Файл: Нотариат в РФ ( направления развития нотариальной деятельности в российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система организации нотариата подчиняется нормам публичного, административного права. Порядок получения статуса нотариуса, осуществление контроля за его деятельностью, регулирование численности нотариального корпуса и др. - это властеотношения, одним из субъектов которых выступает государственный орган.

Нотариус - субъект публичного права. Наделяя его опре­деленными исключительными полномочиями, устанавливая обязательность нотариальных актов, государство вмешивается в частную деятельность граждан и юридических лиц. Такое вмешательство обосновано только получением значимых гарантий, преимуществ, которые не могли бы быть получены без нотариального присутствия.

Публично-правовая природа нотариата была подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в котором сказано, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства, что предопределяет специальный публично - правовой статус нотариусов.

Нотариат представляет собой негосударственную структуру (за исключением государственных нотариусов), которой переданы отдельные полномочия по осуществлению государственных функций (согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате) по защите прав и интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий. При этом документам придается такая же степень значимости, как если бы они исходили из государственных органов.

Понятие «нотариат» не соответствует термину «орган», так как согласно юридическому словарю понятие орган означает часть организации, часть механизма государства. Например, нотариальная палата является органом, нотариус - это не должностное лицо, а физическое, которое осуществляет публично - правовые функции от имени государства.

Таким образом, нотариат следует понимать, во-первых, как систему должностных лиц, уполномоченных оказывать гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь путем совершения от имени государства нотариальных действий, а также организаций, обеспечивающих функционирование указанных должностных лиц, во-вторых, как совокупность нотариальных действий, совершаемых уполномоченными должностными лицами в установленном порядке в целях охраны прав и законных интересов граждан и организаций.


Понятие нотариата в Российской Федерации

Правовая наука и законодательство пока не выработали единого понятия нотариата. В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 не дается его определения, а в теории права по этому поводу высказаны самые различные точки зрения. Так, на страницах учебной и научной литературы можно встретить следующие доктринальные дефиниции даваемые понятию нотариат.[4]

Так, в самом общем виде под нотариатом понимается: система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль юридических знаний о нотариате как о правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

В целом одни авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [10 с.46].

Другие ученые определяют нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом [27.c 19].

Профессор М.Н. Марченко считает, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Кроме того, ряд авторов под нотариатом предлагает понимать: систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав ; орган охраны субъективных прав и законных интересов; правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий;


отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте[22 с.65].

Авторы учебника «Гражданский процесс» дают определение нотариату, как системе органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [8, С. 217].

Гасанов З.У. раскрывает понятие нотариата непосредственно через его юридическую сущность: «Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью» [12, С. 8].

Существует точка зрения, согласно которой нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Этого взгляда поддерживается Е. Б. Тарбагаева указывая на многозначность термина, она выделяет самостоятельное понятие «система нотариата», которая определена «посредством указания на субъектов, уполномоченных законом совершать нотариальные действия именем РФ». Тарбагаева уточняет, что нотариат отождествляется, с одной стороны, с материально-правовыми институтами, с другой - с идеей превентивного правосудия (путем выявления связи нотариата и процессуальных институтов). Подход Тарбагаевой к пониманию понятия «нотариат» интересен тем, что он представляет собой попытку комплексного исследования понятия «нотариат», предполагающего разработку следующих вопросов:

система нотариальных органов, должность нотариуса;

  • цели, задачи и функции нотариальных органов;
  • предмет, содержание и форма нотариальной деятельности;
  • гарантии законности и обоснованности нотариальных актов[17, С.37].

Согласно другой точки зрения, нотариат - «это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [19 с.37].

Также характеризуя современный российский нотариат, следует помнить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а в связи с чем нотариат является неким связующим звеном между государством и гражданским обществом.


Понятие (определение, дефиниция), это логическая операция установление смысла термина. Давая понятие, какому либо явлению или процессу исследователь должен как можно глубже проникнуть в существенные свойства исследуемого объекта. В связи с чем, давая современное понятие нотариата необходимо всестороннее проанализировать цель и задачи нотариата, его функции, его роль в правоохранительной и правоприменительной деятельности государства, кроме того необходимо также подвергнуть анализу иные доктринальные определения нотариата, встречаемые на страницах учебной и научной литературы.

Осуществив указанный комплекс действий, на наш взгляд под нотариатом стоит понимать следующее.

Нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, состоящий из системы органов и должностных лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законами призваны обеспечить стабильность гражданского оборота, а также осуществлять функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

1.3 Правовое регулирование сфер нотариата

Правовое регулирование сфер нотариата и гражданского права имеет большое значение в нашем государстве при разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами. Согласно Конституции России 1993 г. гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 п. "л"), а нотариат - в совместном ведении с ее субъектами (ст. 72 п. "о"). На практике неверное урегулирование субъектами Российской Федерации вопросов нотариата может привести к нарушению прав участников гражданского оборота. Например, п. 6 ст. 16 Закона Нижегородской области "О нотариате", в отличие от ст. 37 Основ о нотариате предоставляет должностным лицам исполнительной власти (при отсутствии в населенном пункте нотариуса) удостоверять сделки купли-продажи недвижимости и земельных участков. Однако компетенция должностных лиц исполнительной власти (органов местного самоуправления) исчерпывающе определена Основами о нотариате. Более того, в тексте ст. 37 сделана ссылка на то, что дополнительными полномочиями эти органы наделяются исключительно федеральными законодательными актами. Нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации, и только ею, а не субъектами федерации может устанавливаться круг уполномоченных лиц и их правомочия. Комментируемый пункт статьи регионального акта противоречит Федеральному закону (и, соответственно, Конституции РФ). Исходя из содержания ст. 165 ГК РФ, удостоверение сделок должностными лицами, не обладающими надлежащими полномочиями, влечет их недействительность по признаку несоблюдения нотариальной формы.[2]


Учитывая специфику нотариата, его зависимое положение от реализации норм гражданского права, субъектам Российской Федерации не должны делегироваться права по изменению объема нотариальной компетенции. Введение на какой-либо территории нотариальных действий, отсутствующих в других регионах, нарушало бы принцип равенства правового режима для всех участников гражданских правовых отношений. Подобный ошибочный подход отражен в проекте Федерального закона "Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Согласно ст. 58 "Виды нотариальных действий, совершаемых нотариусом", субъекты Российской Федерации могут расширять компетенцию нотариусов путем учреждения иных нотариальных действий, не перечисленных Федеральным законом.

На наш взгляд, в будущем нельзя избежать погрешностей при разграничении сферы нотариата между Российской Федерацией и ее субъектами. Лучший выход - передача его в ведение Федерации. Но из-за дублирования совместного руководства нотариатом, помимо Конституции Российской Федерации, еще и Федеративным договором 1992 г., договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, конституциями и уставами субъектов РФ, предлагаемое перемещение в ближайшее время вряд ли произойдет. Поэтому в Федеральном законе о нотариате нужно оговорить прямое запрещение регулирования региональными актами прав и обязанностей нотариусов при совершении нотариальных действий, произвольное изменение их компетенции и других уполномоченных лиц.

1.4 Нотариальное законодательство, как комплексная отрасль

Недопонимание содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности. Данный вопрос приобретает серьезное практическое значение в связи с тем, что регулирование организации и нотариальной деятельности осуществляется различными правовыми актами, порой противоречащими друг другу. Все это накладывает отпечаток на нотариальную и судебную практику, создает правовую неопределенность в данной сфере юридической деятельности.

Прежде всего, можно отметить ряд значительных противоречий между ГК и Основами законодательства о нотариате в части самого понимания нотариальной деятельности. Ранее уже раскрывалось понятие нотариального удостоверения, которое отражено в Основах. Между тем, п. 1 ст. 163 ГК сводит нотариальное удостоверение к совершению удостоверительной надписи нотариусом, совершенно забывая о других, более важных правовых составляющих нотариального удостоверения. Далее, в соответствии с п. 3 ст. 160 ГК, если гражданин, вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности, не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку в письменной форме может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом. Таким образом, ГК допускает свидетельствование одной подписи в сделке, между тем как свидетельствование подписи производится на документах, содержание которых не представляет собой изложение сделки. Можно согласиться с целесообразностью подхода в п. 3 ст. 160 ГК о возможности свидетельствования в данном случае только подлинности подписи лица, но в таком случае не должно быть противоречий между нормами гражданского и нотариального законодательств.