Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика государственное регулирование предпринимательской деятельностью).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика государственное регулирование предпринимательской деятельностью
1.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельностью
1.2 Проблема разграничения уставной и предпринимательской деятельности
1.3 Принципы правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности
Глава 2. Анализ отдельных аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (так называемые авторские общества) вправе удерживать из распределяемых ими авторских вознаграждений суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей (статья 1243 ГК РФ) [13, с. 37].
К.И. Александрова указывает на Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» в котором указано, что займы, которые кооператив выдает своим членам, лишь в исключительных случаях могут быть беспроцентными. Иными словами, взимание процентов за предоставленные займы - нормальная некоммерческая деятельность кредитного кооператива.
Перечисленные выше виды некоммерческих организаций (по непонятной причине) находятся в привилегированных условиях: получая значительные доходы, они могут легко доказать, что никакой предпринимательской деятельностью не занимаются. Попытки же прочих некоммерческих организаций доказать непредпринимательский характер их платной деятельности могут окончиться неудачей. Вероятность успеха при этом зависит не только от характера платной деятельности, но и от организационно-правовой формы. Приведу несколько примеров.
В частности, законодательство определяет общественные объединения как добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Поэтому оказание, например, общественной организацией инвалидов платных реабилитационных услуг своим членам теоретически можно расценить как уставную деятельность, но те же самые услуги, оказанные не членам организации, однозначно следует трактовать как предпринимательскую деятельность.
Выполнение контрактов, заключенных НКО в рамках государственного или муниципального заказа (особенно контрактов, заключенных общественными объединениями, - в силу специфических формулировок статьи 17 ФЗ «Об общественных объединениях») также можно расценить как уставную деятельность, если к контракту прилагается смета, в которой отсутствует строка «прибыль» [4, с. 38].
Благотворительные организации могут ссылаться на статью 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В указанной статье говорится, что одним из источников формирования имущества благотворительной организации являются доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности, а другим источником - поступления от деятельности по привлечению ресурсов. Иными словами, закон проводит различие между этими понятиями. Если благотворительный фонд организует развлекательные, культурные, спортивные и иные массовые мероприятия в рамках кампании по привлечению благотворителей и добровольцев, - это деятельность по привлечению ресурсов, а не предпринимательская деятельность. Особую важность имеет тот факт, что продажа благотворительной организацией пожертвований, поступивших от благотворителей, - это также деятельность по привлечению ресурсов, если благотворитель указал, что пожертвование надо продать. Важность этого факта мы оценим, когда ниже будем говорить об использовании по целевому назначению целевых поступлений.
Подводя итог сказанному, отметим, что некоторые некоммерческие организации теоретически могут доказать, что их платная деятельность является уставной, однако в процессе доказывания надо учитывать тонкости как законодательства, так и самой деятельности, и процесс не всегда заканчивается успешно. Поэтому, если нет острой необходимости, в повседневной практике принятия управленческих решений безопаснее исходить из того, что любая деятельность НКО за плату относится к разряду предпринимательской [3, с. 52].
1.3 Принципы правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности
С.А. Зинченко напоминает, что в силу того, что правовое регулирование является основной формой реализации функций права, то понятия “принципы правового регулирования”, “принципы права” и “правовые принципы” по сути являются синонимами.
Согласно общепринятому подходу под правовыми принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
Таким образом, действующая теория правовых принципов сводится к двум моментам:
1) принцип права - это основополагающая идея, исходное (определяющее) начало;
2) это идея (начало), тем или иным образом выраженные в праве.
Однако, не следует придавать абсолютное значение формуле, согласно которой все правовые принципы не существуют вне конкретных правовых норм.
Понятие “правового принципа” не перекрывается понятием “нормы права”. Особое положение принципов в структуре права заключается в том, что они представляют собой основополагающие регулятивные элементы этой структуры. Как глубинные элементы они способны направлять развитие и функционирование всей правовой системы, определять судебную и иную юридическую практику, способствовать устранению пробелов в праве, отмене устаревших и принятию новых юридических норм. Иными словами, они выступают в качестве исходных ориентиров в правовом поведении, при применении и толковании права.
В процессе формирования правовых принципов из правовых идей и их реализации прослеживается определенная последовательность. Представляется возможным выделить в нем три основные стадии:
1) правовая теория;
2) система правовых норм;
3) правопорядок. Это связано с тем, что построить систему норм права, не определившись с принципами, на которых она строится и функционирует, невозможно. Чтобы выработать эти принципы необходимы научные познания [9, с. 68].
На стадии правовой теории происходит первоначальная объективизация и разработка правовых идей и формирование их как принципов правового регулирования. В правовой теории данные принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. При этом необходимо учитывать, что отдельные понятия и категории не отражают тот или иной принцип целиком. Представление о нем дает только некоторая система понятий, которая основывается на данном принципе и выражает ее.
Далее правовые принципы получают общезначимое выражение либо прямое закрепление в системе правовых норм.
На стадиях реализации норм права и их применения (в смысле правоприменительной деятельности) правовые принципы преломляются и находят выражение в правопорядке как итоговом состоянии действия права.
Таким образом, не следует выводить правовые принципы из содержания норм права. Ведь в этом случае получается, что нормы права предопределяют принципы. На самом деле зависимость обратная.
Следовательно, по степени выражения в праве необходимо говорить о двух видах правовых принципов:
1) принципы-идеи;
2) принципы, прямо закрепленные в нормах права.
Первый вид принципов - это принципы, выработанные в процессе формирования системы права, реализации права и его применения. Они не закреплены прямо в нормах права, но на них основывается ряд норм. Поэтому их можно обозначить еще как принципы, предопределяющие правовые нормы. Данные принципы могут быть только общими (общеправовыми). Реализуются они через акты применения права (индивидуальные акты).
В зависимости от сферы действия правовые принципы можно разделить на виды в соответствии с правовыми образованьями, составляющими систему права:
1) общие (общеправовые), которые распространяются на всю систему права;
2) принципы частного и публичного права;
3) межотраслевые принципы, которые распространяются на несколько отраслей права;
4) отраслевые, которые распространяются на одну профилирующую (фундаментальную, основную) отрасль права;
5) специальные, которые характерны для комплексных отраслей права;
6) специфические подотраслевые принципы (например, принципы налогового или авторского права);
7) институционные принципы, характерные для институтов права как профилирующих (фундаментальных, основных), так и комплексных отраслей права (например, принципы расчетных правоотношений) [3, с. 54].
Тем самым перечисленные принципы следует отнести к специальным принципам правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности.
Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической (активной) деятельности как единая денежная система, единая система банков, свободное перемещение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать и не допускать установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст.74 Конституции РФ). К обязанностям государства в этой области следует также отнести обеспечения единства денежной системы и единства налоговой системы (ст.75 Конституции РФ).
На принципе поддержки конкуренции основывается запрет, содержащийся в п.2 ст.34 Конституции РФ, согласно которому не допускается экономическая (активная) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Из этой нормы вытекает обязанность законодателя принять законы, определяющие антимонопольную политику государства и устанавливающие критерии определения недобросовестной конкуренции.
Строгое соблюдение этих принципов позволяет придать правовому регулированию предпринимательской (хозяйственной) деятельности стабильность и предсказуемость, что является необходимым условием развития предпринимательства.
Принципы свободы экономической деятельности (п.1 ст.8 Конституции РФ), а также признания и защиты равным образом всех форм собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ) являются межотраслевыми, поскольку определяют правовое регулирование экономической деятельности в широком смысле.
Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе таких прав как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст.34 Конституции РФ), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п.1 ст.37 Конституции РФ), право (свобода) литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (п.1 ст.44 Конституции РФ).
Принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности предопределяет правовой статус всех субъектов права собственности (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и применяется как в гражданско-правовой, так и публично-правовой сфере.
Конституционные принципы государственного регулирования экономики, устанавливающие пределы осуществления прав предпринимателей и соответственно пределы государственного вмешательства в экономику, составляют конституционный экономический публичный порядок [12, с. 22].
Глава 2. Анализ отдельных аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
В каждой роль и место в экономической сфере по-разному, в от эффективности мер и средств регулирования, с помощью решаются те иные социально- задачи. В современные государственное воздействие экономику усиливается, и тенденция характерна большей части с развитой экономикой.
государственного вмешательства в малого бизнеса разное объяснение в и юридической литературе. обратить внимание необходимость охраны и публичных интересов. совмещение частных и интересов для задач государственного - одна из целей такого .
Чаще всего регулирования раскрывается категорию «деятельность». , государственное регулирование бизнеса
можно как управленческую государства, которую уполномоченные органы, и направлена на лирование экономических взаимоотношений в сфере для частных и публичных участников этих .
При рассмотрении понятий как « регулирование», «государственное » и «государственное воздействие», дует подчеркнуть, что термин более , чем два .
Государственное регулирование бизнеса подразделятся два вида: и косвенный.
Под прямым подразумевается финансовый, , санитарный и пожарный , а также контроль качеством и сертификацией .