Файл: Процессы принятия решений в организации (АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ООО «МАРШАЛ»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие управленческое решение
1.2.Современные модели принятия управленческих решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ООО «МАРШАЛ»
Анализ деятельности ООО «Маршал»
2.2 Характеристика решений и их эффективности для ООО «Маршал»
Процессами выполнения работ (установки кабельных систем) руководит начальник проектов, у которого в подчинении находятся начальники участков (объектов, на которых устанавливаются кабельные системы), у которых в зависимости от объема работ в подчинении могут находиться несколько прорабов. Главный инженер несет ответственность за проектно-сметные работы, а также контролирует исполнение проектной документации на объектах. Начальник снабжения и сбыта координирует процесс снабжения объектов кабельными системами и необходимыми комплектующими. Финансово-экономической (планирование, управление финансовыми потоками, заключение контрактов), кадровой (поиск и оформление рабочих, мотивация и стимулирование, обучение) и маркетинговой работой (анализ рынка, переговоры, участие в выставках, реклама) занимаются четыре обособленных отдела.
Генеральный директор
Начальник проектов
Главный инженер
Начальник снабжения и сбыта
Участок №1 (объект)
Планово-
экономический отдел
Бухгалтерия
Отдел кадров
Участок №2 (объект)
Проектно-сметный отдел
Сборочно-монтажный цех
Отдел технического контроля
Конструкторско-технологический отдел
Отдел закупок
Отдел комплектации
Отдел материально -технического снабжения
Отдел сбыта
Транспортный отдел
Участок №3 (объект)
Участок №4 (объект)
Отдел маркетинга
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Маршал»
Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия проанализируем аналитический баланс-нетто, позволяющий оценить структуру имущества ООО «Маршал» и одновременно произвести горизонтальный и вертикальный анализ (см. табл. 2.1).
Из табл. 2.1 видно, что общий объем активов за 2012 год увеличился по сравнению с 2017 годом. Как можно заметить, это увеличение произошло по следующим статьям баланса: незавершенное строительство и дебиторская задолженность (это показывает, что предприятие активно работает с поставщиками и подрядчиками); увеличение незавершенного строительства показывает, что предприятие занимается своей первоначальной деятельностью, а именно разработкой, внедрением и установкой кабельных систем отопления.
Таблица 2.1
Баланс-нетто ООО «Маршал» (тыс. руб.)
Наименование статей |
Абсолютные величины |
Относительные величины |
Изменения |
|||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
В абсолютных величинах |
В относительных величинах |
|
Актив |
||||||
1. Внеоборотные активы |
||||||
Нематериальные активы |
17 |
15 |
0,19 |
0,03 |
-2 |
-0,16 |
Основные средства |
23 |
364 |
0,26 |
0,81 |
341 |
0,55 |
Незавершенное строительство |
989 |
16817 |
11,28 |
37,24 |
15828 |
25,96 |
Долгосрочные финансовые вложения |
10 |
10 |
0,11 |
0,02 |
0 |
-0,09 |
Итого по разделу 1 |
1040 |
17206 |
11,85 |
38,10 |
16166 |
26,25 |
2. Оборотные активы |
||||||
Запасы в том числе: |
566 |
620 |
6,45 |
1,37 |
54 |
-5,08 |
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
555 |
606 |
6,33 |
1,34 |
51 |
-4,99 |
Расходы будущих периодов |
11 |
13 |
0,13 |
0,03 |
2 |
-0,10 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
249 |
3042 |
2,84 |
6,74 |
2793 |
3,9 |
Дебиторская задолженность |
2838 |
17248 |
32,36 |
38,19 |
14410 |
5,83 |
в том числе покупатели и заказчики |
2579 |
6197 |
29,40 |
13,72 |
3618 |
-15,68 |
Денежные средства |
4078 |
7047 |
46,49 |
15,60 |
2969 |
-30,89 |
Итого по разделу 2 |
7732 |
27958 |
88,15 |
61,90 |
20226 |
-26,25 |
БАЛАНС |
8771 |
45164 |
100 |
100 |
36393 |
0 |
Пассив |
||||||
3. Капитал и резервы |
||||||
Уставный капитал |
10 |
10 |
0,11 |
0,02 |
0 |
-0,09 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1187 |
868 |
13,53 |
1,92 |
-319 |
-11,61 |
Итого по разделу 3 |
1197 |
878 |
13,64 |
1,94 |
-319 |
-11,7 |
4. Долгосрочные обязательства |
550 |
- |
6,27 |
0,01 |
-550 |
-6,26 |
Итого по разделу 4 |
550 |
- |
6,27 |
0,01 |
-550 |
-6,26 |
5. Краткосрочные обязательства |
||||||
Займы и кредиты |
258 |
193 |
2,94 |
0,43 |
-65 |
-2,51 |
Краткосрочная задолженность |
767 |
1378 |
8,74 |
3,05 |
611 |
-5,69 |
В том числе поставщики и подрядчики |
318 |
633 |
3,63 |
1,4 |
315 |
-2,23 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
- |
3 |
- |
0,01 |
3 |
0,01 |
Задолженность по налогам и сборам |
1 |
294 |
0,01 |
0,65 |
293 |
0,64 |
Прочие кредиты |
448 |
448 |
5,11 |
0,99 |
0 |
-4,12 |
Доходы будущих периодов |
6000 |
42715 |
68,41 |
94,58 |
36715 |
26,17 |
Итого по разделу 5 |
7025 |
44286 |
80,09 |
98,05 |
37261 |
17,96 |
БАЛАНС |
8771 |
45164 |
100 |
100 |
36393 |
0 |
Если рассмотреть пассив баланса, то сразу особо выделяется статья «доходы будущих периодов», величина которых означает, что у предприятия заключены договора с покупателями, работы выполняются, а денежные средства предприятию перечислили уже в этот отчетный период. В то же время можно заметить из пассива баланса, что у предприятия появилась задолженность перед государственными внебюджетными фондами, но предприятие расплатилось по своим долгосрочным обязательствам.
Рассмотренные факты указывают на то, что исследуемое предприятие функционирует платежеспособно. При возникновении ситуации, в которой ООО «Маршал» потребуются денежные средства на долгосрочный период, можно рассчитывать на сотрудничество и помощь кредитных организаций.
Проведем сравнительный анализ некоторых родовых конкурентов – активных игроков российского рынка по кабельным системам отопления и системам антиобледенения (см. табл. 2.2). Анализ подтверждает, что сильной стороной компании «Маршал» является возможность развития специальных предложений – проектирование, разработка, внедрение и установка кабельных систем отопления по индивидуальным заказам (далее специальные предложения).
АВС-анализ также позволяет подтвердить приоритетность развития специальных предложений (см. табл. 2.3). В то же время компания не может существовать и развиваться за счет только специальных предложений, необходимо уделять внимание и развитию проектных видов деятельности и стандартным кабельным системам отопления, постоянно повышая уровень удовлетворенности клиентов.
Таблица 2.2
Сравнительный анализ компаний
Параметры сравнения |
Компании |
|||
«Маршал» |
«ИнтерСан» |
«Теплострой» |
«ВистНорд» |
|
Перечень оказываемых видов услуг |
9 |
7 |
8 |
10 |
Репутация (имидж)** |
9 |
7 |
8 |
10 |
Экономические показатели |
9 |
5 |
8 |
10 |
Территориальный охват |
9 |
7 |
8 |
10 |
Персонал |
8 |
7 |
10 |
9 |
Цены за услуги (продукцию) |
8 |
10 |
9 |
9 |
Специальные предложения (возможность выполнения индивидуальных заказов)*** |
10 |
8 |
7 |
9 |
Итого |
62 |
51 |
58 |
67 |
Таблица 2.3
Соотношение основных видов деятельности и финансовых результатов
Виды услуг |
Соотношение услуг (%) |
Финансовые результаты (%) |
Стандартные кабельные системы отопления |
30 |
31 |
Системы антиобледенения |
45 |
37 |
Специальные предложения (см. выше) |
20 |
29 |
Несмотря на неплохие рыночные результаты маркетинговой деятельности компании и высокую оценку этой деятельности, на наш взгляд, существует ряд недостатков в организации маркетинговой работы. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, отсутствуют стратегические ориентиры развития компании, поскольку в рамках существующей формальной структуры данная обязанность не возложена не на одно руководящее лицо, а начальник отдела маркетинга в большей степени занимается текущей работой. Поэтому в настоящее время требуется выработка принципов стратегического развития.
Во-вторых, было бы логично ответственность за выработку стратегии возложить на отдел маркетинга, поскольку специалисты данного отдела занимаются сбором текущей маркетинговой информации и анализом рынка. Для этого необходимо провести реструктуризацию компании с точки зрения распределения задач и функций. Например, объединить отдел сбыта и отдел маркетинга в единую службу маркетинга и продаж.
В-третьих, следует признать недостаточной работу специалистов отдела маркетинга по поиску новых партнеров (заказчиков, застройщиков). На данный момент она сводится к мониторингу новых строительных проектов, обзвону потенциальных заказчиков и рассылке коммерческих предложений.
В-четвертых, не ведется работа по формированию имиджа, хотя проведенный анализ показывает, что он может являться ключевым фактором успеха компании в настоящее время.
В-пятых, почти не используются инструменты, которые, по сути, являются маркетинговыми инструментами современности, и в достаточной степени эффективны: сайт необходимо доработать (ему не хватает функциональности), более активно использовать рекламу, конкурсы и т.п.
Таким образом, в следующей главе будут предложены решения, направленные на устранение выявленных недостатков в целях получения более высоких рыночных результатов, а также проект по организации службы маркетинга компании «Маршал».
2.2 Характеристика решений и их эффективности для ООО «Маршал»
Одним из решений в области совершенствования маркетинговой деятельности и устранения недостатков в организации маркетинговой работы компании «Маршал» является формирование службы маркетинга.
Обобщенно все модели организации управления маркетингом могут быть распределены на две группы. К первой группе относятся структуры, разрабатывающие общую стратегию управления маркетингом компании и координирующие процесс управления через формальное включение целей по управлению маркетингом в общий список целей определенного подразделения, где непосредственно возникают виды маркетинговой работы. В такой структуре подразделение по управлению маркетингом не участвует в оперативном управлении маркетингом (так называемая распределенная модель). Ко второй группе можно отнести такую модель управления маркетингом, при которой все функции концентрируются в рамках одного подразделения, оперативно влияющего на все аспекты управления маркетингом (так называемая концентрированная модель).
Подразделение маркетинга компании «Маршал» может быть организовано следующим образом:
- ориентировано на направления бизнеса. За каждое направление отвечает отдельный менеджер, который подчиняется руководителю службы маркетинга. Это позволяет эффективно учитывать специфику направлений бизнеса в компании;
- ориентировано на разные виды работы. Можно предложить следующую структуру: продажи систем отопления, антиобледенения и оценка степени удовлетворенности выполняются одной группой специалистов, а мониторинг новых строительных проектов, поиск и анализ тендеров, анализ конкурентов (субподрядчиков), переговоры и встречи с партнерами – другой группой специалистов.
На наш взгляд, для компании «Маршал» более оптимальной моделью создания структурного подразделения маркетинга будет концентрированная модель с функциональным разделением труда специалистов по видам работ и направлениям деятельности, характерных для компании (см. рис. 2.2).
Директор службы маркетинга ООО «Маршал»
Специалист по маркетингу (направление – системы антиобледенения)
Специалист по маркетингу (направление – специальные системы)
Специалист по продажам системам антиобледенения
Специалист по продажам систем отопления
Менеджер по маркетингу
Менеджер по продажам
Заместитель директора (Главный маркетолог)
Специалист по маркетингу (направление – системы отопления)
Специалист по рекламе и продвижению
Рис. 2.2. Структура службы маркетинга «Маршал»
Директор службы маркетинга будет непосредственно подчиняться генеральному директору ООО «Маршал».
Безусловно, предлагаемая структура в дальнейшем может потребовать изменений, исходя из анализа эффективности ее деятельности.
В настоящее время в отделе сбыта работают начальник и два специалиста (занимаются продажами), в отделе маркетинга – начальник, маркетолог и специалист. В результате создания службы маркетинга отделы будут упразднены, а сотрудники переведены на новые должности с сохранением и увеличением для некоторых размера заработной платы. Так начальник отдела маркетинга займет должность директора создаваемой службы, маркетолог – заместителя директора (главного маркетолога), специалист отдела маркетинга – менеджера по маркетингу, начальник отдела сбыта – менеджера по продажам, специалисты отдела продаж – специалистов по продажам. Таким образом, дополнительно будет необходимо нанять специалиста по рекламе и продвижению, двух специалистов по маркетингу (по направлениям: системы отопления и антиобледенения), а на должность специалиста по маркетингу (направление – специальные системы) будет приглашен сотрудник планово-экономического отдела, который в настоящее время и занимается данным направлением.
На наш взгляд, упразднение двух отделов и создание службы маркетинга по предложенному варианту целесообразно по следующим причинам: 1) покупатели (частные лица) кабельных систем отопления, а также застройщики (заказчики) являются клиентами компании, просто одни приобретают конечный товар, другие услуги по созданию данного конечного товара; 2) появляется возможность сбора большего количества маркетинговой информации; 3) специализация сотрудников службы позволит более качественно выполнять свою работу и обеспечивать более высокую степень достоверности информации; 4) появляется подразделение, отвечающее за разработку стратегических ориентиров.
Основными задачами и ответственностью выделенных должностных позиций в рамках службы маркетинга мы считаем следующие:
- Директор службы маркетинга – инициирует процесс выработки стратегии развития, привлекает других руководителей в данный процесс; определяет и утверждает маркетинговую программу; руководит деятельностью сотрудников службы (совещания, координация действий, мотивация и контроль, преимущественно заключительный);
- Заместитель директора (главный маркетолог) – участвует в разработке стратегии развития, разрабатывает маркетинговую программу (мероприятия), непосредственное (текущее) руководство сотрудниками службы, проводит предварительный и текущий контроль, осуществляет постановку задач и заданий сотрудникам;
- Менеджер по продажам – продажа кабельных систем отопления и антиобледенения, анализ продаж, помощь специалистам при возникновении проблем, выработка новых условий и предложений по продажам, обучение новым технологиям продаж специалистов, формирование предложений по системе заработной платы; выработка анкет и формуляров для оценки удовлетворенности клиентов; разработка инструментов стимулирования продаж;
- Специалист по продажам систем отопления – продажа кабельных систем отопления, оформление договоров, отработка входящих звонков, переговоры, встречи с потенциальными клиентами, статистика продаж, заполнение анкет и формуляров, послепродажное обслуживание (звонки, поздравления, новые предложения);
- Специалист по продажам систем антиобледенения – продажа систем антиобледенения, оформление договоров, отработка входящих звонков, переговоры, встречи с потенциальными клиентами, статистика продаж, заполнение анкет и формуляров, послепродажное обслуживание (звонки, поздравления, новые предложения);
- Специалист по рекламе и продвижению – выбор наиболее эффективных каналов и средств распространения рекламы, анализ рекламной деятельности конкурентов, участие в специализированных выставках («ярмарка тепла», «солнечные дни» и т.п.); организация связей с общественностью; оценка эффективности использования инструментов продвижения;
- Специалист по маркетингу (системы отопления) – мониторинг и анализ рынка (поиск новых проектов в загородном строительстве, определение тенденций развития, потребностей клиентов (заказчиков), анализ цен конкурентов);
- Специалист по маркетингу (системы антиобледенения) – мониторинг и анализ рынка (поиск новых клиентов (сегментов), определение тенденций развития, потребностей клиентов (заказчиков), анализ цен конкурентов);
- Специалист по маркетингу (специальные кабельные системы отопления по индивидуальным заказам) – мониторинг и анализ рынка (поиск новых проектов в строительстве, определение тенденций развития, потребностей клиентов (заказчиков), анализ цен конкурентов).