Файл: По дисциплине тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВУЗ


Вид работы

По дисциплине «»

Тема/Вариант «»

Выполнил:

ФИО ___________________
Рецензент:

ФИО ___________________

подпись___________________


г. 2023

Оглавление


Введение 3

Основная часть 5

Определение понятия "альтернативная коммуникация" и ее виды 5

Особенности коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра 5

Методы альтернативной коммуникации, используемые в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. 6

Анализ эффективности методов альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра 10

Возможные трудности и проблемы в использовании методов альтернативной коммуникации и рекомендации по их преодолению. 11

Значение альтернативной коммуникации в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и ее влияние на социальную адаптацию 13

Заключение 13

Список источников 14


Введение


Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа неврологических расстройств, которые влияют на развитие социальных, коммуникативных и поведенческих навыков у детей и взрослых. РАС может проявляться в разных формах и степенях выраженности, но общей характеристикой является нарушение способности к социальному взаимодействию, включая общение с другими людьми и восприятие мира вокруг.

Симптомы РАС могут проявляться уже в раннем детстве, включая отсутствие или ограниченность контактов с окружающими, проблемы в языковом и коммуникативном развитии, повторяющееся и стереотипное поведение, ограниченные интересы и деятельность.

Причины РАС не до конца изучены, однако предполагается, что в развитии этого расстройства играют роль генетические и окружающие факторы. Несмотря на то, что РАС неизлечимы, индивидуальный подход к коррекционной работе и использование соответствующих методик и подходов, в том числе методов альтернативной коммуникации, могут улучшить качество жизни людей с этим расстройством и помочь им достичь большей социальной адаптации.
Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, имеет высокую значимость для общества и индивидуального благополучия каждого ребенка. РАС являются распространенными неврологическими расстройствами, их диагностируют у 1 из 68 детей по всему миру. Раннее выявление и коррекция этих расстройств важны для обеспечения полноценной жизни детей и их социальной адаптации в обществе.


Дети с РАС часто сталкиваются с проблемами в общении, социальной адаптации и образовании. Коррекционная работа помогает развить у них социальные, коммуникативные и поведенческие навыки, улучшить качество жизни и повысить уровень самостоятельности. Это важно для того, чтобы дети смогли осуществлять свои желания, находиться в обществе и получать образование.

Важно отметить, что коррекционная работа с детьми, страдающими РАС, требует специализированного подхода и знаний в области дефектологии. Это означает, что педагоги и специалисты должны обладать не только знаниями о расстройствах аутистического спектра, но и компетенциями в применении методов коррекционной работы, включая методы альтернативной коммуникации.
Цель данной работы - изучение методов альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты расстройств аутистического спектра.

2. Рассмотреть проблемы общения и социальной адаптации детей с РАС.

3. Изучить методы коррекционной работы с детьми, страдающими РАС.

4. Изучить методы альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми, страдающими РАС.

5. Определить эффективность применения методов альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми, страдающими РАС.

6. Предложить рекомендации для педагогов и специалистов в области дефектологии по применению методов альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми, страдающими РАС.

Основная часть

Определение понятия "альтернативная коммуникация" и ее виды


Альтернативная коммуникация - это способ общения людей, которые не могут использовать устную речь или обычные способы общения для передачи своих мыслей, желаний и потребностей.
Существует несколько видов альтернативной коммуникации:

Невербальная коммуникация - использование жестов, мимики, интонации и других невербальных средств для передачи сообщений.

Коммуникация с помощью пиктограмм и символов - использование картинок, символов, пиктограмм для передачи сообщений.

Речевые устройства - использование электронных устройств, способных воспроизводить записанные заранее сообщения или генерировать новые сообщения.



Знаковая коммуникация - использование языковых знаков, таких как язык жестов, брайлевское письмо, сигнальный язык, в которых каждый знак представляет определенное значение.

Аудиовизуальная коммуникация - использование видео- и аудиоматериалов для передачи информации.

Коммуникация с помощью компьютера - использование компьютерных программ и технологий для общения и передачи сообщений.

Особенности коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра


Особенности коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут проявляться в разных аспектах общения, включая вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация:

1. Задержка в развитии речи, включая задержку начала речи, ограниченный словарный запас, неправильную грамматику и ограниченную способность к диалогу.

2. Любовь к повторению одних и тех же слов или фраз, которые не относятся к контексту разговора.

3. Затруднения с пониманием фигуральной речи, метафор и идиом.

4. Способность к монотонному и эхолалическому повторению слов или фраз без контекста.

5. Отсутствие интереса к социальным играм с использованием языка.
Невербальная коммуникация:

1. Ограниченные выражения лица и мимика.

2. Отсутствие глазного контакта или нарушения в его поддержании в течение разговора.

3. Затруднения в понимании и использовании жестов и мимики.

4. Ограниченный набор жестов и мимики для выражения эмоций и потребностей.

5. Ограниченный набор жестов и мимики для социального взаимодействия.

Помимо этих особенностей, у детей с РАС также могут быть затруднения в понимании намерений и эмоций других людей, что может усложнять процесс общения.1

Методы альтернативной коммуникации, используемые в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.


1. Пиктограммы

Пиктограммы - это графические символы, которые используются в качестве средства альтернативной коммуникации для передачи информации людям с ограниченными возможностями коммуникации, такими как дети с расстройствами аутистического спектра.

Пиктограммы могут использоваться для передачи информации о различных предметах, действиях, эмоциях, потребностях и желаниях. Они могут быть представлены в виде одиночных символов или в виде последовательности символов, образующих фразы и предложения.


Пиктограммы могут быть использованы в сочетании с другими формами альтернативной коммуникации, такими как жесты, телодвижения, голосовые сообщения или электронные устройства. Они могут быть представлены в виде физических картинок или изображений на электронных устройствах, таких как планшеты или компьютеры.
2. Изображения и рисунки

Изображения и рисунки также могут использоваться в качестве средства альтернативной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра.

Изображения могут быть фотографиями реальных предметов, людей или мест, а также картинками или иллюстрациями. Они могут использоваться для передачи информации о конкретных вещах, местах, людях или действиях, а также для выражения эмоций и состояний.

Рисунки могут быть простыми или сложными, абстрактными или конкретными. Они могут быть использованы для представления идей, концепций, эмоций и состояний, которые могут быть трудными для выражения словами.

Использование изображений и рисунков может помочь детям с расстройствами аутистического спектра лучше понимать окружающий мир и выражать свои мысли, эмоции и потребности. Они могут быть представлены в различных форматах, включая физические картинки, книги с иллюстрациями, или на электронных устройствах, таких как планшеты или компьютеры.2
3. Символы Bliss

Символы Bliss (Blissymbols) - это система графических символов, разработанная Карлом Бліссом в 1949 году как средство альтернативной коммуникации для людей с физическими и когнитивными ограничениями. Эта система символов использует набор из более чем 2000 абстрактных и конкретных символов, каждый из которых представляет конкретное понятие, и может быть комбинирован с другими символами для формирования более сложных идей.

Символы Bliss были разработаны для использования как универсальный язык для людей, говорящих на разных языках, и могут быть использованы для представления широкого спектра понятий, от простых слов до сложных идей. Эта система символов была широко применена в работе с людьми с аутизмом и другими нарушениями коммуникации, так как ее абстрактный и неязыковой характер облегчает понимание и использование символов людьми, которые испытывают затруднения в использовании языка.

Символы Bliss могут быть использованы как на бумажных носителях, так и в электронном виде, и могут быть доступны как на печатных карточках, так и в виде приложений на планшетах и компьютерах. Это позволяет использовать эту систему символов в различных контекстах, включая домашнюю и школьную обстановку, медицинские учреждения и учреждения социальной защиты, где важно обеспечить эффективное и понятное общение с людьми, испытывающими проблемы в общении.

4. Компьютерные и мобильные технологии

Компьютерные и мобильные технологии являются важным средством альтернативной коммуникации для людей с расстройствами аутистического спектра. Эти технологии предоставляют широкий выбор приложений и программ, которые могут помочь людям с аутизмом выразить свои мысли, чувства и желания, а также общаться с другими людьми.

Одним из наиболее распространенных видов компьютерных и мобильных технологий, используемых для альтернативной коммуникации, являются электронные планшеты. На планшетах устанавливаются приложения, такие как пиктограммы, графические символы и другие программы для альтернативной коммуникации. Эти приложения позволяют пользователям выбирать и комбинировать символы, чтобы выразить свои мысли и идеи.

Другой вид технологий для альтернативной коммуникации - это голосовые программы, которые могут использоваться для преобразования написанного текста в речь. Это особенно полезно для людей, которые могут писать, но испытывают затруднения с произношением слов.

Также существуют программы для распознавания речи, которые могут использоваться для того, чтобы переводить речь пользователя в текст. Это может быть полезно для людей, которые могут говорить, но имеют слабую артикуляцию или затруднения в понимании речи других людей.

Кроме того, важным элементом компьютерных и мобильных технологий являются социальные сети и приложения для общения, такие как Skype, Zoom, WhatsApp и другие. Эти приложения позволяют людям с аутизмом общаться с другими людьми и расширять свой круг общения в более комфортной обстановке.
5. Другие методы альтернативной коммуникации

Помимо перечисленных выше методов, существуют и другие методы альтернативной коммуникации, которые могут использоваться в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:

Макатон. Это система знакового языка, которая позволяет детям с ограниченным уровнем речи выражать свои мысли и понимать окружающих людей.

Глазное письмо. Этот метод основан на использовании взгляда для выражения своих мыслей. Дети с аутизмом могут использовать этот метод, чтобы выбирать буквы или слова на экране компьютера или другого устройства.

Технологии распознавания речи. Эти технологии позволяют детям с ограниченным уровнем речи использовать свой голос для управления устройствами и передачи информации.