Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Если говорить о значении слова «менеджмент», то оно представляет собой управление какого-либо объекта. Менеджмент или управление реализуется посредством совокупности приемов, методов и принципов, а также форм менеджмента или управления.

Все большую роль в современной экономике приобретает менеджмент человеческих ресурсов. Эффективный менеджмент способствует более качественной работе персонала, более полной отдачи своих способностей на благо бизнеса. Благодаря эффективному менеджменту, предприятие может добиться больших успехов в развитии, занять лидирующие позиции в своем сегменте рынка и оставить всех конкурентов позади.

Менеджмент человеческих ресурсов с каждым годом эволюционирует, развивается, ставя перед собой все новые задачи. Если раньше 30-40 лет назад управление человеческими ресурсами предприятия сводилось только к учету движения персонала, оценке его квалификационного уровня, то на сегодняшний день менеджмент человеческих ресурсов ставит перед собой более сложные задачи. К ним относятся, в частности, анализ социально – психологического климата в коллективе, изучение проблемы лидерства на предприятии, оценка лучших способностей персонала и направление их на благо предприятия, в котором они работают.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что менеджмент человеческих ресурсов является неотъемлемой частью системы управления на современном предприятии.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Менеджмент человеческих ресурсов».

Объектом курсового исследования является человеческий ресурс, как объект управления на предприятии.

Предметом курсового исследования это анализ менеджмента человеческих ресурсов в теоретических и практических аспектах.

В соответствии с этим целью курсовой работы является исследование и анализ роли человеческих ресурсов в деятельности современного предприятия.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть сущность и принципы менеджмента человеческих ресурсов;

- рассмотреть эволюцию менеджмента человеческих ресурсов;

- изучить модели управлении человеческими ресурсами.


Во второй главе необходимо дать анализ менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- дать анализ персонала на предприятии ООО Алтайский кедр;

- изучить проблему лидерства на предприятии ООО Алтайский кедр;

- проанализировать пути совершенствования менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2017 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили актуальные книги, изданные в такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт, в период 2014-2016 годы.

Проблеме менеджмента человеческих ресурсов на предприятии посвящено множество работ. Авторы данных работ: Архипова, Веснин, Маслова.

Также значительную роль в написании данной курсовой работы имели и статьи научного характера, которые позволили раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы подробным образом.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике», «Анализ менеджмента человеческих ресурсов на предприятии ООО Алтайский кедр»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Роль менеджмента человеческих ресурсов в современной экономике

1.1 Сущность и принципы менеджмента человеческих ресурсов

В современных условиях все большее значение приобретает повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги[1]


Трудовые ресурсы включают в себя людей, которые на сегодняшний день заняты экономической деятельностью, а также людей, которые не заняты экономической деятельностью, но могут быть. Таким образом, совокупность трудовых ресурсов состоит из потенциальных и реальных работников.

Менеджмент человеческих ресурсов базируется на следующих исходных положениях[2]:

1. необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития фирмы; 

2. количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияние на экономические показатели производства; 

3. определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда[3]

Менеджмент или управление человеческим и ресурсами включает в себя целый комплекс мероприятий, который может быть описан ниже.

- определение потребности в персонале, исходя из страте­гии организации;

-маркетинг персонала;

- отбор, прием и адаптация персонала;

- планирование карьеры работников организации, их профессионального и должностного роста[4];

- обеспечение оптимальных условий труда на каждом ра­бочем месте;

- формирование благоприятного социально-психологичес­кого климата в коллективе;

- управление эффективностью труда;

- разработка системы трудовой мотивации;

- проектирование системы оплаты труда;

- участие в проведении тарифных переговоров между работодателем и работниками совместно с выборным проф­союзным органом;

- стимулирование рационализаторской и изобретательской деятельности[5];

- профилактика и ликвидация конфликтов;

- разработка и осуществление социальной политики орга­низации;

- организационное, правовое и нормативное обеспечение охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- социально-экономическая и психологическая поддержка персонала[6].

Менеджмент человеческих ресурсов представляет собой комплекс мероприятий, которые создают нормальные адекватные социальные, экономические и организационные условия для реализации своего внутреннего профессионального потенциала каждого работника.

Также менеджмент персонала направлен на обеспечения качественного взаимодействия каждой личности в коллективе и обеспечение благополучной и эффективной работы всего коллектива в целом. Иными словами, менеджмент человеческих ресурсов на предприятии должен собрать настоящую команду.


Таким образом, создание крепкой связи между личными интересами каждого работника и интересами фирмы, является одной из важных задач менеджмента человеческих ресурсов.

В менеджменте человеческих ресурсов можно выделить следующие подходы[7]:

1) формирование человеческого капитала. Согласно положениям экономической теории, трудовые ресурсы являются четвертым фактором производства, который участвует в создании полезного продукта.

2) использование в управлении трудовыми ресурсами факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.

3) ориентация на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации[8]

Далее определим принципы менеджмента человеческих ресурсов[9].

1) Первая группа включает в себя общие принципы. Это принцип эффективности и прогрессивности, то есть всегда необходимо стремиться к чему-то новому и качественному. Также к общим принципам можно отнести перспективность, комплексность, оптимальность, научность, иерархичность, автономность, согласованность, устойчивость, многоаспектность, плановость. Также в управлении персоналом необходимо особое внимание уделять принципу вознаграждения, подбору и расстановке кадров, а также к обеспечению эффективной занятости. Немаловажным принципом менеджмента человеческих ресурсов является простота и доступность[10].

2) Вторая группа принципов менеджмента человеческих ресурсов включает в себя такие как: ротация, оптимальное соотношение управленческих ориентации, концентрация, специализация в системе управления персоналом[11].

Также необходимо отметить параллельность, адаптивность и ритмичность[12]. Немаловажным принципом является концептуальное технологическое единство, комфортность, коллегиальность в управлении[13]

В заключении раздела можно сделать следующие выводы:

- менеджмент человеческих ресурсов представляет собой комплекс мероприятий, которые создают нормальные адекватные социальные, экономические и организационные условия для реализации своего внутреннего профессионального потенциала каждого работника.

- менеджмент персонала направлен на обеспечения качественного взаимодействия каждой личности в коллективе и обеспечение благополучной и эффективной работы всего коллектива в целом. Создание крепкой связи между личными интересами каждого работника и интересами фирмы, является одной из важных задач менеджмента человеческих ресурсов.


- были рассмотрены основные принципы менеджмента человеческих ресурсов, которые делятся на общие и частные. Из общих принципов можно отметить прогрессивность и эффективность. Это значит, что необходимо постоянно стремиться к совершенству, но при этом обеспечивать эффективность. В частных принципах необходимо отметить концептуальное единство. Когда команда мыслит одинаково – это уже половина успеха.

1.2 Эволюция менеджмента человеческих ресурсов

В XX веке произошла смена трех основных кон­цепций кадрового менеджмента, что было обусловлено изменения­ми в экономическом, социальном, техническом развитии общества[14].

1 этап эволюции- 20-40-ые годы: управление кадрами, когда система управления кадрами основывалась на носителе трудовой функции, обеспечивающая «живой придаток машины».

2 этап эволюции -50-70-ые годы: управление персоналом, когда управление  персоналом сводится к субъекту трудовых отношений, личности.

3 этап эволюции -80-90-ые годы: управление человеческими ресурсами, когда человеческий ресурс является ключевым, стратегическим ресурсом предприятия.

Рассмотрим процесс эволюции менеджмента человеческих ресурсов более подробно.

В начале прошедшего столетия получила развитие концепция управления кадрами, которая вместо человека как личности рассмат­ривала его трудовую функцию[15]. Другими словами, категория «кад­ры» характеризует не только способность к труду отдельно взятого индивида, а сово­купность работников, объединенных для достижения поставлен­ных организационных целей. Кадровые службы выполняли в основном учетно-контрольные и административно - распорядитель­ные функции[16].

После Второй мировой войны научно-технический прогресс, вызвавший усложнение производственного процесса, обусловил необходимость внедрения новых механизмов мотивации труда работников, повышения их квалификации, регулирования трудо­вых отношений на основе партнерства и сотрудничества, активно­го вовлечения персонала в управление, участия его в прибыли. Имен­но с 50-60-х гг., когда технократический подход в управлении ус­тупает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит концепция управления персоналом. Теперь работник рас­сматривается уже не только как субъект трудовых отношений, но и как личность со всеми его способностями, особенностями, потребностями и интересами. Изменяется роль и место кадровых служб в организационной структуре управления предприятий[17].