Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика государственное регулирование предпринимательской деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсового исследования. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России только одними законами и иными нормативными правовыми актами не исчерпывается. Одним из средств правового регулирования предпринимательской деятельности выступает судебная практика в форме актов высших судов: решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, информационных писем Высшего Арбитражного Суда РФ, которая в определенной мере выступает в качестве регулятора общественных отношений.

В настоящее время в России начался новый этап развития судебной практики как правового явления, начало которому положила Конституция РФ 1993 г., законодательно закрепившая разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно судебная деятельность в Российской Федерации является проявлением правовой политики государства. Последовательное проведение принципа разделения властей поставило судебную власть в новые правовые условия. Изменилась ее роль в обществе, сама судебная власть структурно стала иной. Это не могло не изменить место судебной практики в российской правовой системе, степень ее влияния на правотворческий процесс, на правовое регулирование.

Современное российское законодательство в области предпринимательской деятельности чрезвычайно мобильно и поэтому нуждается в существенных изменениях, дополнениях, и становление судебного права "как самостоятельной доктрины нисколько не подрывает идею верховенства закона, не отрицает приоритет Конституции или других основополагающих актов".

Представляется, что пробельность и противоречивость российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности требуют активной роли суда, который иначе и не сможет выполнить свои обязанности в полном объеме.

Степень разработанности курсовой работы. В рамках исследования темы курсовой работы рассмотрены вопросы современного состояния научной проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, с учетом не только современного состояния, но и некоторого исторического опыта.

Автором исследованы характеристики правового механизма предпринимательской деятельности, определен правовой статус предпринимателей.

В работе раскрыта организация построения предпринимательской деятельности, отношений и правовых средств совершенствования предпринимательских отношений.


Объект работы – общественные отношения урегулированные нормами гражданского права, складывающиеся в сфере предпринимательских правоотношений.

Предмет работы – нормативно-правовые акты различных отраслей права Российской Федерации прямо или косвенно затрагивающие процесс правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

Цель работы – исследование теоретических и практических разработок в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

Задачи проектирования –

- осветить вопрос понятия предпринимательской и сопряженной с ней деятельности

- предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

- указать на принципы правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

- уделить внимание роли и значимости судебной практики в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

- формулирование заключения.

Методология курсового проектирования –

- метод анализа социально-правовых явлений

- системный метод

- метод научной абстракции

- диспозитивный метод

- метод гражданско-правового регулирования.

Теоретическая база представлена изысканиями следующих авторов:

- И.А. Смагина, С.В. Максимов, М.И. Кулагина, А.И. Каминка, Г.В. Атаманчук.

Значимость результатов работы проявляется в использовании в сравнительном и практическом ключе материалов о правовом регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Структура работы – введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

Глава 1. Общая характеристика государственное регулирование
предпринимательской деятельностью

1.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельностью

Как показывает практика, рыночная экономика не способна автоматиче­ски регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в частности, да и экономика любой страны не может нормально развиваться, если государство не обеспечит соответствую­щие для этого условия, от того и велика роль государства в развитии предпри­нимательства.


Предпринимательская деятельность находится под регулирующим и ко­ординирующим действием органов государственного управления в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством, что, непосредственно, под­разумевает экономическое воздействие государства на производство, перера­ботку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-тех­ническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами такого регулирования являются стабилизация и развитие агро­промышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и про­мышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропро­мышленного производства.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, ис­полнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе норма­тивных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-эконо­мической системы, направленных на:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка: опреде­ление формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; за­щита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; преду­преждение споров между предпринимателями;
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения и т.д.

Таким образом, с помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспе­чивается необходимой оперативной информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих уста­новленные нормы осуществления предпринимательской деятельности.

Регулируя предпринимательскую деятельность, государство реализует ее по следующим направлениям (возлагает на себя следующие основные функ­ции):

  1. Создавая нормативно-правовую базу. Государство разрабатывает и при­нимает законы и подзаконные акты, определяющие права собственности, регу­лирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции, регулирующие отношения между субъектами предприниматель­ской деятельности и т.д.
  2. Оказывая влияние на оперативно-хозяйственную деятельность субъек­тов предпринимательской деятельности с использованием экономических ры­чагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений и т.д.
  3. Обеспечивая строгое соблюдение правовых предписаний при осуществ­лении предпринимательской деятельности через систему контрольно-ревизи­онных мер. Осуществляя государственный контроль (надзор), что способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельно­сти (проведение проверок деятельности субъектов предпринимательской дея­тельности на предмет выполнения ими обязательных требований к товарам, работам, услугам в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми ак­тами).
  4. Обеспечивая защиту прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.

При этом важно отметить, что регулирование предпринимательской дея­тельности, а в более широком смысле, экономики, может осуществляться только на основе ясно выраженной государственной экономической политики, которая не всегда может быть четко сформулирована и надлежащим образом оформлена, определенно стабильна и предсказуема, что говорит о ней, как ве­личине «переменной», зависящей от конкретной реальной ситуации на рынке, решаемых государством на данном этапе задач и условиях развития конкрет­ных рыночных отношений.

При решении регулирования предпринимательской деятельности госу­дарство решает и стратегические задачи:

  1. Формирование государственного бюджета.
  2. Обеспечение национальной безопасности и обороны в стране. Государ­ство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
  3. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, стабилизация экономики, т.е. устойчи­вое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового националь­ного продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефи­цит бюджета и др., посредством проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
  4. Обеспечения занятости населения, обеспечение социальной защиты и социальной гарантии, суть которой в гарантированном обеспечении всех рабо­тающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоиму­щим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфля­цией и т.д.
  5. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма. В рыночной экономике конкуренция - один из основных регули­рующих инструментов. Конкуренция - основа прогресса во всех сферах эконо­мики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и пе­редовое, улучшать качество продукции, снижать издержки на ее производство.
  6. Защита окружающей среды и пользования природными ресурсами.
  7. Соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности заключается в соблюдении, например, требований, установлен­ных государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продук­ции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продук­ции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаемые санитарными и ветери­нарными правилами и нормами и т.д., что позволяет обеспечить соответствую­щие условия для нормального развития экономики и предпринимательства, в частности


1.2 Проблема разграничения уставной и предпринимательской деятельности

Как было сказано выше И.А. Смагиной, деятельность НКО признается предпринимательской, если она приносит прибыль, то есть доходы от деятельности превышают расходы на ее осуществление. Ни в одном нормативном акте, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, нет указания на то, что уставная деятельность таких организаций обязательно должна быть бесплатной.

Более того, в статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» указано, что благотворительной деятельностью является, в частности, деятельность юридических лиц по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг. При этом бескорыстным считается не только безвозмездное предоставление услуг (выполнение работ), но и на льготных условиях. Иными словами, в соответствии с законодательством даже благотворительная деятельность может быть платной.

При этом, однако, довольно трудно убедить общество и контролирующие государственные органы в том, что платная деятельность НКО может быть уставной, то есть некоммерческой. Следует отметить, что позиция различных некоммерческих организаций в этом вопросе далеко не одинакова.

Самое благоприятное положение с разграничением предпринимательской и уставной деятельности - у образовательных организаций. В статье 46 Закона РФ «Об образовании» прямо указано, что платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Аналогичным образом Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» определят, что деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.

Для некоторых других некоммерческих организаций возмездность, то есть платность, их уставной деятельности также оговорена законодательством.

Например, уставная деятельность обществ взаимного страхования состоит в страховании имущества и иных имущественных интересов своих членов, при этом общества страхуют своих членов, конечно, не бесплатно, они получают за это страховую премию, как и любая коммерческая страховая компания.