Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс адаптации может длиться от трех недель до полугода, насколько этот этап пройдет успешно зависит от многих факторов: уровень подготовленности к школе, индивидуальные особенности ребенка и тип учебного заведения, уровень сложности образовательного процесса, поддержка взрослых родственников (родителей, бабушек, дедушек), характер взаимодействия с окружающими людьми.

1.2 Особенности работы педагога с первоклассниками в адаптационный период

Проблема адаптации детей к школе волнует многих педагогов и психологов. Каждый находит свое решение данной проблемы, исходя из особенностей детей своего класса. Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства [7, с. 151].

В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ существует собственная система по сопровождению процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. Первостепенной в школах является программа «Подготовка к школе» [20, с. 116-117]. Центральной задачей этой программы является помощь детям старшего дошкольного возраста построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к обучению школе в условиях планомерного обучения. Урока в соответствии с этой программой проводит будущий педагог детей, в условиях школы. Это сделано для того, чтобы будущие первоклассники чувствовали себя более комфортно при поступлении в первый класс [14, с. 233].

Содержание уроков имеет развивающий характер и направлено на формирование у детей правильного представления о школе и роли ученика в ней. Программа «Подготовка детей к школе» позволяет будущим первоклассникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Уроки в основном имеют игровой характер, решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. Педагог, в свою очередь, наблюдает за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает ценную информацию о каждом ребенке и его семье.

Реализация данной программы помогает подготовиться учителю к началу учебного года.


Первый (начальный) этап обучения в 1-м классе должен создать благоприятные условия для адаптации первоклассника к обучению в школе, которые обеспечивают его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи периода адаптации одинаковы для всех систем начального образования.

Мотивационные беседы помогают более быстрому знакомству одноклассников между собой и созданию благоприятного психологического климата в классе [8, с. 183].

В процессе образования предполагается осознанно предпринимаемые педагогом попытки создать условия или помочь человеку в одном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно в решении проблем самопознания и самопринятия; в определении ближних и более или менее отдаленных перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных отношений с окружающими, особенно со значимыми лицами в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении.

Отдельная роль в системе организационных умений в период адаптации первоклассников к школе отдается организации учебного места, потому что без правильно организованного рабочего места деятельность первоклассников на уроках не будет столь эффективной. Со стороны психологии заданный порядок на рабочем месте, окружающая обстановка, свет оказывают прямое влияние на готовность ребенка к восприятию или воспроизведению информации [10, с. 155]. В результате проводимых наблюдений за детьми, обучающимися первые дни в школе, было выяснено, что у наибольшего количества первоклассников почти не сформировано умение организовать собственное рабочее место до уроков и во время их проведения. Больше 50 % первоклассников на перемене не готовят свой стол к занятию без напоминания учителя [4]. Кроме того, во время урока также выяснялось, что у них отсутствуют нужные учебные принадлежности и на уроке много времени тратится на решение организационных вопросов. Именно поэтому в начале свой работы учителю начальных классов важно в первые дни обучения первоклассников в школе сформировать потребность начинать урока с организации собственного рабочего места [15, с. 167].

Для достижения цели применяется метод анализа конкретных ситуаций. Используются ситуации различные по дидактической направленности в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация-иллюстрация (определенный случай, предлагаемый учителем, возникающий вследствие неготовности рабочего места ребенка к конкретному уроку), ситуация-упражнение (дети должны выделить и запомнить некоторые элементы создавшейся на уроке в этой связи), ситуация-оценка (предлагаемая проблема уже решена, а ученикам предлагается оценить ее), ситуация-проблема (перед классом ставится ряд вопросов для решения и анализа).


Также во время адаптации детей к школе плодотворно применяется рефлексивный круг. Эта форма работы учит детей осмыслению действительности, передаче средствами языка ощущений или наблюдений с помощью описания событий и его анализа, приближению к решению той или иной проблемы. Целью рефлексивного круга является обеспечение таких условий, где ученики смогли бы на любом этапе самостоятельной деятельности давать достаточно грамотную оценку своим действиям и действием товарищей. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ученик захотел работать. В первое время сам педагог называет цель деятельности, а потом предлагает детям вместе обсудить ее. Затем учитель предлагает несколько целей, на выбор. После коллективного обсуждения определяется цель деятельности на предстоящем уроке. Важное место в период адаптации первоклассников занимает метод положительного примера [11, с. 227].

Для младших школьников весьма важную роль в воспитании имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Такой метод, как положительный пример заключается в том, что в процессе воспитания детей используются лучшие образцы поведения и деятельности 22 других людей для инициирования у детей потребности к активной работе над самим собой, к самосовершенствованию личностных свойств и качеств и преодолению существующих недостатков. Действенным и центральным положительным примером для учеников необходимо поставить учителя, который всегда следит за порядком на столе, ясно и понятно формулирует задания и представляет образец организованности. Применение метода положительного примера способствует к концу 1-ой учебной четверти достижению лучшего понимания детьми эмоционального состояния окружающих людей, обращения за помощью друг к другу, проявлению творчества при проведении игр [16, с. 180].

Итак, для организации и создания благоприятных условий в период адаптации первоклассников к школе, необходимы не только знания и усилия учителя начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса, но и взаимопомощь родителей, в организации и создании условий для учебной работы ребенка дома. Таким образом, для успешной адаптации первоклассников к школе применяют такие формы и методы, как:

- игровые;

- проведение часов общения, внеклассных мероприятий;

- празднование дней рождения учащихся;

- совместное посещение театра, мероприятий в парке;

- создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время;


- применение педагогики «сотрудничества» (основывается на интересе учащихся, обсуждениях, рассуждениях, совместной творческой деятельности);

- технология диалогового обучения и воспитания – это такой способ организации воспитательного процесса, когда активизируются важнейшие процессы личностного развития (самореализация и самоутверждение);

- работа с родителями (индивидуальные беседы о развитии ребенка до поступления в школу, об интересах, особенностях детей; совместные с детьми праздники).

Глава 2. Исследование уровня адаптации детей в условиях первого класса

2.1 Описание хода проведенного исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 10. Прежде чем перейти к описанию экспериментальной работы, следует обратиться к анализу условий адаптированности детей, поступающих в первый класс в данное образовательное учреждение. Так, нужно отметить, что в школе ведется целенаправленная работа по созданию социально-психологических и педагогических условий для успешной адаптации первоклассников к системному обучению, которые позволяют ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Обучение детей в 1-м классе в школе проводится с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся только в первую смену с 8 часов;

- дети учатся по пятидневной учебной неделе;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- продолжительность уроков – не более 35 минут;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

- 2-разовое питание и прогулки для детей, которые посещают группу продленного дня;

- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в МОУ СОШ № 10 созданы благоприятные условия для успешного протекания адаптации первоклассников к школе. Однако отсутствую четко прописанные формы и методы работы учителя с первоклассниками в период адаптации в школе.


Цель экспериментального исследования – определить уровень адаптации первоклассников к школе.

Задачи экспериментального исследования:

1. Подобрать диагностические методики для определения уровня адаптации к школе, разработать диагностические задания и критерии их оценки.

2. Провести диагностику уровня адаптации к школе у детей первоклассников.

3. Проанализировать результаты диагностического исследования.

Для проведения экспериментального исследования была взята группа детей-первоклассников в количестве 20 человек.

Для исследования адаптации мы использовали критерии и методики, представленные в таблице ниже (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и методики по выявлению степени адаптации первоклассников в школе

№ п/п

Критерий

Цель

Используемая

методика

1

Школьная

мотивация

Изучить отношение детей к обучению в школе.

Анкета для определения

школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой)

2

Эмоционально-психологическое

самочувствие

ученика в классе

Определить эмоционально-психологическое

самочувствие ребенка в коллективе и на занятиях.

Цветовой тест

Люшера (в модификации

Л.А. Ясюковой)

Далее опишем каждую из методик более подробно.

Методика № 1. Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой).

Вопросы данной анкеты представлены в таблице. Учитель зачитывает вопросы вслух и фиксирует ответы детей. После того как все дети ответили на вопросы происходит обработка результатов.

За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Подсчитываем количество баллов. У каждого ребенка будет свое определенное количество баллов.

Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 25-30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).

15-19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

10-14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребенка, что соответствует более легкой адаптации.