Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» на основе проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности (таблица 6).

Таблица 6

Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

№ п/п

Качества личности

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Определенность

Осознанность

Целеустремленность

Избирательность

Тактичность

Действенность

Требовательность

Критичность

Ответственность

43

51

54

29

41

38

47

45

52

В

В

В

С

В

В

В

В

В

Таким образом, соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления.

Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские способности и организаторская направленность личности данного руководителя на высоком уровне.

Выводы по главе 2

Чтобы быть руководителем необходимо обладать определенными знаниями, умениями, навыками. Руководитель должен сочетать в себе качества квалифицированного специалиста, который обладает экономическими и техническими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. Из личных качеств важными являются предприимчивость, самостоятельность, инициативность, творческое мышление и готовность к риску.

Проблема личной эффективности руководителя стоит достаточно остро для многих организаций, предприятий, фирм. Важность и острота данной проблемы, как показало проведенное нами исследование, обусловлены тем, что качество работы руководителя неизбежно проецируется на качество и результаты работы всей организации, а личная эффективность руководителя, таким образом, влияет на эффективность организации.


Повышение личной эффективности необходимо проводить системно, последовательно, как налаживание регулярного менеджмента фирмы[12]. Для руководителя очень важно усвоить последовательный и систематизированный подход к своему развитию. По мере того как совершенствуются профессиональные навыки и умения руководителя, формируется более твердая основа для компетентной работы.

Под профессиональными компетенциями менеджера понимается совокупность необходимых для выполнения управленческих обязанностей и/ или имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, деловых и личностных качеств, поведенческих моделей и отношений к работе[13]. Руководитель в бизнесе является ключевой фигурой. Чем выше уровень руководства, тем лучше конечный результат компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

Исходя из вышеизложенных соображений, следует остановиться на тех моментах, которые определяют компетентностный портрет менеджера.

Ряд из них связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его личными характеристиками. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений.

На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка самого себя перед своими подчинёнными.

Менеджеры должны понимать, что организации – это живые организмы, в которых живут люди, и что с сотрудниками нужно обращаться как с людьми, а не как с рабами. Что еще должны понимать менеджеры, так это то, что здоровая атмосфера крайне необходима сотрудникам для того, чтобы добиваться высоких результатов на работе. Это одна из важных задач концепции лидерства в 21 веке.

Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Он должен рассматривать каждого работника как индивида, обладающим набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющую определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.


Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Менеджер должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. В общем, он должен создать себе такой портрет, который бы его идеально влил в рабочую среду менеджера, без каких-либо разногласий и недопониманий.

Руководители должны чаще задавать себе вопрос: поступил ли я в соответствии с велениями совести, приложил ли я все свои усилия, поступил ли я правильно и извлек ли я полезный урок из этого? Но помимо этого руководитель должен принимать свои решения обдуманно и решительно.

Хорошие руководители должны стать хорошими служащими и иметь способность претворять свое видение в жизнь. Должна создаваться такая обстановка, чтобы подчиненные чувствовали себя свободными и в безопасности, и как следствие, наслаждаться своей работой.

Современные менеджеры становятся одними из ключевых фигур потенциала компаний. Именно от них во всей большей степени зависит успех в бизнес-деятельности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский Г. Персональный управленческий учет. // Бизнес журнал. 2010. №8. – С. 58-61.
  2. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Высш. школа, 2018. – 715 с.
  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 2015. – 320с.
  4. Герчикова И.Н., Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 510 с.
  5. Кудрявцева Е. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование / Е.Кудрявцева. - №1. - 2012, С. 15
  6. Лукашенко А.М. Профессиональные компетенции руководителя/ Современная конкуренция, №6, 2019г.
  7. Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. — 520 с.
  8. Равен Д. Компетентность в современном обществе / Д. Равен – М.: Когито-Центр, 2012 – 357 с.
  9. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала / С.К.Сергиенко. - М.: Книжный мир, 2014. - 206 с.
  10. Симоненко С. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель «20 граней»
  11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов - СПб, 2012, - 483 с.
  12. Сухостат В.В. «Развитие представлений о профессионализме» / В.В. Сухостат – М.: ИНФРА-М, 2014. – 259 с.
  13. Ужакина Ю. Современные подходы к обучению руководителей промышленных предприятий М.: Изд-во ВШЭ, 2017. – 257 с

Приложение 1

Тест «Анализ своих ограничений» («Вы сами»)

Ниже представлены 110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать у Вас как у руководителя. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если оно справедливо по отношению к Вам. Последовательно проработайте весь вопросник. Если какой либо вопрос вызывает у Вас сомнение, подумайте над ним и ответьте как можно более правильно. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренны.

1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

  1. Мне ясна позиция по принципиально важным вопросам.
  2. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно.
  3. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие.
  4. Я способен эффективно решать проблемы.
  5. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их.

7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

  1. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению.
  2. Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных.
  3. Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных.
  4. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их.
  5. Я забочусь о своем здоровье.
  6. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе.
  7. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни.
  8. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития.

16. Мой подход к решению проблем систематизирован.

  1. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах.
  2. Я обычно успешно воздействую на других людей.
  3. Убежден, что исповедаю подходящий стиль управления.
  4. Мои подчиненные меня поддерживают.
  5. Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие своих подчиненных.

22. Считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности в работе.

  1. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры.
  2. Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным.
  3. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга.

26. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27. Я регулярно пересматриваю цели моей работы.

  1. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я.
  2. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

30. Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, если я заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными.

32. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных.

33. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп.

34. Я эффективно распределяю время.

35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах,

36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения.

37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту.

38.Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко.

  1. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи.
  2. Я бы описал себя как человека, уверенного в себе.
  3. Я верю в возможность изменения отношений людей к их работе.
  4. Мои подчиненные делают все возможное для организации.
  5. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных.

44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах.

  1. Работа оказывает положительное влияние на мою частную жизнь.
  2. Я редко поступаю вразрез с моим убеждением.
  3. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни.

48.Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей.

  1. Я хорошо составляю план.
  2. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу.

51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими.

52.Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей работе.

53. Я успешно справляюсь с передачей полномочий.

  1. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными и стремлюсь к этому.
  2. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества.
  3. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе.

57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности.

  1. Для меня важно чувство успеха.
  2. Я принимаю вызов с удовольствием.
  3. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи.
  4. Я в общем влияю на поведение окружающих.
  5. Я уверен в себе.
  6. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы.
  7. Я поощряю эффективно работающих подчиненных.
  8. Я считаю, что важная часть работы руководителя в проведении консультаций для подчиненных.

66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах.