Файл: Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии
1.2 Методы оценки и пути повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Галерея-Алекс»
2.2 Анализ кадрового потенциала и методов управления персоналом на предприятии
3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое предприятие (организация, фирма) является целостной финансово-экономической системой, в которой можно выделить ряд подсистем низшего порядка. Реалии современного экономического пространства определяют следующие подсистемы: управление деятельностью и управление людьми. Элемент системы управления, который связан с персоналом, занимает в ней особое место, поскольку человеческие ресурсы предприятия являются основным стратегическим ресурсом и крупнейшей его ценностью, независимо от вида деятельности и формы собственности.
Система менеджмента человеческих ресурсов основана на элементах формирования и развития трудовых ресурсов организации. В свою очередь, выделяются технологии формирования персонала организации. Именно персонал способен организовать работу предприятия в заданном векторе и обеспечить достижение установленных целей предприятия. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска новых механизмов, инструментов системы менеджмента персонала для обеспечения его эффективной работы. В настоящее время, как на российских, так и на зарубежных предприятиях подбираются и реализуются наиболее подходящие и удовлетворяющие их требованиям системы управления персоналом.
Сфера обслуживания является особой категорией бизнеса, успех в которой во многом зависит от профессионализма сотрудников компании, непосредственно общающихся с клиентами, а также их мотивации на отличную работу со стороны руководства. Именно в ресторанно-гостиничном бизнесе человеческие ресурсы предприятия является ключевым компонентом бизнеса.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов на примере ООО «Галерея-Алекс».
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, определены следующие задачи:
- рассмотреть формирование системы менеджмента человеческих ресурсов, значение в достижении экономических результатов;
- изучить методы оценки и пути повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов;
- дать общую организационно-экономическую характеристику ООО «Галерея-Алекс»;
- провести анализ кадрового потенциала и методов управления персоналом на предприятии;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»;
Объектом изучения данной работы является ООО «Галерея-Алекс».
Предметом исследования - менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс».
Методы исследования: анализа научных публикаций, сравнительного анализа, обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований, методы группировки данных и экономического анализа, сбора и обработки социологической информации анализ документов, наблюдение, опрос и др.
Данная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии
1.1 Формирование системы менеджмента человеческих ресурсов, значение в достижении экономических результатов
Фундаментальной частью менеджмента организации является система управления человеческими ресурсами. И эффективность менеджмента напрямую зависит от производительной деятельности работников. Менеджмент человеческих ресурсов является подсистемой в системе управления бизнесом.[1]
Персонал - совокупность всех работников предприятия, занятых выполнением определенных обязанностей.[2]
Человеческие ресурсы – это коллектив, работающий в организации по найму и обладающий определенными профессиональными характеристиками. От производительности этого коллектива будет полностью зависеть экономический рост предприятия, ее продуктивность и статус.
Человеческие ресурсы организации – это личный состав учреждения, предприятия, фирмы, который включает в себя не только наемных работников, но и владельцев организации.[3] Персонал организации подразделяется на управленческий и производственный. Управленческий персонал выполняет функции управления, т.е. организация и планирование работ на предприятии, разработка программы мотивации, осуществление контроля. Производственный персонал выполняет технологические процессы, связанные с производством на предприятии.
По выполнению своей роли в организации персонал подразделяется: основных рабочих; вспомогательные рабочих; руководителей; специалистов; служащих. В свою очередь, руководители подразделяются на линейное руководство и руководители функциональных служб. Линейные руководители возглавляют организацию в целом, а функциональные отдельные ее подразделения. По характеру функций, специалисты также подразделяются на специалистов, выполняющие экономические и инженерно-технические функции.
Менеджмент человеческих ресурсов включает в себя стратегические задачи и актуальные решение этих задач, к которым приспосабливается менеджер по управлению человеческими ресурсами. Менеджмент человеческих ресурсов - это сложный процесс, который носит как групповой, так и индивидуальный характер.[4]
Менеджмент человеческих ресурсов - это процесс разработки и осуществления системы организационных, социально-экономических и культурных мероприятий относительно обеспечения эффективного использования трудового потенциала каждого работника предприятия. Результативность процесса менеджмента персонала в первую очередь зависит от качества трудового потенциала его работников.[5]
Менеджмент человеческих ресурсов – разностороннее и сложное явление, как по своему содержанию, так и по организационно структурным формам. В каждой организации используются определенные методы по управлению персоналом. Они осуществляются с помощью воздействия либо на отдельных работников предприятия, либо на целую систему. В этой системе можно выделить два направления: управление людьми и управление деятельностью.
Система менеджмента человеческих ресурсов представляет собой объединенный комплекс приемов, методов, технологий, определенных процедур кадровой работы.
В систему менеджмента человеческих ресурсов входят следующие составляющие кадровой работы: кадровое планирование трудовых ресурсов, набор и отбор персонала, адаптация, подготовка и обучение персонала, разработка программы мотивации, нормирование труда и другие важные части работы руководителя.
Система менеджмента человеческих ресурсов складывается из трех основных факторов: производственный фактор; финансово-экономический фактор; социальный фактор (кадровая политика).
Содержание работы менеджмента человеческих ресурсов может быть сведено к четырем основным функциональным модулям. Эти модули взаимосвязаны в смысле взаимного влияния мероприятий, осуществляемых в их рамках (рисунок 1.1).
Подбор и расстановка кадров
Мотивация персонала на эффективную работу
Трансляция целей и контроль их достижения
Обучение и развитие персонала
Рис. 1.1. Общая структура и взаимосвязи модулей системы менеджмента человеческих ресурсов [6]
Фокус функций менеджмента человеческих ресурсов должен быть направлен на достижение трех основных целей:[7]
- обеспечение эффективного выполнения сотрудниками предприятия функций, направленных на воспроизводство и поддержание функционирования предприятия;
– обеспечение компании эффективных сотрудников по осуществлению функций, направленных на достижение стратегических (долгосрочных) и тактических (среднесрочных) целей бизнеса (например, увеличение доли рынка, увеличение продаж, повышение конкурентоспособности продукции (услуг), создание новых продуктов (услуг);
- увеличение вовлеченности персонала в деятельность предприятия как необходимого условия эффективной работы.
Поэтому оценка соблюдения кадровых функций должна проводиться, по крайней мере, в этих трех аспектах.
Учитывая различные уровни системы менеджмента человеческих ресурсов, цели управления можно представить в следующем виде (рис. 1.2).
Главная цель: обеспечение организации персоналом, его эффективное использование, профессиональное и социальное развитие
Разработка стратегии управления персоналом с учетом изменений внешней среды организации
Прогнозирование и перспективное планирование персонала
Построение системы мотивации и социального обеспечения персонала
Цели второго уровня
Цели третьего уровня
Анализ новых требований к специалистам и рабочим местам. Анализ потребностей организации в новых специальностях и должностях
Анализ динамики развития персонала.
Анализ индивидуальных планов развития персонала.
Планирование персонала и его карьеры
Анализ трудовых процессов.
Анализ качества жизни.
Планирование социального развития персонала
Рис. 1.2. Цели системы менеджмента человеческих ресурсов [8]
Руководитель предприятия или подразделения реализует функции управления в соответствии со следующей логической последовательностью шагов: целеполагание функции, формирование алгоритма выполнения функции в соответствии с ее назначением, непосредственное выполнение функций управления, получение и анализ результатов.
Эффективность управления человеческими ресурсами во многом зависит от оптимизации системы управления персоналом, ее функционирования от оптимальности выбранных методов управления персоналом.
В современных организациях менеджмент человеческих ресурсов рассматривается как совокупность управленческих действий предприятия, которое обеспечивает организацию такими сотрудниками, которые способны реализовать стратегию компании, обладают желанием, необходимыми навыками и компетенцией.
Методы менеджмента человеческих ресурсов - это способы влияния на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования предприятия, оптимальное соединение которых позволяет повысить результативность менеджмента персонала и, как следствие, повысить эффективность деятельности предприятия.[9]
Классический менеджмент исходит из разделения методов управления на три класса: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Система методов управления человеческими ресурсами современной организации представлена на рисунке 1.3.
Традиционными (общепринятыми) методами менеджмента человеческих ресурсов можно назвать экономические, административные (организационные) и социально-психологические методы. Данные методы применялись с момента зарождения менеджмента не только как науки, но и деятельности.
Методы управления
Экономические
Административно-правовые
Социально-психологические
Технико-экономический анализ
Технико-экономическое планирование
Экономическое стимулирование
Мотивация трудовой деятельности
Оплата труда
Капиталовложения
Кредитование
Ценообразование
Участие в прибылях и капитале
Участие в собственности
Установление экономических норм и нормативов
Страхование
Установление материальных санкций и поощрений
Установление госзаказов
Формирование структуры
органов управления
Утверждение административных норм и нормативов
Правовое регулирование
Издание приказов, указаний и распоряжений
Инструктирование
Отбор, подбор и расстановка кадров
Утверждение методик и рекомендаций