивами покупателей, позицией предприятия на рынке. На практике очень часто встречается ситуации, когда предприятие одновременно реализует несколько типов ценовых стратегий (наиболее характерно для отраслей с высокими постоянными затратами).
Стратегии ценовой дифференциации и балансирования:
• Горизонтальная ценовая дифференциация — установление на один и тот же продукт различного уровня цен для разных групп потребителей на основе сегментирования рынка по продуктовым и потребительским критериям.
• Вертикальная ценовая дифференциация — установление на один и тот же продукт различного уровня цен для разных рынков на основе сегментирования рынка по географическому критерию.
• Стратегии ценового выравнивания — установление цен в рамках всей гаммы товаров. Цены устанавливаются таким образом, чтобы прибыль успешно реализуемых товаров покрывала убытки по прочим товарам ассортимента.
В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема и внесезонные закупки, многие предприятия готовы изменять свои исходные цены. Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок и надбавок. Размер скидок зависит от следующих факторов: характера сделки; условий поставки и платежа; взаимоотношений с покупателями; конъюнктуры рынка в момент платежа. В настоящее время в практике международной торговли используются около 20 различных видов скидок. Например, скидка за платеж наличными – уменьшение цены для покупателей, оперативно оплачивающих счета наличными средствами (оплата в течение 10 дней – скидка 2-3%); скидка за качество – мера снижения цены вследствие пониженного качества товара, сезонная скидка и др.
2.3 Государственное регулирование цен
Государство активно влияет на общую ценовую конъюнктуру рынка при помощи методов налогового, экспортно-импортного и антимонопольного регулирования. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, пенсии, пособия и прочие выплаты из государственного бюджета, государство влияет на ограничения по спросу, инфляцию и инфляционные ожидания и тем самым — на динамику общего уровня цен и их основных групп, т. е. государство пытается создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий.
Цели государственного регулирования цен :
1. Торможение инфляционного роста цен в результате обесценивания денег, устранение диспропорций цен на отдельные виды товаров и услуг.
2. Достижение необходимых соотношений воспроизводства.
3. Затруднение роста заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
4. Субсидирование производства, находящегося под контролем государства, защита отсталых отраслей экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельского хозяйства), содействие внешнеэкономической деятельности.
5. Мобилизация бюджетных средств, необходимых для проведения социально-экономических мероприятий.
Разработка цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. д.
Таблица 4: Методы государственного регулирования цен
Методы прямого воздействия государства |
Методы косвенного государственного регулирования |
Административное установление цен |
Налогообложение |
Замораживание цен |
Регулирование денежного обращения |
Установление предельного уровня цен |
Оплата труда |
Регламентация уровня рентабельности |
Кредитная политика |
Установление нормативов для определения цен |
Регулирование государственных расходов |
Декларирование цен и др. |
Установление норм амортизации и др. |
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть прямыми, т.е. путем установления определенных правил ценообразования, и косвенными, т.е. через финансово-кредитный механизм, оплату труда, налогообложение и т.д (см. таблицу 4). При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. К косвенным методам относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов .
Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия их применения. Получивший распространение в российской экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Государственное регулирование цен в России осуществляется в следующих формах: выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»; установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по видам производств; установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя; установление твердых фиксированных цен; установление для предприятий-монополистов предельных цен; ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов; установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет; установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли; установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста; рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу; декларирование повышения свободных цен .
Существует определенный перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов). Например, к компетенции федеральных органов исполнительной власти относятся такие объекты государственного ценового регулирования, как продукция ядерно-топливного, оборонного назначения, драгоценные металлы и камни, обслуживание воздушных судов, перекачка и налив нефти и др.
К нарушениям государственной дисциплины цен относятся: завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов; завышение установленных надбавок (наценок к ценам и тарифам); начисление непредусмотренных надбавок, а также не предоставление установленных скидок; применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков нет требуемых потребительских свойств, принятых при согласовании их уровня, и т. д.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Минэкономики РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и установленном порядке .
Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, независимо от своего финансового состояния вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом обязательным для этого предприятия является одновременное снижение цены на свою продукцию, товары и услуги.
Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством. Контроль с применением экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен распространяется на все виды хозяйствующих субъектов, расположенных на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую или иную коммерческую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В части первой настоящей работы были рассмотрены теоретические основы ценообразования (понятие цены, классификация и функции цен) в совокупности с ценовой политикой предприятия. Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара, и является важной экономической категорией. Однако, важнейшим элементом рыночного механизма является цена, согласованная продавцом и покупателем, которая формируется под влиянием большого количества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Ценовая политика отдельного производства заключается в том, что процесс формирования рыночной цены зависит от уровня затрат на производство и реализацию конкретного вида продукции. К факторам ценообразования относятся величина издержек производства, средняя отраслевая норма прибыли, состояние денежной системы, соотношение спроса и предложения, наличие и состояние конкурентной среды, монопольное регулирование, государственное регулирование.