Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 549

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика № 2. Цветовой тест Люшера

Исследование адаптации методом Люшера – определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

Инструкция:

1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?

4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Анализ. При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» - ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета – 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого – 1 балл.

Высокий уровень адаптации: ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов – общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Средний уровень адаптации: ответы оцениваются в 4-5 баллов – возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.


Низкий уровень адаптации: ответы оцениваются в 0-3 балла – у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.

Использованные методики позволят определить уровень адаптации учеников первых классов к школе.

Перейдем к интерпретации полученных результатов исследования.

2.2 Интерпретация полученных результатов исследования

В данном параграфе представим результаты экспериментального исследования уровня адаптации обучающихся первых классов к школе.

Для начала представим результаты апробирования диагностики по методике – Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой). В сводной диагностической таблице представлены результаты обследования уровня школьной мотивации у детей младшего школьного возраста (первоклассники).

Таблица 2

Сводная таблица уровня школьной мотивации у первоклассников

№№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Количество баллов

Общий уровень

1

Ира С.

26

Высокая учебная активность

2

Виктор П.

11

Низкий уровень мотивации

3

Оксана Ш.

21

Средний уровень мотивации

4

Вася Н.

28

Высокая учебная активность

5

Никита А.

17

Внешняя мотивация

6

Вова Д.

16

Внешняя мотивация

7

Катя В.

26

Высокая учебная активность

8

Петя Р.

12

Низкий уровень мотивации

9

Саша У.

22

Средний уровень мотивации

10

Марина Е.

6

Негативное отношение к школе

11

Вика С.

18

Внешняя мотивация

12

Степа К.

18

Внешняя мотивация

13

Юля У.

12

Низкий уровень мотивации

14

Рома Г.

7

Негативное отношение к школе

15

Герман А.

22

Средний уровень мотивации

16

Аня О.

23

Средний уровень мотивации

17

Наташа Б.

24

Средний уровень мотивации

18

Юра О.

12

Низкий уровень мотивации

19

Сережа К.

23

Средний уровень мотивации

20

Кирилл П.

24

Средний уровень мотивации


В ходе диагностического исследования нами были получены количественные оценки, которые учитывались при выявлении общего уровня школьной мотивации у детей экспериментальной группы. Были подсчитаны средние значения по всем показателям. Полученные данные представлены в таблице (Таблица 3) и диаграмме (Рисунок 1).

Таблица 3

Характеристика уровней школьной мотивации у первоклассников

Уровень школьной мотивации

Распределение респондентов

Кол-во человек

Данные в %

Высокая учебная активность

3

15

Средний уровень мотивации

7

35

Внешняя мотивация

4

20

Низкий уровень мотивации

4

20

Негативное отношение к школе

2

10

Рисунок 1. Гистограмма оценки уровня школьной мотивации у первоклассников

Таким образом, следует отметить, что результаты диагностирования показывают, что у 10 первоклассников (50 % от общего числа первоклассников) слабая мотивация (20 % - внешняя мотивация, 20 % - низкий уровень мотивации, 10 % - негативное отношение к школе), 3 первоклассника показали высокий уровень школьной мотивации (15 % от общего количества первоклассников), 7 первоклассников (35 % от общего количество первоклассников) имеют среднюю мотивацию к обучению в школе.

Представим результаты апробации методики «Цветовой тест Люшера для выявления эмоционально-психологического самочувствия ученика в классе. Ниже в таблице представлены сводные данные определения эмоционально-психологического самочувствия первоклассников (таблица 4).

Таблица 4

Сводная таблица определения эмоционально-психологического самочувствия первоклассников

№№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Количество

баллов

Уровень

адаптации

Выбранный цвет

Эмоциональное

отношение к

школьным

ситуациям

1

Ира С.

6

Высокий

Синий

Положительное отношение

2

Виктор П.

5

Средний

Синий

Положительное отношение

3

Оксана Ш.

2

Низкий

Черный

Отрицательное отношение

4

Вася Н.

5

Средний

Красный

Положительное отношение

5

Никита А.

2

Низкий

Черный

Отрицательное отношение

6

Вова Д.

7

Высокий

Красный

Положительное отношение

7

Катя В.

7

Высокий

Синий

Положительное отношение

8

Петя Р.

4

Средний

Желтый

Положительное отношение

9

Саша У.

1

Низкий

Коричневый

Тревога

10

Марина Е.

6

Высокий

Синий

Положительное отношение

11

Вика С.

1

Низкий

Коричневый

Тревога

12

Степа К.

4

Средний

Серый

Нейтральное отношение

13

Юля У.

4

Средний

Красный

Положительное отношение

14

Рома Г.

2

Низкий

Коричневый

Тревога

15

Герман А.

4

Средний

Красный

Положительное отношение

16

Аня О.

6

Высокий

Зеленый

Положительное отношение

17

Наташа Б.

1

Низкий

Коричневый

Тревога

18

Юра О.

2

Низкий

Коричневый

Тревога

19

Сережа К.

4

Средний

Желтый

Положительное отношение

20

Кирилл П.

2

Низкий

Коричневый

Тревога


В ходе диагностического исследования нами были получены количественные оценки, которые учитывались при выявлении эмоционально-психологического самочувствия у детей экспериментальной группы, а также уровня адаптации. Были подсчитаны средние значения по всем показателям.

Полученные данные представлены в таблице (Таблица 5) и диаграмме (Рисунок 2).

Таблица 5

Характеристика уровней эмоционально-психологического самочувствия у первоклассников

Уровень эмоционально-психологического самочувствия

Распределение респондентов

Кол-во человек

Данные в %

Положительное отношение

11

55

Нейтральное отношение

1

5

Тревога

6

30

Отрицательное отношение

2

10

Рисунок 2. Гистограмма оценки уровня эмоционально-психологического самочувствия у первоклассников

Анализируя полученные данные, следует отметить, что 11 первоклассников (55 %) приняли новую социальную роль – ученик школы, чувствуют себя в новом коллективе комфортно и уверенно. Пониженный фон психоэмоционального самочувствия (тревога, беспокойство) у 6 обучающихся (30 %). У одного первоклассника наблюдается нейтральное отношение (5 %). Два ребенка показали отрицательное отношение, негативизм (10 %). Также 5 первоклассников относятся к высокому уровню адаптации (25 %), 7 первоклассников показали низкий уровень адаптации (35 %), остальные дети (40 %) относятся к среднему уровню адаптации.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования дает возможность говорить о недостаточном уровне адаптации к школе у первоклассников в экспериментальной группе. Это говорит о необходимости организации целенаправленной работы учителя в данный период с первоклассниками.

Заключение

В настоящее время проблема трудности адаптации детей к необычным и новым условиям начальной школы имеет высокую актуальность. Многие младшие школьники имеют серьезные проблемы в адаптации к школьному обучению, потому что зачастую этот этап сопровождается высоким уровнем внутренней напряженности и тревожности ребенка, его быстрой утомляемостью, утраты веры в себя, что крайне негативно сказывается на состоянии здоровья.


Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Адаптация первоклассников к обучению школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Осуществив анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было определено, что ребенок, не становится школьником, а требуется определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт, взаимоотношения с окружающими, все привычные факторы и стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми требованиями и условиями

2. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

3. Для организации и создания благоприятных условий в период адаптации первоклассников к школе, необходимы не только знания и усилия учителя начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса, но и взаимопомощь родителей, в организации и создании условий для учебной работы ребенка дома.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 10. Для проведения экспериментального исследования была взята группа детей-первоклассников в количестве 20 человек. Для исследования адаптации первоклассников были использованы следующие методики:

- Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой);

- Цветовой тест Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой).

Анализ результатов диагностики дает возможность говорить о недостаточном уровне адаптации к школе у первоклассников в экспериментальной группе. Также 5 первоклассников относятся к высокому уровню адаптации (25 %), 7 первоклассников показали низкий уровень адаптации (35 %), остальные дети (40 %) относятся к среднему уровню адаптации. Это говорит о необходимости организации целенаправленной работы учителя в данный период с первоклассниками.

В завершении проведенного исследования можно говорить, что цель работы достигнута, задачи решены.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг) / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2015. - 818 c.
  2. Астапов В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2018. - 160 c.
  3. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефремова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
  4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
  5. Вареца Е.В. Организация учебного процесса в период адаптации первоклассников к обучению в школе / Е.В. Вареца // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 32–36.
  6. Веракса Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 446 с.
  7. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 287 с.
  8. Гуревич П.С. Психология: учеб. для вузов: для бакалавров / П.С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2012. – 607 с.
  9. Красникова Т.В. Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников. – Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского». – 2018. – № 58-1. – С. 126-129.
  10. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
  12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. / Л.В.Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  13. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 654.
  15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
  16. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 408 с.
  17. Педагогика начального образования. Учебник для вузов /Под ред. С.А.Котовой. - СПб.: Питер, 2017. - 336с.
  18. Петрунек В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М.: Знание, 2012. – 184 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 319 с.
  20. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / А.Г. Хрипкова. – М., 2012. – 243 с.
  21. Хухлаева О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / О. В. Хухлаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 353 с.
  22. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.