Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Адаптация первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Теоретический анализ подходов к определению адаптации в контексте школьного обучения
1.2 Особенности работы педагога с первоклассниками в адаптационный период
Глава 2. Исследование уровня адаптации детей в условиях первого класса
2.1 Описание хода проведенного исследования
Введение
Поступление первоклассников в школу сопровождается адаптационным периодом к образовательной среде. Известным исследователем Х. Айберхом в 1865 году впервые был предложен такой термин как «адаптация». По мнению автора, этот термин было целесообразно использовать для определения изменения чувствительности органов чувств человека к воздействующим на них раздражителям.
По мнению таких известных исследователей, как А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин и Г.А. Цукерман, главным критерием перехода в новый возраст, выступает проявление у детей произвольности в их поведении и построение «внутренней позиции».
Во многих своих научных исследованиях Е.Е. Сапогова придерживается мнения, что ключевым критерием начала перехода от дошкольного возраста к школьному возрасту является именно развитость воображения ученика.
Как утверждает Д.Б. Эльконин в своих исследованиях, на этой стадии своего развития ребенок наиболее подвержен кризису, автор придерживается мнения, что этот кризис является ничем иным, как кризисом саморегуляции.
После того как дошкольник приходит в 1 класс, у него возникает необходимость постоянно следить за своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами, действующими в этом учебном учреждении. Также необходимо подчеркнуть, что переходный период наделен утрированными поведенческими формами. Первоклассники, переживающие кризис 7 лет, обладают весьма неустойчивым поведением. Ключевыми особенностями отмеченного кризиса выступают:
- утрата непосредственности;
- переформирование личных потребностей;
- переоценка ценностей;
- смена ключевых переживаний.
Адаптационный процесс дошкольника к школе является достаточно сложным, как в физическом, так и психологическом смысле. Данной проблеме посвятили множество трудов отечественные исследователи Божович Л.И., Венгер, Эльконин Д.Б., Коломинский Я.Л., Кузьменко Т.В., Дюгкейм Э., Бальсевич В.К., Залевский Г.В., Фомин Н.А., Корель Л.В. и др.
Объект исследования – дети – учащиеся первых классов.
Предмет исследования – процесс адаптации первоклассника к школе.
Цель исследования состоит в изучении уровня адаптации детей первых классов к школе.
Задачи исследования:
- представить теоретический анализ подходов к определению адаптации в контексте школьного обучения;
- раскрыть особенности работы педагога с первоклассниками в адаптационный период;
- провести исследование уровня адаптации детей в условиях первого класса.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
2. Практические методы: эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Адаптация первоклассников к школе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Теоретический анализ подходов к определению адаптации в контексте школьного обучения
Начало школьного обучения – новая ступень на жизненном пути ребенка: каждый дошколенок, достигая 6-7-летнего возраста, идет в школу. И это связано с необходимостью адаптироваться к новым условиям. Данный процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в большой мере касается психоэмоциональной сферы [4, с. 128]. Школьная дезадаптация повергает к понижению учебной мотивации, деформации межличностных взаимоотношений, развитию девиантных форм поведения, вырабатыванию невротических состояний.
У психологов и педагогов пробуждает волнение то, что в категорию неуспевающих и слабоуспевающих учащихся часто попадают с виду успешные дети, обладающие достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками счета и чтения еще до поступления в школу [19].
Адаптация к школе - это существенная и серьезная проблема, так как обстановка неизвестности всегда волнительна, а перед школой каждый дошкольник испытывает неимоверное беспокойство [17].
Адаптация - это одно из основополагающих качеств человека, это все виды врожденной и приобретенной и приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [1, с. 134].
Вопросом адаптации к школе занимались и до настоящего времени занимаются ученые, педагоги, психологи, медики, физиологи, школьные гигиенисты. Среди них Н.Г. Лусканова, Ш.А. Амонашвили, И.А. Коробейников, Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких и другие.
Проблемам социально-психологической адаптации посвящены работы А.А. Налчаджанян, Ф.Б. Березина, Н.С. Трофимова и других.
Анализируя результаты данных исследований, можно сказать, что нарушения в развитии различных сторон личности ребенка младшего школьного возраста находятся в прямой зависимости от степени нарушения детско-родительских отношений.
Процесс адаптации первоклассников протекает на трех уровнях:
– биологическом (приспособление к новому режиму учебы и жизни);
– психологическом (вхождение в новую систему требований, связанных с выполнением учебной деятельности);
– социальном (вхождение в ученический коллектив) [9, с. 127].
С физической точки зрения процесс адаптации ребенка к школе проходит три этапа.
Первый этап – он длится 2-3 недели. Это этап «физиологической бури», организм на изменения отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем. Второй этап – «буря» начинает стихать. Третий этап – организм ребенка начинает привыкать к новым нагрузкам, и поэтому снижается напряжение всех систем. Этот период обычно заканчивается к 10-15 октября [13, с. 133].
Психологическая адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 7-летнего ребенка.
К 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо) [18, с. 75].
Помимо физиологической и психологической адаптации происходит социальная адаптация. По мнению Л.В. Мардахаева, «социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» [12, с. 132]. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Первокласснику необходимо научиться работать в коллективе и в 13 определенном темпе.
В течение адаптационного периода ребенок входит в совершенно иные отношения с окружающей средой, чем в дошкольном детстве. Здесь не только окружающая среда воздействует на человека, но он сам меняет социальную и психологическую ситуацию. Поэтому не только ребенок должен адаптироваться, но и класс, к своему месту в школе, педагогу, но и сами учителя также должны адаптироваться к новым ученикам. Начальная фаза школьного обучения ребенка - это именно этап социальной и психологической адаптации ребенка к новым условиям [5, с. 33].
В качестве симптомов проявления адаптации к школе исследователи называют несформированность в результате несогласованности навыков преподавания и методов, низкой мотивации учения, сохранения дошкольной ориентации против внешних характеристик школьной школы, низкого развития произвольности, эмоционального истощения, повышенная тревожность, слезы, конфликты с учителями и сверстниками, психосоматические заболевания, искажения в личностном развитии [22, с. 132].
Из-за плохой адаптации ребенок может вызывать беспокойство, хотя, с другой стороны, можно видеть, что тревога является причиной дезадаптации к школе. Исследования по этому вопросу были проведены, показывая, что дети с высоким уровнем беспокойства характеризуются более высокой дезадаптацией, чем дети со средним уровнем тревоги. Исходя из этого, можно говорить о негативных последствиях тревоги для адаптации к школе и достижений учащихся в первых классах [3, с. 153].
Дети еще далеки от того, чтобы «жить» в новых условиях. В исследовании Г.М. Чуткиной были выявлены три стадии адаптации детей к школе.
Высокий уровень адаптации характеризуется тем фактом, что ученик положительно относится к школе. Требования, которые ученик видит, уместны. Учебный материал прост в освоении, глубокое и полное освоение программных материалов. Ребенок решает сложные проблемы, прилежно, внимательно слушает инструкции, объяснения учителя, выполняет задания без внешнего контроля. Первоклассник также проявляет большой интерес к самостоятельному обучению, готовит все уроки, выполняет контрольные работы. В классе занимает высокий рейтинг [6, с. 265].
Средний уровень адаптации. Первоклассник позитивно относится к школе, ее визит не вызывает никаких негативных эмоций; понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и четко; сфокусированный и внимательный в выполнении задач, инструкций, инструкций взрослого, но с его контролем; ребенок концентрируется только тогда, когда занимается чем-то интересным. Выполняет поручения, добросовестный, дружит со многими одноклассниками [21].
Низкий уровень адаптации. Учащийся первого класса отрицательно относится или безразличен к школе. Жалобы на недомогание являются частыми, преобладает депрессивное настроение. У ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, фрагментарное усвоение материала, объясняемого учителем, самостоятельная работа трудна, ему необходим постоянный надзор; нет интереса к решению самостоятельных заданий на уроке. Уроки подготовлены нерегулярно, ему нужны систематическая поддержка и мотивация от учителя и родителей. Сохраняет работу и внимание с более длительными перерывами для отдыха, ребенок пассивный. У первоклассника нет близких друзей, он знает только часть своих одноклассников с именами и фамилиями [2, с. 90].
Таким образом, оказывается, что адекватная самооценка является благоприятным фактором адаптации к школе. Как отмечалось выше, при посещении школы может возникать низкая самооценка, но здесь также можно столкнуться с другой проблемой, такой как переоцененная самооценка. Эта проблема часто возникает, когда ребенок находится вне школы и психологически все еще находится в дошкольном развитии. Пока ребенок не ходит в школу, все, что он делает дома (некоторые рисунки, открытки, предметы ручной работы), родители восхваляют его, все работает для него, все довольны ребенком. Но при поступлении в школу ситуация резко меняется, и ребенок начинает оценивать ее, и чей психологический возраст составляет 5-6 лет, не готов к этому, он воспринимает оценку так, как если бы это был он как личность. В это же время процесс его психологической адаптации к обучению затруднен.
Ребенок, переживший кризис в семи лет, понимает, что это не продукт, а продукт его работы, который ценится.
Другим фактором, влияющим на адаптацию ребенка к школе, являются правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтных ситуаций в семье.
Такие авторы, как Г.А. Цукерман, Н.Г. Блинова, В.В. Сорокина и т.д., которые занимались психологической адаптацией ребенка к начальной школе, в принципе объяснили, что переход от дошкольного и младшего школьного возраста для ребенка психологически очень сложный [4].
Таким образом, нужно заключить, что поступление в учебное заведение вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Из обычного для них мира семьи либо детского сада дети попадают в непривычную разновозрастную среду, где вместо веселых игр от них ждут систематического умственного труда. Порой первоклассникам тяжело сразу адаптироваться или, иначе говоря, приспособиться к новым условиям и беспрепятственно влиться в процесс обучения.