Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия) ("МИР СЕМЯН").pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (АНАЛИЗ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ) АССОРТИМЕНТА
1.1. Состояние и перспектива развития рынка товаров для дачи, огорода и садовых участков
1.2. Классификация и характеристика ассортимента товаров для дачи, огорода и садовых участков
2.1. Ассортиментная политика магазина "Мир Семян"
К полученным группам применяется различный подход при заказе товара. Классификация дает возможность максимально автоматизировать управление товарными запасами, устранить человеческий фактор и создать четкую систему логистики товарных запасов. Схема поставок и система заказов должны позволять максимально быстро реагировать на любые изменения спроса. Опыт показывает, что наиболее оптимальны ежедневные поставки, а система заказов должна быть «с двумя контрольными уровнями запасов без фиксированной периодичности заказов». Это система с постоянным уровнем запасов, для которой установлен нижний предел размера запаса. Заказ на какой-либо товар делается тогда, когда его запас уменьшился до определенной минимальной точки (точки заказа). Период между заказами при этом не устанавливается. Точка заказа - количество товара, при котором необходимо делать очередной заказ на поставку. Точка заказа может быть установлена на уровне минимального запаса (если поставщик надежный и четко выполняет условия поставки), или же на уровне страхового запаса (если возможен перерыв в поступлении товара). Кроме того, страховой запас необходим, когда ожидается изменение спроса в связи с приближением сезона (например, сезона повышенного спроса на противоаллергические препараты). Для всех групп товара устанавливается одинаковая точка заказа (в днях). Ее значение напрямую зависит от частоты поставок и скорости формирования заказа в организации оптово-розничной торговли. При ежедневных поставках рекомендуется точка заказа на уровне 3-4-дневного запаса. При увеличении периода между поставками рекомендуется увеличить точку заказа (т. е. увеличить количество товара, при котором следует делать заказ). Преимуществом данной системы является полное исключение случаев дефектуры товара. Система позволяет вовремя выявить позиции, которые нужно заказать. Кроме того, она не требует времени и внимания специалиста, так как при использовании этого инструмента в компьютерной программе нижняя граница запаса отслеживается автоматически. Торговой организации необходимо поддерживать такое соотношение товаров частого и нерегулярного спроса, которое обеспечивало бы высокую оборачиваемость запасов при удовлетворительном обеспечении клиентов и оптимальных расходах на хранение запасов. Поэтому большое значение имеет нормирование запасов [1].
Норма запасов - это количество упаковок каждого наименования, которое должно храниться на складе. Максимальная норма запаса, рекомендуемая для групп А, В, С, различная. Для товаров группы А - до 6-7 дней; для В - до 12-15 дней; для С - до 20-30 дней. Для того чтобы решить, какое количество данного препарата необходимо иметь на складе, нужно определить потребность клиентов в этом товаре. При этом специалист по закупкам должен учитывать потребность в данном товаре клиентов конкретной организации оптово-розничной торговли, а не ситуацию на рынке в целом. Ведь нередки случаи, когда товар, который долго лежит на складе в одном магазине, успешно реализуется в другом. Причина этого может быть не только в более низкой цене, но и в более активном продвижении этого товара работниками первого стола [2].
В заключение хочется отметить, что существуют специальные компьютерные программы для проведения АВС-анализа. Но его можно выполнить в общедоступной программе Excel
2.3. Результаты исследования
При проведении АВС-анализа объектом анализа была выбрана номенклатурная единица, параметром анализа - объем продаж в рублях. Зная количество единиц продаж за месяц, цену за единицу продукции, рассчитали объем реализации каждого наименования за квартал, а затем и его долю в общем товарообороте. Удельный вес ассортиментной единицы рассчитывается как отношение суммы объема продаж каждой ассортиментной позиции за период к общей сумме объема продаж за весь период.
Для ассортиментной позиции №1 удельный вес =
= 3471/773713*100% = 0,45%
В результате проведенных расчетов номенклатурные позиции были ранжированы по убыванию доли в общем товарообороте, и была рассчитана доля каждой позиции в общем товарообороте с нарастающим итогом. Таким образом весь ассортимент был разделен на группы А, В, С (Приложение Б): в группу А вошли наименования удобрений, обеспечивающие до 80% от общего товарооборота (44 наименования), в группу В - 15% (40 наименований) и в группу С – 5% (24 наименования).
Результаты сведены в Приложение 1
В группе А 44 вида удобрений, что больше, чем в В или С.
В группу В вошло 40 номенклатурных позиций.
Группу С составило 24 наименований удобрений.
После проведения анализа и отнесения выбранных объектов к группам А, В или С были рассчитаны доля каждой группы в представленном магазином ассортименте и в объеме продаж, выраженном количественно (таблица 2 и рисунок 3).
Таблица 2 - Результаты АВС-анализа
Группа |
Количество наименований |
Доля в ассортименте % |
Доля в товарообороте, % |
А |
44 |
40,74 |
80 |
В |
40 |
37,04 |
15 |
С |
24 |
22,22 |
5 |
В результате АВС-ранжирования в группу А попали 44 номенклатурные позиции
Рис. 3 - Результат АВС-анализа
Таким образом, в результате проведения АВС-анализа мы получили следующее: товары группы А приносят исследуемому магазину 80% дохода, составляя 40,74% от представленного ассортимента.
37,04% ассортимента приносят магазину 15% дохода (группа В).
Группа С приносит лишь 5% дохода, составляя при этом 22,22% ассортимента.
Руководителю ООО «Мир Семян» данная информация может быть весьма полезной при заказе товара и формировании ассортимента, а именно, особое внимание и предпочтение стоит уделять видам удобрений группы А, т. к. непредвиденное сокращение данной группы может существенно отразиться на доходах магазина. Исходя из этого, данным видам удобрений можно отдать большую площадь складских помещений с целью обеспечения таких товарных запасов, которые помогут добиться бесперебойных продаж и отсутствия отказов покупателям.
Виды удобрений группы В вполне оправдывают свою долю в доходах и в ассортименте. Отдавая им небольшую долю в товарных запасах, а соответственно и в площадях для хранения, магазин всегда сможет получать соответствующую долю доходов от их продаж.
Что касается группы С, то составляя всего 5% товарооборота, она обеспечивает 38,24% ассортимента и делает магазин привлекательным для её посетителей. Поэтому при необдуманном её сокращении могут значительно сократиться доходы за счет потери постоянных клиентов и невозможности привлечения новых. Также следует относиться внимательно к необоснованному увеличению товарных запасов группы С, т.к. хранение - это издержки. А если увеличатся затраты на хранение, а доля в товарообороте этих видов удобрений останется прежней, магазин получит меньше чистой прибыли.
Как уже отмечалось, данный вид анализа не учитывает колебания спроса, связанные с такими явлениями, как сезонность, мода и т.д. Поэтому для более полного анализа ассортимента нами был проведен XYZ-анализ.
При проведении XYZ - анализа объект анализа оставался прежним - номенклатурная единица, параметром анализа являлось количество единиц продаж за квартал. Имея данные о количестве единиц продаж в каждом месяце квартала, мы определили среднее количество единиц продаж в месяц. На основании полученных данных был рассчитан коэффициент вариации, который показывает отклонение анализируемого показателя (объем продаж в единицах упаковок за месяц) от среднеарифметического значения (среднемесячный объем продаж в единицах упаковок за месяц в течение квартала). На основании рассчитанных коэффициентов вариации весь ассортимент был разделен нами на группы X, Y, Z по следующим критериям: группа X - коэффициент вариации составлял до 10%, группа Y - 10%-25%, группа Z - 25% и более (Приложение 2).
Данный вид анализа позволил проследить стабильность реализации отдельных представителей ассортимента и оценить возможности прогнозирования спроса.
Результаты XYZ-анализа ассортимента приведены в табл.3.
Таблица 3 - Результат XYZ-анализа
Группа |
Количество наименований |
Доля в ассортименте, % |
Коэффициент вариации |
Недельная предсказуемость спроса, % |
X |
10 |
9,26 |
До 10 % |
90 |
Y |
24 |
22,22 |
10 % - 25 % |
Более 70 |
Z |
74 |
68,52 |
более 25 % |
Менее 70 |
В группе Х 10 видов удобрений, причем 6 из них это удобрения фирмы Фертика.
В группу Y вошло 24 номенклатурных позиций.
Группу Z составило 74 наименования удобрений.
Таким образом, XYZ-анализ позволил разделить все удобрения на группы относительно стабильности спроса на них и выявить удобрения, имеющие наибольшую вероятность предсказуемости спроса. В результате анализа большинство удобрений попало в группу Z, что, возможно, объясняется недостаточностью количества анализируемых статистических данных. Анализ еженедельных или ежедневных объемов продаж каждого вида удобрений, вероятно, представил бы иное распределение по группам. Получить данные такого характера не было возможности, поэтому в дальнейшем анализе мы учитывали данные за кварталу Они показали, что 4% ассортимента (11% от количества реализованных упаковок) пользуются стабильным спросом, а спрос для 80% ассортимента, которые составляют почти 41% единиц продаж, достоверно предсказать сложно. Иначе говоря, с вероятностью 90% можно предсказать спрос примерно на каждую десятую реализуемую упаковку удобрений.
Совмещение результатов АВС- и XYZ- анализов Как уже отмечалось, для получения наиболее достоверных и информативных результатов XYZ-анализ рекомендуется проводить параллельно с ABC- анализом. Поэтому мы совместили полученные результаты и весь ассортимент разделили на 9 групп: AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ.
После совмещения обозначились явные лидеры продаж, а также те ассортиментные позиции, которые приносят небольшую долю товарооборота и пользуются непостоянным спросом.
По результатам совмещения двух видов анализа и деления ассортимента на 9 групп мы рассчитали для каждой группы долю в ассортименте, объеме продаж и в общем товарообороте магазина от реализации удобрений (табл.4).
Таблица 4 - Результат совмещения АВС- и XYZ-анализов
Группа |
Количество наименований |
Доля ассортимента, % |
АХ |
7 |
6,48 |
AY |
12 |
11,11 |
AZ |
25 |
23,15 |
BX |
1 |
0,93 |
BY |
9 |
8,33 |
BZ |
30 |
27,78 |
CX |
2 |
1,85 |
CY |
3 |
2,78 |
CZ |
19 |
17,59 |
Итого |
108 |
100,00 |
Совмещение результатов анализа показало, что наибольшую долю товарооборота – 35,84% - приносят товары, попавшие в группу СZ, т.е. товары с низким товарооборотом. Товары в группах ВХ и СХ отсутствуют, а наименьшую долю составляют виды удобрений из группы АХ, товары стабильного потребления
Матричная проекция совмещения результатов проведения АВС- и XYZ- анализа с краткой характеристикой каждой группы представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Матричная проекция результатов проведения АВС- и XYZ-анализов и их совмещения
AX Высокая доля Т/О и количества продаж, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления. |
AY Высокая доля Т/О и количества продаж, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. |
AZ Высокая доля Т/О и количества продаж, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления. |
BX Невысокая доля Т/О и количества единиц продаж, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления. |
BY Невысокая доля Т/О и количества единиц продаж, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. |
BZ Невысокая доля Т/О и количества единиц продаж, низкая надежность прогноза вследствие стохастического потребления. |
CX Большая часть ассортимента, небольшая часть Т/О и количества единиц продаж, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильного потребления. |
CY Большая часть ассортимента, небольшая часть Т/О и количества единиц продаж, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. |
CZ Большая часть ассортимента, небольшая часть Т/О и количества единиц продаж, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления. |
На основании полученных данных можно четко представить место каждого вида удобрений в ассортименте.
Заключение
Таким образом, результаты АВС- XYZ-анализа позволяют дать следующие общие методические рекомендации для более совершенного управления ассортиментом удобрений:
- Всегда иметь в наличии виды удобрений, входящие в группы AX,AY,BX,BY,CX.
- Виды удобрений из группы AZ - товары наиболее дорогостоящие и пользующиеся низким спросом, поэтому поставлять их в магазин можно по индивидуальным заказам потребителей.
- Виды удобрений групп BZ,CY,CZ не должны занимать большую долю товарных запасов, расходы на их хранение целесообразно сократить, снизив не число ассортиментных позиций, а количество единиц каждого наименования.
- Не допускать резкого и неоправданного сокращения товаров одной или нескольких групп, т.к. оставшиеся все равно со временем равномерно распределятся на эти же девять групп.
- Отсутствие каких-либо видов удобрений из группы Z меньше сказывается на доходах магазина, нежели отсутствие средств из группы X. При заказе товаров из группы X и Y можно более точно спрогнозировать объем продаж. Продажи удобрений группы Z больше подвержены сезонным колебаниям, следовательно, при их заказе надо это учитывать.