Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия) ("МИР СЕМЯН").pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (АНАЛИЗ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ) АССОРТИМЕНТА
1.1. Состояние и перспектива развития рынка товаров для дачи, огорода и садовых участков
1.2. Классификация и характеристика ассортимента товаров для дачи, огорода и садовых участков
2.1. Ассортиментная политика магазина "Мир Семян"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время перед большинством оптово-розничных компаний очень остро стоит проблема формирования ассортимента. Это связано с целым рядом причин: большое разнообразие предлагаемых поставщиками товаров, обилие рекламы и, как следствие, относительная информированность населения в области продуктов питания и сопутствующих товаров, сильная конкуренция, высокая стоимость аренды помещений, необходимых для хранения товарных запасов.
Поэтому рационально сформированный ассортимент позволяет предприятиям торговли за счет снижения вероятности появления неудовлетворенного спроса увеличить доходы, повысить имидж компании в глазах потребителей и тем самым не потерять постоянных клиентов и приобрести новых, снизить издержки на хранение товаров, имеющих низкую товарооборачиваемость и ложащихся на полке магазинов «балластом». Кроме того, при эффективном управлении товарным ассортиментом сокращается количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров; ускоряется товарооборачиваемость; уменьшаются излишки товаров; снижается риск списания товаров в связи с окончанием срока годности; минимизируются суммарные затраты, связанные с запасами [1].
Целью данной работы является анализ влияния на формирование политики управления ассортиментом удобрений - розничной организации торговли. Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования ассортиментной политики;
- провести анализ управления ассортиментом удобрений в ООО «Мир Семян».
Объект исследования –магазин ООО «Мир Семян».
Предмет исследования - ассортимент удобрений в магазине.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (АНАЛИЗ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ) АССОРТИМЕНТА
1.1. Состояние и перспектива развития рынка товаров для дачи, огорода и садовых участков
Производственный потенциал промышленности минеральных удобрений составляют свыше тридцати предприятий, выпускающих более 19 млн. тонн азотной, калийной и фосфорной продукции в год. Российские предприятия производят все виды традиционных минеральных удобрений, пользующиеся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Значительную долю в производстве удобрений занимают сложные минеральные удобрения, содержащие несколько питательных элементов. Преимущество сложных удобрений заключается в том, что их состав может меняться в зависимости от требований рынка. В последние годы наблюдается расширение номенклатуры российских производителей в данном сегменте. Отличительные особенности российской отрасли минеральных удобрений:
• уникальные запасы сырья: природного газа, фосфорсодержащих и калийсодержащих руд, серы;
• экспортная ориентированность производств, при этом длинное логистическое плечо до портов отгрузки для большинства предприятий (ввиду расположения вблизи источников сырья, а также исторического предназначения для внутреннего рынка СССР);
• полное обеспечение внутренних потребностей рынка (поставки импортных удобрений составляют менее 0,3% от объема закупок);
• высокая концентрация производства (большая часть рынка приходится на несколько крупных холдингов).
Производство минеральных удобрений в России стало наиболее динамично развиваться после кризиса 1998 года и последующей девальвации рубля. Обесценившийся рубль в пересчете на доллар обвалил цены на природный газ (основная часть себестоимости Данные МХК «ЕвроХим» и ПАО «Уралкалий» 9 Питательных веществ 2014 2015 2016 1 пг. 2015 Изменение 2015/2014 Изменение 2016/2015 Изменение 1 пг. 2015 к 1 пг. 2016 Хлорид калия, спот FOB Ванкувер 459,0 379,2 297,2 306 -17% -22% +2,4% Рынок минеральных удобрений 28 производства азотных и большинства смешанных удобрений) и тарифы естественных монополий. Производители использовали это конкурентное преимущество, сумев занять прочные позиции на мировом рынке. Экономический кризис 2008 г. серьезно повлиял на рынок, однако к началу текущего спада в мировой экономике все сегменты отрасли успели достаточно восстановиться.
В последние почти 20 лет (за исключением кризисных 2008–2009, а также 2014 гг.) наблюдалась положительная динамика выпуска минеральных удобрений с выходом к 2016 г. на объем производства в 41,5 млн. тонн физического веса (19,6 млн. тонн питательных веществ). По итогам 8 месяцев 2015 г. выпуск удобрений снизился по отношению к аналогичному периоду 2016 г. на 2%. При суммарном положительном отраслевом тренде до 2016 г. включительно и нисходящем в 2015 г., ситуация в продуктовых сегментах различалась.
• Объем производства азотных удобрений в 2016 г. составил 8,21 млн. тонн в пересчете на 100% питательных веществ, что на 0,3% больше, чем в 2015 г. За 8 месяцев 2015 г. объем производства остался на уровне аналогичного периода 2016 г.– 5,6 млн. тонн, увеличившись лишь на 0,2%.
• Фосфоросодержащих удобрений было выпущено около 3 млн. тонн в пересчете на 100% питательных веществ, что на 2,9% меньше чем в 2015 г. В 2015 г. наблюдается положительная динамика (+3,2% за 8 месяцев по отношению к показателю 2016 г.).
• Единственный вид удобрений, производство которых показало ощутимый прирост в 2016 г. , – калийные (+19%). В первую очередь это связано с тем, что крупнейший производитель хлорида калия в России – «Уралкалий» – пересмотрел свою ценовую политику, отдав приоритет наращиванию объемов производства (политика «объем важнее цены»). Коррективы в производственную деятельность компании в 2015 г. вносит авария на руднике «Соликамск-2», произошедшая в ноябре 2016 г.
Внутренний рынок удобрений отличается невысоким уровнем потребления. Отечественным покупателям поставляется менее 30% выпущенной продукции. При этом в последние годы наблюдалась оптимистичная динамика, объем рынка увеличивался, достигнув своего максимального значения — 8,2 млн. тонн питательных веществ — в 2011 г.
В 2014 г. емкость рынка снизилась на 4,4 млн. тонн, до 3,8 млн. тонн. Столь значительному падению способствовали неблагоприятные природные условия и снижение спроса на удобрения со стороны сельхозпроизводителей, а также отрицательная динамика в промышленном потреблении. Однако в 2015 г. спрос увеличился более, чем на треть – до 5,4 млн. тонн, что объясняется, в том числе, падением цен на удобрения на мировом рынке и сокращением объемов экспорта.
В 2016 г. объем закупок отечественными потребителями остался на уровне 2015 г. Особенностью российского рынка минеральных удобрений, наряду с доминирующей долей экспортных отгрузок, является низкая доля закупок удобрений сельхозпроизводителями по сравнению с промышленным потреблением (около 35% от общего объема потребления). В настоящее время в России на один гектар обрабатываемой земли используется около 40 кг действующего вещества (по данным 2016 г.), тогда как аналогичный показатель в Европе и США составляет 130–140 кг, в странах Латинской Америки – менее 90 кг/га.
Основные факторы, ограничивающие внутренний рынок:
• сложности в получении дешевых и длинных кредитов сельхозпроизводителями,
• зависимость цен на внутреннем рынке от долларовых экспортных контрактов, ведущая к подорожанию удобрений в условиях падения курса рубля (в январе 2015 г. Минсельхоз зафиксировал рост на 15–35% в годовом исчислении, в зависимости от вида удобрений),
• изменение схемы субсидирования сельхозпроизводителей в связи со вступлением России в ВТО: на смену прямой поддержке отечественных сельхозпроизводителей пришла погектарная поддержка, которая направлена на возмещение части затрат сельхозпроизводителей.
Также важно отметить, что для российского рынка характерна ярко выраженная сезонность: закупки осуществляются в феврале–мае и ноябре–декабре.
Несмотря на то, что в последние годы объемы внесения растут, по итогам 2016 г. был достигнут уровень только в 1,93 млн. тонн питательных веществ (для сравнения: в 1998 г. было внесено 1,26 млн. тонн удобрений, т.е. рост не существенный в масштабах отрасли). Рост по сравнению с 2015 г. составил 4%. По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в 2015 г. объем закупок минеральных удобрений отечественными сельхозтоваропроизводителями продолжил расти, что позволяет говорить об ожидании увеличения годовых показателей внесения.
По оперативной информации органов управления АПК субъектов Российской Федерации, с 1 января по 2 ноября 2015 г. сельхозтоваропроизводители приобрели 2,3 млн. тонн д.в. минеральных удобрений, что на 48 тыс. тонн д.в. больше, чем на соответствующую дату в 2016 г. Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков 2016 г.) составляют 2,48 млн. тонн д.в., что на 109 тыс. тонн д.в. больше, чем на соответствующую дату в 2016 г.
Важно отметить, что положительная динамика в 2016 г. была достигнута в результате непростой совместной работы государственных органов, производителей и аграриев. Вслед за девальвацией рубля в конце года обострились проблемы российских аграриев в части получении доступного финансирования из-за роста процентных ставок по кредитам, положение усугубило снижение цен на сельскохозяйственные культуры на международных рынках. Скомпенсировать негативные факторы позволили меры по стимулированию спроса, а именно договоренности Правительства РФ с производителями минеральных удобрений о фиксации отпускных цен перед началом весенней и осенней посевной.
В 2015 и 2016 гг. на эти цели из бюджета было выделено по 25,2 млрд. руб. В результате разница между внутренней и внешней ценой составила 15–28%, что позволило несколько минимизировать аграриям финансовые ограничения при закупке удобрений. В то же время рост средних цен отпускных цен по данным на октябрь 2015г. по сравнению с октябрем 2016г. составил: по аммиачной селитре – 17%, по хлористому калию – 23%. по карбамиду – 35%, по азофоске – 38%, по аммофосу – 51%. Таким образом, можно говорить лишь о частичном компенсационном эффекте.
После всплеска цен осенью 2016 г., не прибавляет оптимизма и ситуация на рынке с/х продукции, которая в 2015 г. уже не позволяет говорить о серьезных «девальвационных бонусах».
1.2. Классификация и характеристика ассортимента товаров для дачи, огорода и садовых участков
Классификаторы — это систематизированные перечни товаров, позволяющие находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (обычно смысловое или численно-бук-венное обозначение).
Классификаторы представляют собой официальные нормативные документы, в которых приводится систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.
Различают следующие категории классификаторов:
— общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России;
— отраслевой классификатор — классификатор, применяемый в установленном порядке в отрасли;
— классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения на предприятии.
Также классификаторы могут быть разработаны как административно-территориальные и отдельно объединений, общественных организаций, ассоциаций.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) – систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. Согласно ОКП вся продукция народного хозяйства делится на 98 классов. Каждый класс – на 10 подклассов, каждый подкласс – на 10 групп, каждая группа – на 10 подгрупп, а подгруппа – на 10 видов. Принято шестизначное цифровое обозначение продукции. Первые две цифры обозначают класс изделия; третья – подкласс; четвертая – группу; пятая – подгруппу; шестая – вид. Все вместе эти шесть цифр образуют высшую классификационную группировку, которая обусловливает особенности товара до вида. Продукция в полной ассортиментной номенклатуре обозначается десятью знаками, то есть к полной классификационной группировке добавляются еще четыре знака. Они могут обозначать регистрационный номер или обозначать внутривидовую характеристику товара. Фрагмент классификатора продукции приведен на рис.2.