Файл: Нотариат в РФ ( направления развития нотариальной деятельности в российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование вопросов нотариата в РФ
1.1 История возникновения и развития нотариата в России
1.3 Правовое регулирование сфер нотариата
1.4 Нотариальное законодательство, как комплексная отрасль
Глава 2. Проблемы и перспективы развития нотариата в РФ
2.1 Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе
2.2 Перспективные направления развития нотариальной деятельности в российской Федерации
Введение
Актуальность темы и значимость её для практики.
Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, такими как - обеспечение сохранности частной собственности, при которых собственник по своему усмотрению и желанию может распорядиться ею.
Выработано немало правовых форм обеспечения собственности. Но ведущей из них в европейских странах является нотариальная.
Процесс рыночных преобразований в России значительно расширил сферу имущественных отношений и, особенно в части перехода права собственности на недвижимость. В настоящее время в свободном обращении находятся земельные участки, квартиры, здания, сооружения и другие, запрещенные ранее к отчуждению виды недвижимого имущества.
Изменения, происходящие в экономике, обусловили необходимость совершенствования механизма, обеспечивающего соблюдение прав и законных интересов участников гражданского оборота. Проводимая в этом направлении правовая реформа затронула не только судебные, но и иные формы охраны гражданских прав, к числу которых относится нотариальная.
Цель курсовой работы проанализировать правовые основы организации нотариата.
Исходя из цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие нотариата в Российской Федерации;
- раскрыть правовое регулирование сфер нотариата;
- рассмотреть нотариальное законодательство, как комплексная отрасль;
- охарактеризовать правовые проблемы российского нотариата на современном этапе;
- охарактеризовать перспективные направления развития нотариальной деятельности в российской Федерации
Нормативная база работы представлена Конституцией РФ, Гражданским законодательством, законодательством о нотариате.
Методологической основой исследования является комплексный метод, включающий в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, исследование причинных связей, описание), так и методы познания, присущие юридической науке (формально-логической и лингвистической интерпретации права, историко-правовой).
Структура работы: введение, тематические главы, заключение, список литературы и заключение.
Глава 1. Правовое регулирование вопросов нотариата в РФ
1.1 История возникновения и развития нотариата в России
Нотариат - от латинского «notarius», что означает «писец, скорописец, секретарь». А.М. Фемелиди констатировал: «Римский нотариат вплоть до IX в. представлял собой негосударственную должность».
Российский нотариат в целом развивался в соответствии с общемировыми тенденциями, римское право на него оказало существенное влияние.
Историю нотариата России необходимо вести с XVI в., с возникновения особого класса писцов - площадных подьячих. Это особый род вольных писцов, действовавших под надзором государства на городских площадях. Площадь в Древней Руси была местом, где совершались различные юридические акты - купля - продажа, мена, челобитные и др. В Москве письменные акты в основном писались на Ивановской площади в Кремле, где была главная контора площадных подьячих. Подьячие не находились на службе у государства, они составляли особую артель (корпорацию) с круговой порукой друг за друга и совершали акты за плату. Надзор за площадными подьячими поручался правительством специальным лицам - старостам. [18, С.45]
Значимой ступенью в укреплении института площадных подьячих стало издание в 1649 г. Соборного Уложения, в соответствии с которым стороны сделки обязаны были совершать ее только через площадных подьячих. Акты, совершаемые площадными подьячими, были признаны публичными.
Вместе с началом судебной реформы 1864 г. российский нотариат получил мощное развитие. 14 апреля 1866 г. было принято Положение о нотариальной части. За основу при написании указанного положения были взяты законы о нотариате трех стран: австрийское Положение о нотариате 1854 г., баварское 1861 г. и французское 1803 г.
Согласно Положению о нотариальной части 1866 г. обязанности по совершению нотариальных актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы. Они находились при окружных судах и осуществляли деятельность под их надзором. Число нотариусов определялось распоряжением Министерства юстиции по согласованию с Министерствами внутренних дел и финансов.
Требования для занятия должности нотариуса были достаточно низкими: нотариусами могли стать только российские совершеннолетние граждане, не опороченные судом или общественным приговором, не замещающие никакой иной должности - ни государственной, ни общественной, выдержавшие экзаменационные испытания перед председателем окружного суда, старшим нотариусом, прокурором на знание законов и нотариального дела. Также соискатель должен был внести залог в окружной суд на случай совершения ошибок или злоупотреблений при осуществлении деятельности нотариуса. При этом внесение залога не освобождало нотариуса от полной имущественной ответственности. 4 Концептуальным прорывом Положения о нотариальной части от 1866 г. было то, что в нем уделено существенное внимание вопросам крепостной части, т.е. засвидетельствованию сделок, прежде всего земельной собственности. [11, С.93]
Нотариус назначался на должность старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда. Освобождение от должности происходило только по решению суда.
У российских нотариусов, как и европейских, был неопределенный правовой статус: с одной стороны, они считались государственными служащими, но права производства в чины и на пенсию они не имели, с другой - осуществляли свою деятельность на коммерческой основе.
К началу XX в. российский нотариат представлял собой достаточно развитый институт защиты субъективных прав граждан, базирующийся на правовой основе Положения о нотариальной части 1866 г., находящийся под контролем и надзором судебных органов. Однако последующие события в истории России, Октябрьская революция негативным образом отразились на развитии нотариата и содержании нотариального производства.
В 1918 г. нотариат был упразднен. Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии было отменено Положение о нотариальной части 1866 г., объявлено о муниципализации нотариальных контор.
Через небольшой промежуток времени необходимость в нотариальной деятельности стала очевидной. В то же время в прежней форме нотариат не мог быть восстановлен. Поэтому для обеспечения возросшей по объему нотариальной деятельности Декретом СНК РСФСР от 12 августа 1921 г. и циркуляром Наркомюста от 13 августа 1921 г. были повсеместно учреждены нотариальные столы: в городах - при судебно - следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах - при местных народных судах. На них возлагалось засвидетельствование сделок и различных договоров.
Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата были обсуждены на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г., на котором подчеркивалось, что необходимо организовать государственный контроль над гражданским оборотом, где нотариат незаменим. В советском государстве нотариат становился государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции, а нотариус - государственным должностным лицом. 4 октября 1922 г. СНК было принято Положение о государственном нотариате РСФСР.
С этого момента советский нотариат стал самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции. Такая организация нотариата, за исключением незначительного расширения компетенции, сохранялась до распада СССР. [20, С. 63]
Недостаточное законодательное регулирование организации и деятельности нотариата в советский период было обусловлено прежде всего тем, что «в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал».
В современном законодательстве Российской Федерации определение понятия «нотариат» отсутствует. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате(далее - Основы законодательства о нотариате) нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
В юридической науке нотариат традиционно рассматривается сквозь призму четырех понятий:
- как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий ;
- как система органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц;
- как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости;
- как система нотариальных действий .
Все перечисленные подходы к определению содержания нотариата дополняют друг друга, однако наиболее часто этот термин используется для обозначения системы соответствующих организаций и должностных лиц.
Принято выделять два типа нотариата: англосаксонский (действующий в странах англосаксонской правовой семьи) и латинский (действующий в странах романо - германской правовой семьи). В первом случае нотариальные функции наряду с нотариусами выполняют адвокаты, судьи, служащие органов исполнительной власти, т.е. отдельные органы, должностные лица, основная функция которых не связана с производством нотариальных действий. В латинском нотариате эти функции выполняет независимое от государства лицо - нотариус, который подчиняется как органам нотариального самоуправления, так и органам исполнительной власти. В обеих системах нотариата совершаются нотариальные действия, но кардинально различаются субъекты, осуществляющие нотариальную деятельность, значение нотариата, в том числе нотариального акта. Российское право относится к романо- германской правовой семье, где основой нотариата являются именно нотариусы.
Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате в систему нотариата входят как нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность служит только дополнительной функцией: глава и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, должностные лица консульских учреждений, а также организации, способствующие деятельности нотариата, - нотариальная палата субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) и Федеральная нотариальная палата (далее - ФНП). [4]
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» помощник нотариуса наделяется правами и обязанностями в соответствии со ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате. Как о лице, сдавшем квалификационный экзамен, о нем содержатся данные в государственном реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, который ведет Министерство юстиции РФ. К нему могут применяться меры дисциплинарного воздействия со стороны нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Помощник нотариуса может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью по таким же основаниям, как и нотариус.
Следовательно, нотариат как система организаций и должностных лиц охватывает:
- государственных нотариусов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- помощников нотариусов и лиц, замещающих нотариусов;
- уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса;
- уполномоченных должностных лиц консульских учреждений;
- других уполномоченных должностных лиц, которые наделены в соответствии с законодательством правом совершать отдельные нотариальные действия при определенных условиях (например, ст. 185.1 ГК РФ «Удостоверение доверенностей»); [2]
- нотариальную палату и ФНП.
Нотариат имеет двойственную уникальную правовую природу, сочетая в себе одновременно публично-правовое и частно - правовое начала. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, имеющее печать с изображением государственного герба Российской Федерации, с другой - лицо, выступающее в качестве независимого консультанта сторон.