Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические основы исчисления и взимания НДФЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Справка 2-НДФЛ, являясь единственным отражением реального дохода гражданина, может подтверждать его платежеспособность в любых ситуациях, когда такое обоснование потребуется.

Справка 2-НДФЛ признается универсальным документом, потому что:

- с одной стороны, это форма отчета перед налоговыми органами;

- с другой – она входит в пакет документов, необходимых физлицу для представления по требованию различных учреждений, для обоснования дохода.

Бухгалтер ООО «ОАЗИС» самостоятельно заполняет и распечатывают ее по запросу физлица (сотрудника ООО «ОАЗИС»).

Справка может понадобиться в любую инстанцию, где требуются сведения о доходах. Например, оформляя заем в кредитной компании, обязательно вместе с заявкой на кредит подается справка 2-НДФЛ, в которой банк может увидеть платежеспособность будущего должника.

Организации передают налоговикам форму 2-НДФЛ, информация из которой позволяет определить зарплату, имеющиеся налоговые вычеты и произведенные удержания у конкретного работника. Такой документ оформляют на каждого работника. Справку подписывает руководитель или лицо, которому он поручил это делать.

Эта форма востребована во многих ситуациях. Ими могут быть:

- оформление кредита в банковском учреждении;

- получение вычета по НДФЛ при оплате учебы и дорогостоящего лечения, при покупке лекарств, приобретении недвижимости;

- трудоустройство на другую работу;

-расчет отпускных и больничных;

- оформление визы;

-покупка жилья по ипотеке.

Предприятие обязано подготовить справку, т. к. она является источником информации для налоговиков.

Приказ Налоговой службы России от 24 октября 2017 года № ММВ-7-11/820 ввёл для справки 2-НДФЛ новые коды с 2018 года. По доходам физлиц появилось 5 новых кодов, а по вычетам – один.

Так, для вычета по индивидуальному инвестиционному счету, с помощью которого человеку удалось заработать, теперь есть код 619. Что касается самого состава вычетов в НК РФ, то, новый вычет по НДФЛ в 2018 году не появится.

Таблица 11

По доходам новые коды следующие:

Код

Что обозначает

2013

Компенсации за неиспользованный отпуск

2014

Выходное пособие/средний месячный заработок на период трудоустройства/компенсация руководителю, его заместителям и главбуху в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка

2301

Штрафы и неустойки потребителю от организации на основании решения суда

2611

Списанный безнадежный долг с баланса

3021

Процент (купон) по обращающимся рублёвым облигациям отечественных компаний


Справку заполняют, руководствуясь положениями гл. 23 НК и ст. 62 ТК. Для ее получения работнику нужно оформить заявление. Заверенную справку он должен получить по истечении не более 3 рабочих дней с даты подачи заявления. При неполучении справки в срок заявитель может оформить жалобу, направив ее в трудовую инспекцию, суд или прокуратуру.

По существующему законодательству отказ от выдачи справки считается нарушением. Большинство организаций выдают справку при увольнении работника.

Рассмотрим возможности получения справки при нетрадиционных ситуациях в ООО «ОАЗИС»:

  1. Если работник сменил несколько мест работы, а потом не может найти одну или несколько организаций, ему нужно получить сведения у налоговиков по месту проживания, оформив заявление в произвольной форме.
  2. Если фирма не существует, справку можно получить через личный кабинет по интернету с сайта ФНС.
  3. Если данные в ФНС отсутствуют, то при трудоустройстве в другую организацию можно написать заявление о невозможности получения справки из-за ликвидации фирмы. Тогда работодатель подает запрос в Пенсионный фонд и налоговикам о необходимости получения всех данных о зарплате поступающего сотрудника.

Справка НДФЛ позволяет налоговым органам проводить контроль соответствия удержанных и уплаченных налогов. Поэтому важно своевременно представлять 2-НДФЛ с указанием корректных данных. В противном случае налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

Отчет 6-НДФЛ обязаны оформлять налоговые агенты по НДФЛ. Крайний день, когда инспекторы ФНС примут отчет, — последнее число месяца, идущего за отчетным периодом (ст. 230 НК РФ). Срок сдачи годовой формы отличается от обычной и установлен на 01 апреля года, следующего за отчетным. Если же час икс оказывается выходным или праздником, отчет можно сдать в следующий за ним ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Что касается срока сдачи расчета за 2017 год, крайняя дата переносится на 02.04.2018, т.к. 01.04.2018 – воскресенье.

Абсолютно новая 6-НДФЛ с 2018 года введена не будет, однако поправки в неё уже известны. Напомним, форма этого расчёта утверждена приказом ФНС от 14 октября 2015 года № ММВ-7-11/450.

Перечислим основные изменения 6-НДФЛ в 2018 году:

- титульный лист; в частности, штрих-код «15201027» изменён на «15202024»;

- крупнейшие налогоплательщики ИНН и КПП по месту нахождения организации приводят как в свидетельстве о постановке на учет по месту нахождения (5-й и 6-й разряд КПП – «01»);

- организация-правопреемник сдаёт расчёт в ИФНС по месту своего нахождения за последний период представления и уточненные расчёты за реорганизованную структуру (в форме присоединения/слияния/разделения/преобразования) с указанием на титульном листе в строке «по месту нахождения (учета) (код)» цифры «215»; при этом в верхней части титула нужно привести ИНН и КПП правопреемника;


- в строке «налоговый агент» указывают наименование реорганизованной организации или ее обособленной структуры.

Также Налоговая служба России подготовила изменения в бланк декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Он утвержден приказом ФНС от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/671. Судя по всему, обновлённый бланк 3-НДФЛ будет введен с 2018 года, в том числе для отчётности за 2017 год.

Таким образом, организация налогового учета в ООО «ОАЗИС» направлена на формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных обществом в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджеты различных уровней налогов и сборов.

2.2 Необходимость и предпосылки совершенствования механизма исчисления и взимания НДФЛ в налоговой практике Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации постоянно эволюционирует, а вместе с этим совершенствуется и механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, стараясь соответствовать направлениям эволюции бюджетно-налоговой политики. Несмотря на то, что этот налог давно существует и имеет богатую историю, он далёк от совершенства, поэтому необходимость его реформирования всегда будет остро обозначена, что также важно для улучшения системы налогообложения в целом.

Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов российского бюджета может быть значимее, если исключить из налогового законодательства определенные несоответствия научным основам налогообложения, неясности, противоречия, предоставляющие возможность налогоплательщикам уклоняться от уплаты налога и тормозящие эффективное осуществление администрирования налога на доходы физических лиц налоговыми органами.

Основные тенденции в отношениях между различными уровнями власти находят свое отражение в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. На рис. 20 представлены данные, отражающие долю налоговых и неналоговых доходов и конечных расходов субъектов Российской Федерации в общей сумме налоговых и неналоговых доходов и конечных расходов бюджетной системы России (консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов).


Рисунок 7- Доля налоговых и неналоговых доходов, а также расходов субнациональных бюджетов в доходах и расходах бюджетной системы Российской Федерации в 2007–2017 гг.

Из рис. 7 видно, что в 2014–2016 гг. происходила некоторая децентрализация налоговых и неналоговых доходов, при этом в 2016 г. было достигнуто максимальное соответствие между уровнями доходной и расходной децентрализации.

Однако по итогам 2017 г. вновь незначительно выросла степень централизации налоговых и неналоговых доходов, что сопровождалось некоторым ростом региональных расходных обязательств.

Так, доля налоговых и неналоговых доходов регионов в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы снизилась с 30,2% в 2016 г. до 30,0% в 2017 г., а доля региональных конечных расходов в расходах бюджетной системы за тот же период выросла с 30,0 до 32,0%. Рассмотрим более подробно доходную часть субнациональных бюджетов. Динамика основных компонентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации представлена в табл. 12. В правой части таблицы показан реальный прирост доходов.

Таблица 12

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

Показатели

Объем доходов, млрд.руб.

Реальный прирост %

2013

2014

2015

2016

2017

2014/2013

2015/2014

2016/2015

2017/2016

Доходы, всего

8165

8906

9308

9924

10758

-2,0

-7,4

1,2

5,8

В том числе налоговые доходы

5967

6493

6925

7574

8205

-2,3

-5,5

3,8

5,7

Налог на прибыль

1720

1964

2108

2279

2528

2,6

-5,0

2,6

8,2

НДФЛ

2499

2693

2808

3019

3252

-3,2

-7,7

2,0

5,1

Акцизы

491

480

487

662

612

-12,3

-10,2

29,1

-9,8

Налоги на имущество

901

957

1069

1117

1250

-4,5

-1,2

-0,8

9,2

Как видно из данных табл. 12, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 г. демонстрируют рост по отношению к уровню 2016 г. на 5,8% в реальном выражении.


Таким образом, в динамике региональных доходов с 2016 г. наблюдается повышательная тенденция.

Отметим существенный рост поступлений в реальном выражении по налогу на прибыль (8,2%), по налогам на совокупный доход (12,2%), по прочим доходам (18,7%).

Впервые за период 2013–2017 гг. увеличился реальный объем межбюджетных трансфертов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (на 5,3% к 2016 г.).

Вместе с тем имеет место сокращение поступлений от акцизов (на 9,8% в реальном выражении по сравнению с 2016 г.), однако в связи с невысокой долой акцизов в структуре субфедеральных бюджетов это снижение практически не отражается на динамике общего объема доходов.

Таблица 13

Группировка регионов России в зависимости от изменения основных видов налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ

Показатели

Изменение основных видов налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к предыдущему году

Рост более 25%

Рост от 10 до 25%

Рост менее 10%

Снижение менее чем на 10%

Снижение от 10 до 25%

Снижение более чем на 25%

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

В номинальном выражении

Налоговые и неналоговые доходы

5

5

47

16

26

48

5

13

0

3

2

0

Налог на прибыль

35

18

26

29

7

18

3

9

9

5

3

6

НДФЛ

1

1

11

9

72

69

2

5

0

1

0

0

В реальном выражении

Налоговые и неналоговые доходы

0

3

16

12

49

48

16

18

3

4

2

0

Налог на прибыль

29

18

23

22

11

24

8

8

8

7

6

6

НДФЛ

1

0

4

1

46

72

31

11

1

1

0

0