Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире использование современных информационно-компьютерных технологий стало незаменимым помощникам как в обыденной жизни, так и в бизнесе. В данном случае речь, прежде всего, идёт о применении технологий облачных сервисов. Их внедрение в различные сферы жизнедеятельности было настолько органичным, что большинство востребованных и используемых сервисов пришли в нашу жизнь незаметно и стали незаменимыми.
Использование электронной почты (Mail.ru, Gmail.com и других), сохранение информации из телефона и компьютера в облачных хранилищах (OneDrive, iCloud, Яндекс.Диск и других), использование бухгалтерии «в облаке» (1С на удаленных серверах с использованием тонкого клиента или браузера, системы Контур.Экстерн, Мое дело и других), банковские сервисы (клиент-банки, приложения для физических лиц на телефонах и компьютерах), управление «умным домом» удаленно и многое другое стали неотъемлемой частью любого бизнес-процесса.
Использование облачных сервисов стало возможным благодаря повсеместному внедрению широкополосного интернета, как проводного, так и беспроводного (спутниковые каналы, мобильные сети LTE и другое) одновременно с уменьшением стоимости этих услуг.
К сожалению, частое использование различных облачных сервисов как в быту, так и в бизнесе, не дает глубокого понимания, что они из себя представляют, как работают и как могут приносить еще большую пользу. Так, постепенный переход от размещения и предоставления информационных услуг непосредственно на мощностях учреждениях к услугам, представляющимся через Интернет, позволяют получать их бесплатно или за небольшую плату, при этом зачастую такие услуги оказываются более доступными и надежными, чем их локальный аналог, а также позволяют отменить необходимость содержания на предприятии собственных компьютерных центров с дорогостоящим оборудованием, расходами на оплату электроэнергии, зарплатами персоналу и вычислительными ресурсами, которые не всегда задействуются на полную мощность.
Таким образом, цель данного исследования: выяснить и осветить общие аспекты особенностей вопроса «облачные сервисы».
Согласно заявленной цели выделим ряд взаимосвязанных задач:
- выяснить что из себя представляют облачные технологии;
- выяснить и структурировать существующие виды сервисов;
- выяснить в чем состоит сложность глобального внедрения тех или иных облачных сервисов;
- найти применение различным сервисам в бизнес-индустрии;
- разработать рекомендации по внедрению облачных сервисов, наиболее востребованных в бизнесе.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, индуктивные и дедуктивные методы.
ГЛАВА 1. ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ
Определение и характеристика облачного сервиса
Облачные сервисы — это сервисы, работающие на облачных хранилищах, использующие вычислительные силы удаленных компьютеров с возможностью перераспределения нагрузки между ними, путем балансировки нагрузки [1]. Это технология обработки данных, в которой программное обеспечение предоставляется пользователю как Интернет-сервис [3]. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять операционной системой и собственно ПО, с которым работает (заботиться об инфраструктуре ему также не нужно).
В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, количество или какая-либо внутренняя структура серверов клиенту, в общем случае, не видна. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом «облаке», которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой виртуальный сервер. Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически. Среди наиболее известных облачных сервисов: Dropbox, Miicrosoft OneDrive, Google Drive, iCloud, Яндекс.Диск.
Облачные сервисы обладают рядом характеристик, обеспечивающих им преимущества перед традиционными способами предоставления услуг. Среди них специалисты выделяют следующие:
- Удаленные центры обработки данных;
- Объединенные ресурсы;
- «Бесконечная» масштабируемость;
- Оплата по факту использования;
- Самообслуживание.
Рассмотрим каждую из характеристик подробнее.
А) Облачные услуги предоставляются через Интернет из высокотехнологичных центров обработки данных, удаленных от конечного пользователя и организации, в которую он входит. Серверные кластеры оснащены новейшими охладительными системами и оптимизационными технологиями, которые образовательные учреждения обычно не могут себе позволить. Центры обработки данных часто располагаются рядом с источниками дешевой электроэнергии. Их точное место расположение не всегда бывает известно конечному пользователю, хотя в некоторых случаях требуется, чтобы сервисы были расположены в тех или иных странах в связи с законодательными нормами по охране данных.
Б) Такие ресурсы, как устройства хранения информации, процессоры, оперативная память и пропускная способность сети распределяются между всеми пользователями и при необходимости выделяются в динамическом режиме. Отдельные компоненты оборудования можно заменять без снижения производительности или ухудшения доступа к информационным услугам. Кроме того, ресурсы могут распределяться между несколькими центрами обработки данных, что повышает безопасность хранения данных и улучшает характеристики устойчивости системы.
В) Ключевой характеристикой облачных вычислений является эластичность системы, благодаря которой доступ к системе сохраняется даже при неожиданном «пике» запросов, так что у пользователя создается впечатление, что ресурсы можно увеличивать до бесконечности.
Г) Пользователи платят только за используемые услуги, в то время как компании, предоставляющие их, несут расходы по поддержанию оборудования и программного обеспечения. Цены могут отличаться в зависимости от времени суток, в связи с «часами пик» и стоимостью электроэнергии. Однако распределенные облачные сети позволят провайдерам сгладить эту зависимость и установить единые цены, не зависящие от времени суток.
Д) Пользователи могут сами решать, какие ресурсы они хотят использовать, и увеличивать или уменьшать их набор и объем без согласования с провайдером. Для контроля над использованием ресурсов пользователям предоставляются средства автоматической генерации отчетов.
В целом сервисы «облачных» вычислений представляют собой приложения, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством обычного Интернет-браузера или других сетевых приложений, например, FTP-клиента. Это могут быть и развлекательные, и служебные, и специализированные бизнес-приложения. Главное отличие от привычного метода работы с ПО заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять той же операционной системной, программной базой, вычислительными мощностями и т.д., с помощью которых эта работа происходит [5].
Подобный подход имеет целый ряд плюсов:
- пользователь может задействовать ПК практически любой конфигурации для выполнения ресурсоемких задач;
- облачные технологии позволяют работать в любом месте, пользователь не привязан к месту работы, и может использовать любой ПК, имеющий подключение к Интернету;
- пользователь застрахован от сбоев в работе в случае поломки машины, и может легко делиться результатами работы с другими людьми, либо же вести совместную работу.
Неоспоримым преимуществом для обычных пользователей является и то, что в отличие от десткопных решений, облачные сервисы зачастую либо бесплатны, либо имеют довольно маленькую стоимость (например, в виде абонентской платы, как в случае с «облачным» вариантом MS Office). Правда, не стоит забывать, что и функциональность у них пока еще меньше, нежели у настольных приложений.
Однако, при сложившемся подходе можно выделить также и определенные недостатки облачных сервисов:
- требуется постоянное подключение к сети интернет;
- не всегда возможна персонализация сервисов под нужды конкретного пользователя;
- содержать собственное «облако» зачастую очень накладно;
- более высокий риск взлома и получение доступа к данным злоумышленниками в связи с доступностью «облака» из любой точки планеты.
Некоторые операции, связанные с большими объемами передачи информации, могут выполняться медленней, чем с помощью программы, установленной на персональном компьютере. Так же скорость может снижать медленный интернет или перегруженность серверов, кроме того, безопасность данных может находиться под угрозой извне.
Проблемы с развитием облачных технологий в России достаточно просты. В первую очередь, это несовершенство правового поля. Вторая причина – недостаточное распространение широкополосного доступа к интернету, как в регионах, так и в центральной части, что отражено на рисунке 1 [12].
Рисунок 1 – Распространение доступа к широкополосному Интернет в России по секторам в 2016 году
К недостаткам облачных технологий можно отнести и некоторые субъективные причины, по которым большое число предприятий не готово пользоваться облачными сервисами. Здесь и недоверие к поставщикам услуг, и боязнь пользоваться сразу несколькими сервисами, и отсутствие стандартов, которые регулируют данную сферу.
Несмотря на минусы облачных технологий и существующие проблемы, в России они уже используются, и перспективы их успешного развития благоприятны.
Передовые информационные технологии сегодня играют часто основную роль в успехе предприятия – скорость, с которой реагирует бизнес на изменения на рынке, должна быть наивысшей и превосходить конкурентов. От этого напрямую зависит его рентабельность и успешность. Поэтому проблемы облачных технологий сегодня широко обсуждаются и решаются. Эксперты утверждают, что существует ряд инструментов и возможностей, которые позволят использовать на полную мощь cloud technologies, несмотря на их недостатки. Это большая работа, и касается она не только разработчиков. Концепция облачных технологий действительно важна, так как может стать переломным моментом в ведении бизнеса и вывести его на совершенно новый уровень, а значит, приносить доход не только руководству, но и государству.
Виды облачных сервисов
Как говорилось ранее, облачные сервисы охватывают различные области нашей жизнедеятельности, если собрать основные направления в виде одного списка, то мы получим следующее:
- Электронная почта (публичные сервисы с веб-доступом);
- Виртуальная АТС;
- Видеоконференцсвязь (для проведения вебинаров, видеопрезентаций, видеосовещаний);
- Управление проектами/рабочими группами;
- Управление взаимоотношениями с клиентами - CRM (часто интегрируется с функциями Виртуальной АТС и электронной почты);
- Виртуальный офис (набор сервисов по созданию/обработке документов и электронных таблиц в сочетании с функциями документооборота, электронной почты, виртуальной АТС);
- Складской и бухгалтерский учет;
- Хостинг (виртуальные серверные ресурсы для запуска произвольных приложений, например, хостинг сайтов).
Рассмотрим каждый их них подробнее.
А) электронная почта с облачным хранилищем – это один из наиболее популярных продуктов, решающий проблему коммуникации. Серверы электронной почты предназначены для обмена и обработки электронной корреспонденции, а также организации доступа (в том числе коллективного) к календарям и задачам [8].
Б) Виртуальная АТС — это услуга, которая заменяет физическую офисную мини-АТС и даже колл-центр. Суть услуги состоит в том, что клиент получает в полное пользование IP-АТС, физически размещенную у провайдера и оплачивает единовременно стоимость подключения услуги или абонентскую / арендную плату за использование на постоянной основе. Услуга виртуальной АТС предоставляется провайдерами Интернет, IP-телефонии, а также различными операторами связи, нередко в составе универсального пакета услуг.
Виртуальная АТС предоставляет все стандартные возможности IP-АТС: многоканальный номер, запись разговоров, голосовые приветствия, перевод вызова — всё это и многое другое доступно через Интернет без приобретения специализированного коммутационного оборудования. Конечные пользователи используют VoIP-телефоны или программные приложения IP-телефонии [4].
Пример схемы организации виртуальной АТС приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема организации виртуальной АТС
В) Видеоконференцсвязь — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия трех и более удалённых абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, с учётом передачи управляющих данных. Это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.