Файл: Исследование понятия социального обеспечения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) охрана социальных прав;

2) защита социальных прав[20].

Охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав.

Защита - принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Демографическая функция способствует стимулированию роста численности населения, воспроизводству здорового поколения и увеличения продолжительности жизни граждан. Она реализуется с помощью воздействия системы социального обеспечения на различные демографические процессы. Например, в случае если не будет совершенствоваться система социальной помощи семье с детьми, то это, безусловно, приведет к существенному снижению рождаемости в стране.

Главной задачей социально-реабилитационной функции социального обеспечения является восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. Данная функция предназначена для поддержания социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков, таких как инвалидность, старость, болезнь, безработица, бедность и т.д. Поддержка проявляется в предоставлении различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью реализации социально-реабилитационной функции социального обеспечения осуществляется реабилитационное направление, целью которого является восстановление полноценной жизнедеятельности человека.

2.2 Виды и формы социального обеспечения

В настоящее время в науке права социального обеспечения отсутствует единая классификация социально - обеспечительных явлений. Поэтому необходим поиск и выявление критерий классификации видов социального обеспечения с целью построения структуры, в наибольшей степени адекватной изучаемому объекту. Основаниями для классификации социально-обеспечительных явлений могут быть различные критерии: круг обеспечиваемых лиц; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; условия и размеры обеспечения субъектов; органы, предоставляющие обеспечение, и др. В соответствии с иным критерием выделены следующие, причем разновеликие, роды (надвидовая форма классификации, объединяющая в себе несколько видов) социального обеспечения:


1) социальное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) социальная поддержка;

4) социальная помощь;

5) социальное обслуживание[21].

Следует отметить, что каждый из выделенных родов социального обеспечения, кроме того, делится на виды, обладающие специальным правовым статусом: пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные выплаты, социальные услуги и т.д. Критериями внутриродового деления социального обеспечения стали юридический факт и конкретные материальные блага. Например, социальное страхование делится на: пенсию по старости; пенсию по инвалидности; пенсию по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности и т.д

По мнению ряда авторов необходимо выделение форм социального обеспечения с учетом:

1) круга обеспечиваемых субъектов;

2) оснований обеспечения, т.е. тех конкретных жизненных обстоятельств, с которыми связывается право на обеспечение;

3) видов обеспечения, т.е. форм предоставления нуждающимся средств к существованию либо иных социальных благ;

4) способов создания финансовой основы, аккумулирования финансовых средств, необходимых для предоставления обеспечения нуждающимся;

5) органов, предоставляющих обеспечение либо иным образом участвующих в нем[22].

Полагается, невозможно назвать какой- то один, определяющий критерий. Все они тесно связаны, и ни один из них в отрыве от остальных не может быть признан достаточным для классификации форм социального обеспечения.

На основании совокупности названных признаков, а также учитывая то обстоятельство, что негосударственное социальное обеспечение в настоящее время в России не достигло высокого уровня своего развития, можно выделить следующие виды социального обеспечения:

1) обязательное социальное страхование;

2) государственное социальное обеспечение за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы;

3) негосударственное социальное обеспечение.

В литературе встречаются и иные классификации форм социального обеспечения. Например, Е.Е. Мачульская, наряду с государственным страхованием и социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из бюджета, определяет такую самостоятельную форму социального обеспечения как государственная помощь (поддержка), предоставляемая лицам и семьям с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума)[23].


В отечественной правовой науке встречается так же следующее понимание видов социального обеспечения (рисунок 2).

Рисунок 2. Виды социального обеспечения

Так, можно выделить следующие виды социального обеспечения: пенсии, пособия и различные услуги. Пенсии в свою очередь различают трудовые (за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); социальные (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Пособия условно делятся на страховые (по болезни, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице, на санаторно-курортное лечение), социальные (на ребенка, не достигшим 16-ти лет, в связи с рождением ребенка; на погребение). Услуги выделяются следующие: медицинская помощь, стационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому.

Взгляды на систему социального обеспечения в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание[24].

Можно сказать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование, базу которого обычно составляют следующие элементы:

1) пенсионное страхование;

2) медицинское страхование;

3) страхование несчастных случаев на производстве;

4) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом:

1) охрана жизни;

2) медицинская помощь;

3) поддержка военным инвалидам;

4) спасение от стихийных бедствий;

Виды социального обеспечения можно разделить по их форме:

1) Денежная:

- все виды и разновидности пенсий;

- все виды и разновидности пособий.

2) Натуральная:

- содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов;

- санитарно-курортное лечение и иные виды медицинских услуг;

- предметы первой необходимости;

- компенсации (предоставление жилья, утраченного в связи со стихийным бедствием, радиационной катастрофой и др.);

- льготы, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и др. Таким образом, социальное обеспечение, осуществляя различные функции, воздействуя на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, должно выполнять главную задачу – создание достойных условий существования человека[25].


Таким образом, социальное обеспечение, осуществляя различные функции, воздействуя на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, должно выполнять главную задачу – создание достойных условий существования человека. Существуют различные виды социального обеспечения, наиболее распространенной и общепринятой является выделение следующих видов: обязательное социальное страхование; государственное социальное обеспечение за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы; негосударственное социальное обеспечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было определено понятие и сущность социального обеспечения; рассмотрена история становления и развития института социального обеспечения в России; рассмотрены функции и виды социального обеспечения.

Исходя из всего вышеизложенного, сделаем следующие ключевые выводы.

Понятие социального обеспечения в науке трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. По общему правилу под социальным обеспечением понимаются различные виды помощи общества своим членам. Как было сказано выше, дефиницию «социальное обеспечение» связывают с государственными мерами, охватывающими социальное страхование (т. е. системы, основанной на страховых взносах) и универсальные выплаты (т. е. пособия, финансируемые за счет налогов и выплачиваемые без проверки дохода и нуждаемости получателя).

В отличие от предыдущих этапов жизни, сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет таких источников, как государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Адресность социальных выплат является важнейшим принципом социальной работы, который предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Проявляется это в таких формах социальной защиты частного характера, как пенсионное обеспечение, медицинское страхование, социальное обслуживание. Это показывает, что в нашей стране создается многоуровневая система организации управления социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой. Ведущими организационно-правовыми формами служб занятости населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.


Выделяются пять основных функций социального обеспечения: экономическая; политическая; демографическая; социально-реабилитационная; защитная.

Проанализировав научную и учебную литературу, можно сказать, что более состоятельной является следующая классификация социального обеспечения:

1) социальное страхование;

2) государственное пенсионное страхование;

3) социальная поддержка;

4) социальная помощь;

5) социальное обслуживание.

Социальное обеспечение - это обобщающее понятие, совокупность предоставляемых материальных благ, которые являются различными видами социального обеспечения (денежные выплаты и натуральные виды соцобеспечения).

Все отношения в системе организации управления социальным обеспечением закрепляются и регулируются законами РФ. В целях регулирования уровня жизни населения, в современном этапе общественных отношений право социального обеспечения граждан постоянно усовершенствуется в виде введения новых отраслей социальной сферы, которые регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований.

На законодательство, в современной России возрастающее влияние оказывают международно-правовые акты по правам человека. Следуя Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Именно законодательное закрепление перечня социальных рисков дает возможность предоставить те или иные виды социального обеспечения.

В завершении следует отметить значимость, важность и приоритетность социального обеспечения среди других тем и событий, поскольку вопросы социального обеспечения наиболее распространены и требуют наискорейшего решения в реалиях сегодняшних дней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1998. - № 67.
  3. Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) // МБТ: в 2 т. (1918–1966; 1967–2002).
  4. О минимальных нормах социального обеспечения: конвенция МОТ № 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Междунар. конф. труда. 1919–1956. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. I. С. 1055–1086.
  5. Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» // Конвенции и рекомендации, принятые Междунар. конф. труда. 1957–1990. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. II. С. 1321–1329.
  6. Об обеспечении дохода: рекомендация МОТ № 67. Филадельфия. Принята в 1944 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Междунар. конф. труда. 1919–1956. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. I. С. 591–612
  7. О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: Конвенция МОТ № 128 // Конвенции и рекомендации, принятые Междунар. конф. труда. 1957– 1990. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. II. С. 1531– 1552;
  8. Об охране материнства: Конвенция МОТ № 103 (пересм. в 1952 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностр. государствами. М., 1960. Вып. XIX. С. 302–309;
  9. Конвенции и рекомендации, принятые Междунар. конф. труда. 1957–1990. Женева: Междунар. бюро труда, 1991. Т. II. С. 2031–2035;
  10. О пожилых трудящихся: рекомендация МОТ № 162 // Там же. С. 1927–1934.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая: Федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. – Ст. 3301.
  12. Кодекс об административных правонарушениях: Федер. закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ// Российская газета. 2001. - № 256
  13. Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. - № 256.
  14. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ// Российская газета. 2001. - № 247.
  15. О страховых пенсиях: Федер. закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52. - ст. 6965.
  16. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федер. закон от 29.12.2006 № 255- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1 (1 ч.). - ст. 18
  17. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - № 29. - ст. 3686
  18. О государственной социальной помощи: Федер. закон Рос. Федерации от 17 июня 1999 г. № 178-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, - ст. 3699;
  19. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ // Там же. 1995. № 48, ст. 4563;
  20. О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: Федер. закон Рос. Федерации от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ // Рос. газета. 2012. 7 дек.;