Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1
2
Иствуду Атватеру –
душевно щедрому человеку,
гуманисту и мудрецу
SIXTH
EDITION
л
о
Psychology for Living
Adjustment, Growth, and Behavior Today
¿
¿ ¿
Eastwood Atwater
Karen Grover Duffy
ИСТВУД ATBATEP
KAPEH ДАФФИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ
УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБРАЗА МЫСЛЕЙ,
РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАШИХ ДНЕЙ
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской Академии образования в качестве учебного пособия
для студентов высших и средних учебных заведений
непсихологических специальностей
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.37я73
А92
Перевод с английского
Н.Л. Гиндилис, Г.Ю. Любимовой, Л.П. Мордвинцевой, О.Н. Родиной
Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Атватер И., Даффи К.Г.
3
А92 Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие / Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 535 с.
ISBN 0-13-958778-0 (англ.)
ISBN 5-238-00549-0 (русск.)
Авторы рассматривают множество типичных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается человек в современном мире: осознание и уточнение каждым своего места в изменчивом мире, выбор жизненного пути, забота о здоровье, создание семьи, достойное расставание с жизнью и др. Читателю
даются необходимые научные психологические сведения для выработки правильного понимания хода
событий (включая самопонимание) и построения наилучших решений при выборе линий поведения,
активности.
Читатель найдет в книге множество практических средств для самопознания, саморегуляции, обдумывания и выстраивания поведения в общественной среде.
Эта книга – и отличный учебник для студентов, в котором они найдут интересные примеры (истории) и разнообразный методический материал, в том числе и эффективные методы изучения учебного материала.
Для широкого круга читателей: студентов высших и средних учебных заведений, молодых специалистов, осваивающих профессии, предполагающие работу с людьми (психолог, педагог, акмеолог, социальный работник, менеджер по персоналу и пр.), а также для каждого из нас.
ББК 88.37я73
ISBN 0-13-958778-0 (англ.)
Translation copyright © 2003 by UNITY-DANA
ISBN5-238-00549-0 (русск.)
Publisher
Psychology for Living: Adjustment, Growth and
Behavior Today, Sixth Edition by Eastwood Atwater,
Copyright © 1999, All Rights Reserved
Published by arrangement with the original publisher,
PRENTICE HALL, INC, a Pearson Education Company.
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, перевод, оформление, 2003
Книга, деловито ориентирующая человека на личностное саморазвитие
Предисловие научного редактора к русскому изданию
Ценно, что авторы представляемой здесь книги не просто дают повествовательный ответ на вопрос:
«Что нужно современному взрослому человеку для овладения своей психикой?», но вооружают читателя множеством соответствующих средств для активизации внутреннего диалога. А именно, вам предлагаются, в частности, опросники для лучшего самопонимания, тесты на самопроверку, упражнения. При этом авторы четко обратили научное психологическое знание на службу не просто
«всем-всем», а каждой «вот этой» личности.
В книге, как видно уже из оглавления, обсуждаются разнообразные вопросы нашего существования – от осознания и уточнения каждым своего места в изменчивом мире, выбора жизненного пути, заботы о здоровье, построения семьи и кончая достойным расставанием с жизнью.
Нельзя сказать, что в отечественной общественной мысли и психологической литературе – культуре в целом – эти вопросы обойдены. Но, думается, у нас преобладает несколько иной жанр выдачи научных продуктов в области человековедения. Возможно, причины тут коренятся в области принятой у нас системы аттестации научных кадров и во многом отображающей ее постановке высшего психологического образования. Если исследователь занимается, положим, вопросами стресса, появляется в свет соответствующая основательная специальная работа-монография. Занимается специалист вопросами внешнего выражения психики (экспрессии) – опять ложится на стол солидная книга именно об этом. Общение, взаимопонимание, самосознание? Пожалуйста! Ищите специальные книги, и там найдется немало достоверной научной информации*. Но вы столкнетесь при этом с
4 предметной ориентацией текста. Чаще всего он специально не рассчитан на применение соответствующих фактов и закономерностей к частному случаю вашей жизни.
* Например: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
Сталин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. И так далее без видимого конца. Вопросы жизни и смерти обсуждаются у нас, скорее, в исторических и культурологических работах, чем в контексте психологии. См., например, Бравина Р.И.
Концепция жизни и смерти в культуре этноса: реконструкция, традиции и современность (на материале культуры саха).
//Дисс. ... докт. ист. наук. – Якутск, 2000.
Другой привычный у нас жанр психологической литературы характеризуется тем, что вам доставляют систему знания о том, что такое психология «от альфы до омеги» – от простейших процессов познания до свойств личности (или, наоборот, от личности до ощущений и т.п.).
Предлагаются сведения по принципу «знай все!», независимо от того, в какого рода сведениях нуждается «вот этот» человек. Даже можете найти книгу для малолеток (страниц этак на двести). И здесь в форме сказок излагается некоторое множество категорий психологии (есть «Королевство
Внутреннего Мира», «Волшебницы-потребности», «Сказка о борьбе Мотивов», «Профессор
Мышление»... – да мало ли еще что). Другой вопрос – пора ли уже малолетке, дошкольнику знать об основной категориальной сетке научной психологии и о соответствующих терминах? Возможно, ему надо знать что-то о себе, и притом не обязательно в тех формах, как это привычно и понятно сверхученым взрослым? Одним словом, у нас чаще, чем хотелось бы, принято строить сообщения как бы в ответ на вопрос «Что такое психология?», а не на вопрос «Что такое психика (твоя, ваша, ее, его, их)?»
Но вернемся к взрослым. Им тоже нужно знать о себе. И, по-видимому, не обязательно в том порядке, как это принято в классических университетских курсах по психологическим наукам. Нам как раз думается, что авторы предлагаемой здесь книги постарались хорошо понять нужды
развивающегося взрослого человека (человека-делателя, а не просто любознательного бездельника). И сообразно этому создали структуру своей книги.
Книга Иствуда Атватера и Карен Даффи – это учебный курс. Но, повторяем, его не совсем привычное для нас своеобразие состоит в том, что он направлен не на демонстрацию читателю некоторой удобной теоретикам системы психологии. Своеобразие этого курса мы усматриваем в том, что читателя обеспечивают, повторяем, средствами для самопонимания и личностного самопостроения. Это книга прежде всего конкретно полезная, а не поучающая «вообще». Она во многом обращена к студенческой молодежи. Но не только к ней. Авторы, часто обращаясь к читателю, употребляют выражения такого рода: «...Вы учитесь или работаете». Таким образом, адресат ее достаточно широк.
Слышу возражение ревнителей фундаментального знания: «Главное – это общие научные основания практики». Правильно. Авторы предлагаемой здесь книги в необходимых случаях (и часто) ссылаются на соответствующие исследования очень многих авторов. И в целом освоение данной книги предполагает читателя, достаточно подготовленного в общенаучном отношении. Так что с основаниями предлагаемых авторами рекомендаций здесь, полагаем, все в порядке.
Ценно, что эта книга известных американских авторов написана в стиле участливого диалога с читателем, «цепляющего» насущные нужды развивающейся личности. При этом авторы ведут вас от столкновения с фактами к осмыслению некоторых общих идей. Каждая глава начинается побуждающей информацией – кратким общим обзором-намеком по поводу того, чем обогатится читатель, изучив эту главу. Затем предлагается описание волнующей житейской ситуации. Это описание (назовите его хоть
«сказкой» для взрослых) задает некоторые исходные представления и чувства, помогающие далее освоить необходимые общие положения и практические рекомендации.
Изложение ведется в доходчивой форме. Здесь хочется воспроизвести слова Корнея Ивановича
Чуковского, сказанные по другому поводу, но, полагаем, полностью подходящие к данному случаю:
«...в книжке едва ли найдешь насупленные, скучные страницы, но это отнюдь не значит, что она не научная. Это только значит, что научность (по крайнему моему разумению) далеко не всегда сочетается с дремучими словесными дебрями и с нагромождением умопомрачительных терминов»*. Эту оговорку мы не удержались сделать по той причине, что у изрядной части наших психологов (и педагогов) еще не изжита мода на зашифровывание сообщений сверхучеными словечками. По-видимому, часто полагают, что это является своего рода визитной карточкой «учености». А если изложение ясно и понятно, то оно считается чем-то пригодным, скорее, для второсортного читателя. Так нет же. Истинная наука умеет говорить на ясном и понятном языке. И в этом достоинстве никак нельзя отказать авторам
5 предлагаемой книги. Правда, поскольку вы имеете перед собой перевод с английского, многие термины несут на себе печать своего происхождения. Они могут быть непривычны и как бы мертвы для русскоязычного сознания. Группа, готовившая книгу к изданию, постаралась по ходу текста давать необходимые примечания, пояснения (в которых не нуждался бы англоязычный читатель). Полагаем, что необходимые для дела термины обогащают, а не засоряют наш язык (ведь прижилось же в свое время славянское слово спутник во многих языках мира).
* Чуковский К.И. От двух до пяти// К.И. Чуковский Сочинения в двух томах Т. 1. – М., 1990. – С. 404.
Естественно, что книга отображает американский образ жизни, склад ума, а также и соответствующий контекст психологической науки. Отечественному читателю она будет полезна, в частности, для достижения лучшего взаимопонимания между разными культурами. Мы не призываем вас рабски подражать и следовать всему тому, что сообщается в этой книге («догонять Америку»).
Авторы книги и сами относятся к сложившемуся в их стране образу жизни достаточно рационально. Да, темп жизни возрос. Да, это может быть причиной затруднений, неприятностей, тяжелых переживаний.
Но вот вам средства от имени науки для того, чтобы вам стало лучше. Правильная позиция.
Будет разумно, если русскоязычный читатель станет сопоставлять сообщаемую в книге информацию с фактами своей жизни, с традициями своего народа; размышлять и деятельно развивать такую культуру, которая ему по душе.
Как изучать эту книгу? Авторы дают по этому поводу немало советов, рекомендаций. Мы ограничимся в связи с этим несколько крамольной мыслью – знание о психике – не таблица умножения, и его важно не столько зубрить, сколько любить. Иствуд Атватер и Карен Даффи внесли предлагаемой вам сейчас книгой очень хороший вклад в формирование у читателя положительного отношения к психологии и ее предметной области.
Е.А. Климов
Профессор факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова
Президент Российского
Психологического общества
Предисловие
Эта книга предназначена для тех, кто хотел бы применить находки и открытия психологии в собственной жизни, чтобы лучше понимать себя и строить свою жизнь более эффективно. Поэтому мы представили в ней материал из основных отраслей психологической науки – психодинамики, когнитивной и поведенческой психологии и гуманистической психологии. Мы включили также наиболее показательные выдержки из текстов, относящихся к различным областям психологии, – клинической, психологии личности, социальной психологии и психологии развития, а также из важнейших областей когнитивной, биологической психологии и психологии здоровья.
Во многих главах читатель может найти различные подходы к одной и той же проблеме, а также вопросы, которые должны помочь ему выработать собственное критическое суждение. Наша цель состояла в том, чтобы дать читателю не только новые знания, но и развить его понимание, чтобы в дальнейшем он смог продолжать пополнять эти знания самостоятельно.
Основные особенности данного, шестого, издания состоят в следующем.
Новое содержание
Содержание и порядок расположения глав претерпели три существенных изменения. 1) Была переделана глава о мотивации и эмоциях. Чтобы не делать ее слишком длинной, некоторые материалы из последнего издания были перенесены в другие главы. Так, материал о сне и сновидениях был перенесен из главы, посвященной мотивации, в главу, посвященную здоровью. 2) Была исключена глава о культурном разнообразии. Вместо нее информация о культурном разнообразии, половых различиях и социальных меньшинствах была так или иначе включена во все другие главы. 3) В данное издание была включена новая глава о группах. В этой главе речь идет о групповой динамике (групповых процессах),
6 включая процессы общения (коммуникации) и социального влияния, лидерства, а также о проблемах, возникающих в группах, в частности о конфликтах, и групповом мышлении (groupthink*).
* В переводе книги Д. Майерса «Социальная психология» (СПб.: Питер, 1998) термин дается как «огруппление мышления» (Прим. перев.).
Еще одна особенность данного издания состоит в большем количестве примеров, призванных иллюстрировать изучаемый материал. Каждая глава начинается с небольшой истории. Хотя содержание этих вставок вымышленное, случаи, описанные в них, представляют собой компиляцию историй реальных личностей. Описанный случай подробно разбирается в тексте главы, чтобы лучше проиллюстрировать основные тезисы изложения. Там, где это необходимо, рассматриваются и другие случаи. Житейские истории, таким образом, одновременно делают реальным предлагаемый материал и иллюстрируют его. При этом мы специально старались составить их так, чтобы они были интересны различным группам наших читателей.
Методическая помощь
Структурированное изложение материала поможет студентам наилучшим образом использовать книгу в учебных целях:
-
В разделе Как работать с учебником в начале книги разбирается, как его изучать и как работать с тестами.
-
«Оглавление» в начале каждой главы дает общее представление о вопросах, которые будут обсуждаться.
-
Цели обучения определяют то, что студент должен знать, понимать и уметь применять после обучения.
-
Словарь терминов в конце книги дает определение ключевых понятий, используемых в ней.
-
Обзор в конце каждой главы, составленный в соответствии с «оглавлением», помогает читателю уловить основное содержание прочитанного.
-
Тесты для самопроверки, состоящие из 10 вопросов, предполагающих выбор ответа из множества предложенных вариантов, помогают проверить понимание пройденного материала.
Практические задания
-
Один или два вопросника, имеющиеся в каждой главе, помогают студентам применить усвоенные понятия и принципы к самим себе.
-
Упражнения в конце главы повышают вовлеченность в процесс изучения.
-
Вопросы для самопознания побуждают связывать изучаемый материал с собственным жизненным дпытом.
Для углубленного изучения
Нововведением является также электронная библиография к теме, предлагаемая в конце каждой главы, – список сайтов, содержащих материал для более углубленного изучения. Мы входим в век высоких информационных технологий и сегодня можем найти много информации в Интернете.
В каждой главе приводятся около полудюжины названий книг с краткой аннотацией, предназначенных для желающих продолжить изучение данной темы.
Учебник для преподавателя
К книге также прилагается отдельное методическое руководство для преподавателей данной дисциплины*. Каждая глава в этом учебнике включает обзор изучаемого материала, перечень возможных практических занятий со студентами, вопросы для обсуждения, библиографию и аудиовизуальные материалы. В каждой главе в разделе тестов предлагаются репрезентативные многовариантные опросники, вопросы для письменных работ, вопросы для краткого повторения и тест- вопросы, предполагающие ответ верно/ неверно.
* В настоящем русском издании этот учебник не воспроизводится (Прим. ред.).
7
Мы благодарим за помощь, оказанную при написании данного учебника: Съю-зан О. Болман,
Технический колледж, Норуолк; Эмори Холланд, Колледж Монтгомери; Дайану Каваго, Университет штата Калифорния во Фресно; Шерил С. Макфадден, Технический колледж, Йорк; Роберта Дж.
Митчелла, Технический колледж Уаукеша; Дугласа Дж. Нарби, Университет штата Луизиана в Онисе;
Кэри Шауэл, Колледж Оуктона и Дэвида Райта, Университет Брайтон Янг.
Как работать с учебником
Если студент получил на экзамене плохую оценку, он, как правило, находит много тому оправданий. В некоторых случаях он может сказать: «Я просто не выучил». Но чаще всего говорят:
«На самом деле я учил. Сам не могу понять, почему ответил так плохо». Многие начинают готовиться в последний момент. Но нередко студенты просто не знают, как надо готовиться.
К какой бы из вышеназванных категорий вы себя не относили, у вас есть возможность улучшить свою подготовку с помощью следующих хорошо зарекомендовавших себя методов.
Метод PQ4R (ПВЧРПП)
Этот метод получил свое название по первым буквам шести взаимосвязанных способов изучения различного рода учебников – это предварительный просмотр (preview), вопросы (questions), чтение
(read), размышление (reflect), пересказ (recite) и повторение (review). Многочисленные эксперименты показали, что метод PQ4R может улучшить понимание и запоминание материала, а следовательно и результаты, получаемые на экзамене.
Предварительный просмотр
Неплохо, если вы начнете изучение главы с ее беглого просмотра. Когда вы читаете роман, то обычно начинаете сначала и читаете страницу за страницей, не пытаясь поразить себя сразу неожиданной развязкой. Но когда речь идет о теоретическом и фактическом материале, то правильнее поступить иначе. Здесь важно получить общее представление о материале в целом, чтобы затем помещать в этот контекст детали, о которых вы будете читать.
-
Прежде всего просмотрите оглавление.
-
Затем просмотрите главу, обращая внимание на заголовки и подзаголовки.
-
Затем прочтите «Обзор главы».
-
Наконец, решите, как много вы сможете выучивать за один раз.
Вопросы
После беглого просмотра той или иной главы у вас могут появиться вопросы относительно изучаемого материала. Будет правильно, если вы зададите себе эти вопросы и затем начнете читать главу так, чтобы найти ответы на них. Это можно сделать, например, таким образом: превратить каждый заголовок, выделенный жирным шрифтом, в вопрос. Например, первый заголовок и подзаголовки в главе 4 такие:
Что такое стресс
Понятие стресса
Измерение стресса
Личностные и ситуационные факторы
Попробуйте использовать эти заголовки и подзаголовки, чтобы обдумать некоторые вопросы.
Например: Что означает понятие «стресс»? Обозначаются ли таким образом некоторые внешние силы или что-то внутреннее? Какие были самые стрессогенные (порождающие стресс) события в вашей жизни? Почему одни и те же события для одних людей более стрессогенны, чем для других? Подобные вопросы могут оказаться еще более полезными, если вы попытаетесь их записать и потом также письменно на них и ответить.