Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
1.2 История становления и развития социального обеспечения в России
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Функции социального обеспечения
1.2 История становления и развития социального обеспечения в России
Понимание сущности и основ социального обеспечения было бы неполным без обращения к истории становления и развития данного института в России.
Первым славянским законом, закрепляющим подобие социальной программы можно назвать «Русскую Правду» Князя Ярослава. В последующем Владимир Мономах уделял особое внимание бедным и убогим. В те времена организуемая государством система помощи неимущим, как проявление обязанности власти заботиться о своих гражданах называлась общественным призрением[12].
С укреплением государства в развитии общественного призрения стали более чётко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. В первом продолжались традиции Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе направление отличалось усилением организующего начала, совершенствованием форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.
В историческом развитии, касаемо нашей темы, интересен Указ Ивана IV Грозного «О милостыне». В данном указе важной и неотложной мерой ставилась задача выявления во всех городах «престарелых и прокажённых», строительство для них богаделен, обеспечение их одеждой[13]. Пётр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 года было решено всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни, а так же выдавать им пожизненное содержание.
Большое значение в развитие института внесла Екатерина II Манифестом от 1 сентября 1763 года «Об учреждении Воспитательных домов». В нём отмечалось, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 году «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий[14].
Уставом о пенсиях и единовременных пособиях 1827 года крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины назначались пенсии, размер которой устанавливался единоличным решением царя.
Конец XIX века ознаменуется тем, что социальное обеспечение работников по наемному труду начинает основываться на правовых нормах, закрепляемых государством. В качестве одного из способов его организации вводится государственное социальное страхование наёмных работников. В последующем формируются национальные системы социального обеспечения, которые уже охватывают всё население и гарантируют социальную помощь вне зависимости от уплаты страховых взносов.
В Российской империи государственная система социального обеспечения как таковая отсутствовала, поэтому основной формой поддержки рабочих являлась так называемая взаимопомощь. Она оказывалась за счёт средств касс взаимопомощи на казённых горных заводах, созданных в соответствии с Законом от 8 марта 1861 года. Под напором классовой борьбы 15 мая 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность. 2 июня 1903 года принимается Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев[15].
Становление современной модели социального обеспечения в России начинается после победы Октябрьской революции 1917 года.
Во время НЭПа осуществился переход от системы единого и равного для всех граждан социального обеспечения к системе разных форм обеспечения для различных социальных групп.
В 30-е гг. уже происходит переориентация в деятельности социального обеспечения. Основная задача социального обеспечения в эти годы стала - работа по трудоустройству и обучению инвалидов.
Однако социальное обеспечение имело много противоречий. Государство создавало новую систему помощи, но при этом отвергала методы социальной поддержки прошлых лет, которые давали хороший результат. Законодательная база в сфере социального обеспечения также не имела точной и конкретной структуры.
Так, социальное обеспечение в условиях новой экономической политики стало охватывать различные сферы жизнедеятельности общества. Однако, оценивая политику советского социального обеспечения, нельзя не заметить ее серьезные недостатки. Огосударствление социального обеспечения сопровождалось неоправданной ликвидацией давно возникших и приносивших большую пользу благотворительных обществ «старой» России и лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи нуждавшимся.
Общественное призрение перешло в социальное обеспечение. Государство было не в силах обеспечивать все группы нуждающихся. Тем самым были утрачены многие формы и виды социальной поддержки, что привело к ухудшению жизни людей. Но, несмотря на все противоречия и недостатки социального обеспечения в условиях НЭПа, сама система помощи начала усиленно развиваться, произошел переход к системе разных форм обеспечения.
Первый этап в истории развития советского законодательства о социальном обеспечении завершается с принятием в 1936 году Конституции СССР. Итогом функционирования в СССР государственной системы социального обеспечения стало закрепление в ст. 120 Конституции права граждан на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности. В 1937 году советское государство полностью взяло на себя финансирование сферы здравоохранения.
После войны с фашистами приобретают приоритет вопросы повышения эффективности социального обеспечения инвалидов Отечественной войны, а так же семей погибших военнослужащих.
К середине 60-х годов всё более необходимой потребностью является унификация законодательства о социальном обеспечении, прежде всего пенсионного, и законодательства о социальном страховании. В связи с этим в 70-80-х годах принимается множество нормативных актов, направленных на повышение уровня социального обеспечения в целом и отдельных его видов: предоставляются дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом; повышаются нормы расходов на питание детей; улучшается здравоохранение. Продолжает совершенствоваться и система пенсионного обеспечения: повышаются минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов. Так, к концу 80-х годов в СССР в основном завершилось формирование государственной системы социального обеспечения, как и системы здравоохранения[16].
7 октября 1977 года принимается Конституция СССР как итог развития советского законодательства. Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин (ст. 35); право граждан на охрану здоровья (ст. 42); право на материальное обеспечение (ст. 43) и осуществление заботы государства о семье (ст. 53).
В СССР была создана четко функционирующая система социального обеспечения осуществляющаяся в следующих организационно-правовых формах:
- государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей;
- социальное страхование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социального страхования;
- социальное обеспечение колхозников за счёт централизованного союзного фонда «Социальное обеспечение колхозников»;
- социальное обеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнований государственного бюджета;
- дополнительные формы cоциального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.)[17].
Таким образом, система социального обеспечения прошла долгий путь и претерпела множество изменений, прежде чем приняла привычный для нас вид: сегодня каждый житель вправе претендовать на бесплатную поддержку своей жизнедеятельности со стороны государства. Система социального обеспечения в России общедоступна и охватывает все слои населения, является адресной и разветвленной. Следует так же отметить недостатки, которые несет за собой обеспечение граждан пособиями. Прежде всего, это недостаток объёмов ресурсов, направляемых на социальное обеспечение. Связано это с тем, что размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Современная система социального обслуживания как один из основных элементов социального обеспечения не развивается из-за нехватки финансовых ресурсов. В современных условиях жизнедеятельности граждан Российской Федерации, по сравнению с предыдущими периодами, социальное обеспечение признается важнейшей функцией государства.
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Функции социального обеспечения
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.
В теории права ученые сходятся в том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью[18]. Из приведенного понятия видно, что основообразующим стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности формулируются исходя из целей социальной политики российского гоударства.
В правовой литературе выделяют пять основных функций социального обеспечения:
1) экономическая;
2) политическая;
3) демографическая;
4) социально-реабилитационная (рисунок 1).
Некоторые исследователи права социального обеспечения так же выделяют защитную функцию[19].
Рассмотрим вышеназванные функции подробнее и раскроем их сущность.
Рисунок 1. Функции социального обеспечения
Одной из важнейших является экономическая функция социального обеспечения. Она заключается в оказании материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и др. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальный благ, таких как пособия, пенсии, компенсации и др., взамен утраченного заработка.
Политическая функция социального обеспечения направлена на поддержание стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения, ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.
Россия закрепляет свое положение как социального государства статьей 7 Конституции РФ, констатируя тот факт, что политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина Российской Федерации. В зависимости от того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. В настоящее время социальная напряженность в России свидетельствует лишь о том, что состояние системы социального обеспечения населения не отвечает потребностям общества.
Защитная функция социального обеспечения представляет собой защиту общества в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и др.), что является основным назначением социального обеспечения.
В социальном обеспечении имеют место два различных защитных явления: