Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
1.2 История становления и развития социального обеспечения в России
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Функции социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обуславливается тем, что одной из важнейших проблем в жизни государства и общества остается социальное обеспечение населения. Для каждого человека социальное обеспечение важно потому, что оно связано с основным, фундаментальным правом человека – правом на жизнь. Реализация права на жизнь обеспечивается системой других прав, принадлежащих человеку, в том числе правом на социальное обеспечение. Государство, которое обеспечивает достойный уровень жизни населения, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.
В научной и учебной литературе не сложилось единого мнения по определению понятия «социальное обеспечение». Ситуацию осложняет и то, что в законодательстве используются различные термины: «социальная защита», «социальная политика», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др. В соответствии с вышеизложенным данная тема представляется весьма актуальной для исследования.
Цель работы – исследовать понятие социального обеспечения.
Исходя из цели, выделяются следующие задачи:
- Определить понятие и сущность социального обеспечения;
- Изучить историю становления и развития института социального обеспечения в России;
- Выявить функции социального обеспечения;
- Проанализировать виды социального обеспечения.
Теоретической основой работы послужили труды таких ученых как А.В. Малько, В.П. Галаганов, А.Л. Благодир, В.Е. Сидоров, М.В. Лушникова, А.М. Лушников, Р. А. Курбанов, К. К. Гасанов и др. На диссертационном уровне вопросы системы права социального обеспечения исследует А.Л. Благодир. Основным векторам и проблемам развития социального законодательства посвящена монография Т.Я. Хабриевой.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что проведенное исследование представляет интерес для дальнейших исследований вопросов, касающихся понятия социального беспечения.
В процессе написания работы применялись такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукции, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, системный, логический и другие.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
С тем, чтобы изучить и понять суть, смысл, содержание, цели и задачи социального обеспечения России, необходимо определиться в самом понятии «социальное обеспечение». Эта категория является сложным феноменом, в связи с чем она трактуется специалистами различных отраслей знаний по-разному.
Существует мнение, что термин «социальное обеспечение» получил распространение в 1948 г. после принятия ООН Всеобщей декларации прав и свобод человека. Но есть и другое мнение, согласно которому впервые термин был использован в 1935 г. в законе США «О социальной безопасности», который стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным.
Обращаясь к международному опыту, можно заметить, что все конвенции и рекомендации о социальном обеспечении представляются в двух аспектах[1].
Первый блок документов международного уровня составили конвенции, имеющие универсальное значение. Так, в основе Конвенции № 102[2] (принята МОТ в 1952 г.) заложена концепция социального обеспечения, провозглашающая право всех граждан на социальную помощь вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. Она включает девять направлений, по которым эта помощь должна оказываться: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца.
Другой документ – Конвенция № 117[3] (принята МОТ в 1962 г.). Она провозгласила цели и нормы социальной политики, которые следует рассматривать в рамках комплексной системы социального обеспечения, направленной на удовлетворение реальных жизненных потребностей людей, с учетом уровня прожиточного минимума: человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Для характеристики системы социального обеспечения имеет значение и Рекомендация № 67[4] (принята МОТ в 1994 г.), которая обращает внимание разных субъектов государственного и негосударственного уровней на обеспечение доходов граждан и членов их семей. По мнению Г.С, Лаптева, конвенции и рекомендации международного уровня, в которых определены характерные особенности системы социального обеспечения, претендуют на системное представление и комплексный анализ[5].
В современный период, особенно в отечественной правовой теории и практике, категория «социальное обеспечение» характеризуется как особая форма распределительных отношений[6]. Кроме того, отмечается, что «социальное обеспечение» – это функция государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения[7].
Некоторые отечественные авторы полагают, что «социальное обеспечение» – это правовая категория, означающая субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц и др[8].
Появление значительного числа определений социального обеспечения в отечественной научной литературе привело к необходимости их систематизации. В первую очередь, и это мы уже отметили, понятие «социальное обеспечение» рассматривается как «система распределительных отношений, где ее относят ко всей совокупности общественных отношений, складывающихся по поводу распределения внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода».
Во втором варианте определения опять тот же контекст и указания на то, что «данная категория обозначает один из возможных способов распределения части валового внутреннего продукта путем представления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса»[9].
И, наконец, существует мнение, что это форма выражения социальной политики государства.
Стоит отметить, что приведён не полный спектр представлений о сущности данной категории. Важно сказать, что противоречия при характеристике понятия «социальное обеспечение» практически отсутствуют, чаще всего наблюдаются сходные позиции.
Интерес представляет рассмотрение содержания понятия «социальное обеспечение», и соотношение данного термина с понятием «социальное право».
А.М. и М.В. Лушниковы, говоря о феномене социального права и многообразии его понимания, выделяют четыре основных направления в историческом обосновании социального права. Предпримем попытку систематизировать взгляды современных исследователей социального права, основываясь, в частности, на трех сформулированных этими учеными теоретических подходах[10].
Первый подход в понимании социального права как «всеобъемлющей категории права», как «права интеграции» (основоположниками и сторонниками которого являются немецкий юрист Г. Еллинек, Л.И. Петражицкий, Г.Д. Гурвич) основывается на понимании права в социальном аспекте, на понимании «чистого социального права» как основы для всех остальных видов социального права, которое («чистое социальное право»), в свою очередь, должно выступать по отношению к праву, исходящему от государства, как юридический противовес.
Данное понимание социального права пересекается с современным пониманием права и социального развития в концепции новой гуманистической иерархии ценностей, а также с пониманием социального права в контексте общетеоретической доктрины прав человека, в силу которой в системе правовой науки выделяются его социальные права.
В обществе часть социальных притязаний выражается в виде требований правосознания и приобретают «облик правовых требований». В этом смысле правовые требования непосредственно составляют содержание естественного права. Проблема закрепления в праве социальных притязаний личности имеет непосредственное отношение к общетеоретической доктрине прав человека, в силу которой в системе правовой науки выделяются его социальные права.
Второе направление понимания социального права связано с трактовкой его как сферы пересечения частного и публичного права, их взаимодействия, как раз и порождающего третий вид права – социального права (позиция немецкого правоведа и теоретика трудового права Г. Зинцгеймер), обладающего совершенно оригинальной структурой.
Справедливость этих выводов находим в современных взглядах теоретиков права относительно формирования и развития социального законодательства:
- право на настоящей ступени своего гуманитарного развития является важнейшим стабилизационным фактором, который обеспечивает гармонизацию частных, общественных и публичных интересов, и представляет собой инструмент модернизации общественной сферы в соответствии с новейшими ценностными ориентирами;
- необходимость переноса центра тяжести социальной деятельности государства с вспомоществования на формирование системы условий в виде правовых и организационных механизмов для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение;
- поиск решений по модернизации социальной сферы должен идти в направлении использования гибких институционально-правовых форм с участием государства, местного самоуправления, структур гражданского общества и бизнеса. В связи с этим необходимо предпринимать дальнейшие меры по развитию государственно-частного и государственно-общественного партнерства в социальной сфере[11].
Анализируя влияние развития социального законодательства на право социального обеспечения следует отметить следующую тенденцию. Данное влияние прослеживается в последовательном расширении способов регулирования за счет частноправовых конструкций, а также саморегуляционных механизмов, пополняясь новым, непривычным для права социального обеспечения инструментарием, все больше характеризующимся сочетанием публичноправовых и частноправовых начал, подвижностью границ государственного регулирования.
С другой стороны, социальное право как комплексная отрасль законодательства заимствует конструкцию «социальных обязательств», и исследование данной категории, ее правовой природы, должно помочь в переосмыслении понятия социального обеспечения, в целом.
Третье направление в понимании социального права связано с определением социального права как комплекса издаваемых государством законов, которые защищают население и в этом смысле, концепция социального права сформулирована с точки зрения социальной политики государства и призвана обеспечить решение «социального вопроса». При таком подходе социальное право, во-первых, рассматривается в рамках полицейского, позднее административного права, а во-вторых, как комплекс различных отраслей права, которые обеспечивают решение социального вопроса.
По словам современных специалистов теории государства и права, «сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, – скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность». Именно этот критерий определяет степень «социальности» современного социального государства». Современный этап знаменует совершенно новый этап развития государства, следующий за патерналистским социальным государством и отвечающий реалиям нового времени.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Под социальным обеспечением понимается различные виды помощи общества своим членам. Социальное право – это надотраслевое комплексное правовое образование, объединяющее нормы различных отраслей права (в первую очередь, права социального обеспечения и трудового права), которое можно рассматривать, в частности, с позиции комплексной отрасли законодательства, которому присущ особый механизм правового регулирования, характеризующийся сочетанием публично-частных начал. Основная цель социального законодательства видится в сочетании интересов личности и государства при выработке и осуществлении социальной политики государства – категории, содержащей базисные, теоретические представления о деятельности государства в сфере социальной защиты человека, однако категории, отнюдь не правовой.