Файл: Образовательная программа по специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения. Форма обучения заочная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация профессиональная образовательная организация
«Московский банковский экономико-правовой колледж»
(АНО ПОО «МБЭПК»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме " Виды пособий в Российской Федерации и их правовая характеристика»"
(Наименование темы курсовой работы)
профессиональный модуль ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» МДК 01.01 «Право социального обеспечения»
Выполнена студенткой: Семашко Дарьей Андреевной
Группа:_______________________ (номер группы)
Основная профессиональная образовательная программа по специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Форма обучения: заочная
Руководитель __________________________ ______________
Оценка:______________________Дата защиты: «___»__________20__г.
Москва 2022г.
Содержание:
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы пособий в Российской Федерации.................................6
1.1. Понятие и правовая характеристика пособий в Российской Федерации........6
1.2. Виды пособий в Российской Федерации..........................................................10
2. Порядок и основания получения пособий в Российской Федерации..............15
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы....................................................................................................22
Введение
Тема данной курсовой работы - «Виды пособий в Российской Федерации и их правовая характеристика».
В настоящее время пособия являются одной из гарантий государства, право граждан на которую закреплено в основном законе государства — Конституции Российской Федерации.
Право на пособия предоставляется различным категориям граждан, нуждающимся в материальной поддержке, ввиду чего данная тема охватывает большой процент населения Российской Федерации.
Права на пособия, порядок и снования их назначения закреплены в федеральных конституционных законах Российской Федерации: Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1 от 19.04.1991 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» №81-ФЗ от 19.05.1995 года, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29.12.2006 года и других.
Тематика пособий в Российской Федерации изучается во многих трудах юристов и теоретиков, в том числе на ресурсах электронных правовых журналов и справочников (https://copylegal.ru, https://www.garant.ru).
Широкий охват заинтересованных лиц, закрепление на федеральном законодательном уровне, а так же активное изучение выбранной темы в правовых и сми- источниках обосновывает актуальность выбранной мною темы курсовой работы.
Целью исследования работы является определение социального значения и эффективности функционирования института пособий в Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы является понятие и правовая характеристика пособий в Российской Федерации.
Изучение объекта исследования будет осуществляться через определение видов пособий, их правовую регламентацию, анализ практической реализации норм.
Роль пособий в Российской Федерации как способа материальной поддержки нуждающихся граждан очевидна, однако вопрос надлежащей регламентации и как следствие эффективного функционирования данного института остается открытым и требует более подробного изучения, что и будет выполнено в данной курсовой работе.
При выполнении курсовой работы будут достигаться следующие задачи:
- определить понятие «пособие» в Российской Федерации;
- дать правовою характеристику данному понятию, изучив степень регламентации института в законодательстве;
- определить основные виды пособий в Российской Федерации;
- определить порядок и основания их назначения, проведя анализ реализации норм на практике.
Для достижения поставленных цели и задач, мною будут использованы методы:
- анализ;
- синтез;
- сравнение полученной информации и т.п.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, списка литературы, использованной при написании работы.
Основная часть включает в себя две главы и подглавы:
1. Теоретические основы пособий в Российской Федерации;
1.1. Понятие и правовая характеристика пособий в Российской Федерации;
1.2. Виды пособий в Российской Федерации;
2. Порядок и основания получения пособий в Российской Федерации.
При написании данной курсовой работы будет изучен и обобщен как теоретический, так и правовой материал по выбранной тематике, проведен анализ реализации закрепленных в законодательстве норм на практике, что даст понимание явления «пособий в Российской Федерации» как с теоретической, так и с правовой точки зрения, а так же определит степень реализации норм на практике, эффективность их функционирования и степень социальной значимости пособий для населения государства.
1. 1. Теоретические основы пособий в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовая характеристика пособий в Российской Федерации
Право граждан на пособие от государства является конституционной гарантией государства и закреплено, в первую очередь, в статье 39 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». 1
Пособие — это единовременные, либо регулярные выплаты гражданам из государственного бюджета, средств Фонда социального страхования Российской Федерации, одна из форм социального обеспечения в России.
Пособия могут быть назначены и выплачиваться по месту учебы, работы, службы, в органах социальной защиты населения — в зависимости от категории получателя пособия.
В Российской Федерации формирование социального обеспечения государством граждан имеет многолетнюю историю.
В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных. Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.
В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год.
В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи - «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.
В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.
В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся.
С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.
В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями.
С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.
В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия.
Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством.
1.2. Виды пособий в Российской Федерации
По периодичности выплаты пособия можно классифицировать на следующие:
- разовые;
- ежемесячные;
- ежегодные.
К разовым пособиям можно отнести, например, пособие по беременности и родам или пособие на погребение.
Ежемесячно выплачиваются пособия на ребенка до 16 лет, по уходу за детьми до 3 лет, опекунам, субсидии по оплате коммунальных услуг и другие.
Пособия по инвалидности могут быть как ежегодными, так и разовыми или ежемесячными.