Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические основы исчисления и взимания НДФЛ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исчисления и взимания НДФЛ
1.1 Экономическая сущность применения налога на доходы физических лиц для граждан
1.2 Характеристика элементов налога на доходы физических лиц
Глава 2. Анализ механизма исчисления и взимания налога на доходы с физических лиц в ООО «Оазис»
2.1 Порядок исчисления, уплаты и отчетность по НДФЛ в ООО «ОАЗИС»
Справка 2-НДФЛ, являясь единственным отражением реального дохода гражданина, может подтверждать его платежеспособность в любых ситуациях, когда такое обоснование потребуется.
Справка 2-НДФЛ признается универсальным документом, потому что:
- с одной стороны, это форма отчета перед налоговыми органами;
- с другой – она входит в пакет документов, необходимых физлицу для представления по требованию различных учреждений, для обоснования дохода.
Бухгалтер ООО «ОАЗИС» самостоятельно заполняет и распечатывают ее по запросу физлица (сотрудника ООО «ОАЗИС»).
Справка может понадобиться в любую инстанцию, где требуются сведения о доходах. Например, оформляя заем в кредитной компании, обязательно вместе с заявкой на кредит подается справка 2-НДФЛ, в которой банк может увидеть платежеспособность будущего должника.
Организации передают налоговикам форму 2-НДФЛ, информация из которой позволяет определить зарплату, имеющиеся налоговые вычеты и произведенные удержания у конкретного работника. Такой документ оформляют на каждого работника. Справку подписывает руководитель или лицо, которому он поручил это делать.
Эта форма востребована во многих ситуациях. Ими могут быть:
- оформление кредита в банковском учреждении;
- получение вычета по НДФЛ при оплате учебы и дорогостоящего лечения, при покупке лекарств, приобретении недвижимости;
- трудоустройство на другую работу;
-расчет отпускных и больничных;
- оформление визы;
-покупка жилья по ипотеке.
Предприятие обязано подготовить справку, т. к. она является источником информации для налоговиков.
Приказ Налоговой службы России от 24 октября 2017 года № ММВ-7-11/820 ввёл для справки 2-НДФЛ новые коды с 2018 года. По доходам физлиц появилось 5 новых кодов, а по вычетам – один.
Так, для вычета по индивидуальному инвестиционному счету, с помощью которого человеку удалось заработать, теперь есть код 619. Что касается самого состава вычетов в НК РФ, то, новый вычет по НДФЛ в 2018 году не появится.
Таблица 11
По доходам новые коды следующие:
Код |
Что обозначает |
2013 |
Компенсации за неиспользованный отпуск |
2014 |
Выходное пособие/средний месячный заработок на период трудоустройства/компенсация руководителю, его заместителям и главбуху в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка |
2301 |
Штрафы и неустойки потребителю от организации на основании решения суда |
2611 |
Списанный безнадежный долг с баланса |
3021 |
Процент (купон) по обращающимся рублёвым облигациям отечественных компаний |
Справку заполняют, руководствуясь положениями гл. 23 НК и ст. 62 ТК. Для ее получения работнику нужно оформить заявление. Заверенную справку он должен получить по истечении не более 3 рабочих дней с даты подачи заявления. При неполучении справки в срок заявитель может оформить жалобу, направив ее в трудовую инспекцию, суд или прокуратуру.
По существующему законодательству отказ от выдачи справки считается нарушением. Большинство организаций выдают справку при увольнении работника.
Рассмотрим возможности получения справки при нетрадиционных ситуациях в ООО «ОАЗИС»:
- Если работник сменил несколько мест работы, а потом не может найти одну или несколько организаций, ему нужно получить сведения у налоговиков по месту проживания, оформив заявление в произвольной форме.
- Если фирма не существует, справку можно получить через личный кабинет по интернету с сайта ФНС.
- Если данные в ФНС отсутствуют, то при трудоустройстве в другую организацию можно написать заявление о невозможности получения справки из-за ликвидации фирмы. Тогда работодатель подает запрос в Пенсионный фонд и налоговикам о необходимости получения всех данных о зарплате поступающего сотрудника.
Справка НДФЛ позволяет налоговым органам проводить контроль соответствия удержанных и уплаченных налогов. Поэтому важно своевременно представлять 2-НДФЛ с указанием корректных данных. В противном случае налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.
Отчет 6-НДФЛ обязаны оформлять налоговые агенты по НДФЛ. Крайний день, когда инспекторы ФНС примут отчет, — последнее число месяца, идущего за отчетным периодом (ст. 230 НК РФ). Срок сдачи годовой формы отличается от обычной и установлен на 01 апреля года, следующего за отчетным. Если же час икс оказывается выходным или праздником, отчет можно сдать в следующий за ним ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Что касается срока сдачи расчета за 2017 год, крайняя дата переносится на 02.04.2018, т.к. 01.04.2018 – воскресенье.
Абсолютно новая 6-НДФЛ с 2018 года введена не будет, однако поправки в неё уже известны. Напомним, форма этого расчёта утверждена приказом ФНС от 14 октября 2015 года № ММВ-7-11/450.
Перечислим основные изменения 6-НДФЛ в 2018 году:
- титульный лист; в частности, штрих-код «15201027» изменён на «15202024»;
- крупнейшие налогоплательщики ИНН и КПП по месту нахождения организации приводят как в свидетельстве о постановке на учет по месту нахождения (5-й и 6-й разряд КПП – «01»);
- организация-правопреемник сдаёт расчёт в ИФНС по месту своего нахождения за последний период представления и уточненные расчёты за реорганизованную структуру (в форме присоединения/слияния/разделения/преобразования) с указанием на титульном листе в строке «по месту нахождения (учета) (код)» цифры «215»; при этом в верхней части титула нужно привести ИНН и КПП правопреемника;
- в строке «налоговый агент» указывают наименование реорганизованной организации или ее обособленной структуры.
Также Налоговая служба России подготовила изменения в бланк декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Он утвержден приказом ФНС от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/671. Судя по всему, обновлённый бланк 3-НДФЛ будет введен с 2018 года, в том числе для отчётности за 2017 год.
Таким образом, организация налогового учета в ООО «ОАЗИС» направлена на формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных обществом в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджеты различных уровней налогов и сборов.
2.2 Необходимость и предпосылки совершенствования механизма исчисления и взимания НДФЛ в налоговой практике Российской Федерации
Налоговая система Российской Федерации постоянно эволюционирует, а вместе с этим совершенствуется и механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, стараясь соответствовать направлениям эволюции бюджетно-налоговой политики. Несмотря на то, что этот налог давно существует и имеет богатую историю, он далёк от совершенства, поэтому необходимость его реформирования всегда будет остро обозначена, что также важно для улучшения системы налогообложения в целом.
Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов российского бюджета может быть значимее, если исключить из налогового законодательства определенные несоответствия научным основам налогообложения, неясности, противоречия, предоставляющие возможность налогоплательщикам уклоняться от уплаты налога и тормозящие эффективное осуществление администрирования налога на доходы физических лиц налоговыми органами.
Основные тенденции в отношениях между различными уровнями власти находят свое отражение в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. На рис. 20 представлены данные, отражающие долю налоговых и неналоговых доходов и конечных расходов субъектов Российской Федерации в общей сумме налоговых и неналоговых доходов и конечных расходов бюджетной системы России (консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов).
Рисунок 7- Доля налоговых и неналоговых доходов, а также расходов субнациональных бюджетов в доходах и расходах бюджетной системы Российской Федерации в 2007–2017 гг.
Из рис. 7 видно, что в 2014–2016 гг. происходила некоторая децентрализация налоговых и неналоговых доходов, при этом в 2016 г. было достигнуто максимальное соответствие между уровнями доходной и расходной децентрализации.
Однако по итогам 2017 г. вновь незначительно выросла степень централизации налоговых и неналоговых доходов, что сопровождалось некоторым ростом региональных расходных обязательств.
Так, доля налоговых и неналоговых доходов регионов в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы снизилась с 30,2% в 2016 г. до 30,0% в 2017 г., а доля региональных конечных расходов в расходах бюджетной системы за тот же период выросла с 30,0 до 32,0%. Рассмотрим более подробно доходную часть субнациональных бюджетов. Динамика основных компонентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации представлена в табл. 12. В правой части таблицы показан реальный прирост доходов.
Таблица 12
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ
Показатели |
Объем доходов, млрд.руб. |
Реальный прирост % |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2014/2013 |
2015/2014 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Доходы, всего |
8165 |
8906 |
9308 |
9924 |
10758 |
-2,0 |
-7,4 |
1,2 |
5,8 |
В том числе налоговые доходы |
5967 |
6493 |
6925 |
7574 |
8205 |
-2,3 |
-5,5 |
3,8 |
5,7 |
Налог на прибыль |
1720 |
1964 |
2108 |
2279 |
2528 |
2,6 |
-5,0 |
2,6 |
8,2 |
НДФЛ |
2499 |
2693 |
2808 |
3019 |
3252 |
-3,2 |
-7,7 |
2,0 |
5,1 |
Акцизы |
491 |
480 |
487 |
662 |
612 |
-12,3 |
-10,2 |
29,1 |
-9,8 |
Налоги на имущество |
901 |
957 |
1069 |
1117 |
1250 |
-4,5 |
-1,2 |
-0,8 |
9,2 |
Как видно из данных табл. 12, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 г. демонстрируют рост по отношению к уровню 2016 г. на 5,8% в реальном выражении.
Таким образом, в динамике региональных доходов с 2016 г. наблюдается повышательная тенденция.
Отметим существенный рост поступлений в реальном выражении по налогу на прибыль (8,2%), по налогам на совокупный доход (12,2%), по прочим доходам (18,7%).
Впервые за период 2013–2017 гг. увеличился реальный объем межбюджетных трансфертов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (на 5,3% к 2016 г.).
Вместе с тем имеет место сокращение поступлений от акцизов (на 9,8% в реальном выражении по сравнению с 2016 г.), однако в связи с невысокой долой акцизов в структуре субфедеральных бюджетов это снижение практически не отражается на динамике общего объема доходов.
Таблица 13
Группировка регионов России в зависимости от изменения основных видов налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
Показатели |
Изменение основных видов налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к предыдущему году |
|||||||||||
Рост более 25% |
Рост от 10 до 25% |
Рост менее 10% |
Снижение менее чем на 10% |
Снижение от 10 до 25% |
Снижение более чем на 25% |
|||||||
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|
В номинальном выражении |
||||||||||||
Налоговые и неналоговые доходы |
5 |
5 |
47 |
16 |
26 |
48 |
5 |
13 |
0 |
3 |
2 |
0 |
Налог на прибыль |
35 |
18 |
26 |
29 |
7 |
18 |
3 |
9 |
9 |
5 |
3 |
6 |
НДФЛ |
1 |
1 |
11 |
9 |
72 |
69 |
2 |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
В реальном выражении |
||||||||||||
Налоговые и неналоговые доходы |
0 |
3 |
16 |
12 |
49 |
48 |
16 |
18 |
3 |
4 |
2 |
0 |
Налог на прибыль |
29 |
18 |
23 |
22 |
11 |
24 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6 |
6 |
НДФЛ |
1 |
0 |
4 |
1 |
46 |
72 |
31 |
11 |
1 |
1 |
0 |
0 |