Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
Выражение "административный восторг" было употреблено его героем Степаном Трофимовичем Верховенским персонажем романа "Бесы", написанного в 1872 году, в беседе с Варварой Петровной Ставрогиной: "Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдает билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и… уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравиться лицо пассажира!"
То есть любой человек в России, усевшись в самое ничтожное "начальственное" кресло, сей час воображает себя "Наполеоном", диктатором распоряжающимся судьбами человеческими.
Интересно, что сам Федор Михайлович, объездивший большую часть тогдашней Европы специально поясняет, что нигде, ни в одной стране он не отметил такого странного и неподдающегося логическому объяснению поведения людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем ниже должность, чем мельче чиновник, тем порой откровеннее и бесцеремоннее ведет он себя с теми, кто в той или иной степени зависит от него. Административный восторг основывается вовсе не на маниакальном желании людей унизить любого человека-просителя, а только в подсознательном стремлении нанести ответный удар за свои собственные унижения или нанести удар превентивно, поскольку нет сомнений в том, что и тебе при любой возможности нанесут удар.
2.4 Управленческая эрозия
Управленческая эрозия или "порча" властью - один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, "портится".
Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль или власть над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию. Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.
"Испорченные" властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации.
Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.
Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.
Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация, то есть замена на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-то времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм.
Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой, то есть происходит проникновение "Я-профессионального" в "Я-человеческое".
Профессиональные деформации могут носить как отрицательный, так и положительный характер. Негативными последствиями считают: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности, появление стереотипов, пресыщение общением, эмоциональная холодность, цинизм. К позитивным последствиям, их еще отождествляют с “личным ростом", относят: более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, появление новых форм самореализации.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.
Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (руководители, медицинские работники, педагоги, психологи).
Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального выгорания.
Уровень эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области рассматривается как модель К. Маслача и С. Джексона, включающая синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.
Большинство работников имеют средний уровень эмоционального истощения, что связанно с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной нагрузке. Уровень деперсонализации у сотрудников Департамента в основном низкий - это связано с теплыми отношениями между работниками, расположением к ним, заинтересованностью тем, что происходит с некоторыми из сотрудников и положительным эмоциями по отношению к коллективу. Уровень редукции личных достижений у многих респондентов - средний, проявляется это в переживании недостаточной компетенции и неудовлетворенности своей деятельностью. Эмоциональное выгорание обусловливается, прежде всего, индивидуально-личностными особенностями.
Степень удовлетворенности работой у большинства сотрудников Департамента социального развития Тюменской области высокий - это связанно с благоприятной внутренней средой в организации. Это возможно, если человек ориентирован на содержание труда, когда он работает в благоприятных условиях, у него хорошо организованно рабочее место и трудовой процесс, благоприятные отношения с руководителем и коллегами, достаточное материальное положение (уровень заработной платы), есть перспектива профессионального роста и многое другое.
Частично не удовлетворенны потребности работников Департамента социального развития Тюменской области, выявленные методом парных сравнений, в связи с личностными особенностями каждого отдельного человека и многогранностью профессии.
В работе рассмотрены мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника, среди которых можно выделить приспособление себя к работе, приспособление работы к себе, экономичный расход "эмоционального топлива", восстановление, а также немало конкретных способов как традиционных, так и нетрадиционных преградить путь профессиональным деформациям.
Список использованных источников
- Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. - 2010. - 156с
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Печать. - 2006. - 241с
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - с 96-104.
- Брокгауз Н.К., Ефрон И.П. Малый энциклопедический словарь. - М.: Азбуковник. - 2009. - 988с.
- Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2015. - 1048с
- Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 2007. - 682 с.
- Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2016. - №4. - С.83-84.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ. - 2008. - 560с
- Кочунас А.А. Психологическое консультирование. - М.: "Дашков и Ко". - 2012. - 296 с.
- Ладягин Ю.С. "Русский административный восторг" или почему у России нет шансов на выздоровление // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №3. - С.8-15.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21.
- Михайлюкова А.В. Личностные изменения из-за профессиональной деформации грозят специалисту потерей этого самого профессионализма. Деловой Петербург - 2015
- Назаров Юрий. О выгорании // Вокруг света. - 2015. - №1. - С.128
- Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 2005. - С.43-57
- Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Н.А. Литвинцева. - М, 2006/2007. Приложение к журналу "Управление персоналом"
- Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования. Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Нефтегазовый университет. - 2016. - С.39-43
- Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С.35-55.
- Трунов Д.Г. И снова о “профессиональной деформации”… // Психологическая газета. - 2014. - № 6. - С.32-34
- Трунов Д. Г Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. - 2013. - № 1. - С.12-16
- Трунов Д.Г. Еще раз "о синдроме сгорания": экзистенциальный подход // Психологическая газета. - 2015. - № 8. С.41-50
- Ходоривская Н.В. Ситуативные негативные повседневности и адаптивные ресурсы человека. СПб.: ГолденУок, 2014. - С.45-56.
-
- Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования. Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Нефтегазовый университет. - 2016. - С.39-43
-
- Михайлюкова А.В. Личностные изменения из-за профессиональной деформации грозят специалисту потерей этого самого профессионализма. Деловой Петербург - 2015
-
- Кочунас А.А. Психологическое консультирование. - М.: "Дашков и Ко". - 2012. - 296 с.
-
- Ходоривская Н.В. Ситуативные негативные повседневности и адаптивные ресурсы человека. СПб.: ГолденУок, 2014. - С.45-56.
-
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21.
-
- Брокгауз Н.К., Ефрон И.П. Малый энциклопедический словарь. - М.: Азбуковник. - 2009. - 988с.
-
- Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 2005. - С.43-57
-
- Трунов Д.Г. Еще раз "о синдроме сгорания": экзистенциальный подход // Психологическая газета. - 2015. - № 8. С.41-50
-
- Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2016. - №4. - С.83-84.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ. - 2008. - 560с
-
- Ладягин Ю.С. "Русский административный восторг" или почему у России нет шансов на выздоровление // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №3. - С.8-15.
-
- Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2015. - 1048с
-
- Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Н.А. Литвинцева. - М, 2006/2007. Приложение к журналу "Управление персоналом"
-
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - с 96-104.
-
- Трунов Д. Г Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. - 2013. - № 1. - С.12-16
-
- Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 2007. - 682 с.
-
- Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. - 2010. - 156с
-
- Трунов Д.Г. И снова о “профессиональной деформации”… // Психологическая газета. - 2014. - № 6. - С.32-34
-
- Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С.35-55.
-
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Печать. - 2006. - 241с
- Назаров Юрий. О выгорании // Вокруг света. - 2015. - №1. - С.128