Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице(Понятие и признаки статуса безработного).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы, предоставление гражданам возможностей зарабатывать средства к существованию, которые позволяют им жить достойно. Данные гарантии конкретизируются в ФЗ «О занятости населения РФ»

Основные гарантии социально-правовой поддержки граждан предоставляет Закон РФ «О занятости населения РФ», в котором содержатся нормы гарантий государства право на труд, социальную защиту и компенсацию. Гарантии в первую очередь направлены на защиту прав - права на труд.

Сегодня экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Пособие по безработице — периодическая (ежемесячная) денежная выплата с целью материальной поддержки безработных за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

Согласно ст. 7 Конституции Россия - социальное государство, одной из важнейших задач которого является социальная защита, обеспечение условий для достойной жизни граждан. Поэтому при потере гражданами работы государство берет на себя обязательство оказывать соответствующую социальную помощь. Одной из форм социальной поддержки граждан, признанных безработным по закону, является пособие по безработице. Это денежная сумма, которая периодически выплачивается из соответствующего государственного фонда.

Этот вид социальной поддержки безработных был введен еще в СССР в 20-е гг. В последующем, когда в стране развернулись стройки первой пятилетки, потребовавшие большое количество рабочей силы, безработица была ликвидирована. В 1930 году была закрыта последняя биржа труда, с ее закрытием прекратили и выплату пособий. С переходом в 90-е годы российского общества к рыночной экономике, с тем, что предложения рабочей силы превышали их спрос и возможность трудоустройства граждан, в стране вновь встала проблема занятости, и вновь вернулись к введению пособия как социальной поддержки безработных.

В принятом в апреле 1991 года Законе РФ № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), определены понятие безработного, условия получения пособия по безработице, его размер.


Объектом исследования является правоотношения связанные с назначением пособия по безработице

Предметом исследования является общественные отношения в сфере социального обеспечения безработных граждан.

Цель курсовой работы – анализ понятия и условий назначения пособия по безработице как меры социального обеспчения граждан.

Достижение цели осуществляется с помощью ряда задач:

- раскрыть понятие и признаки статуса безработного

- определить механизм признания правового статуса безработного

- Охарактеризовать понятие и условия назначения пособия по безработице;

- проанализировать размеры пособия по безработице и условия от которых он зависит;

В работе использованы такие методы: сравнительно-правовой, статистический метод, метод анализа и синтеза.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Общая характеристика статуса безработного в РФ

1.1 Понятие и признаки статуса безработного

Право человека на труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Согласно Основному закону нашей страны труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[1].

Для того, чтобы более полно провести исследование, необходимо очертить круг основных понятий и определений, связанных с ним. В первую очередь необходимо обратить внимание на термин безработица, так как именно это явление порождает категорию безработных граждан, с которыми Государственные службы занятости непосредственно имеют дело. Обозначить кто такие «безработные» граждане, как трактуются понятия «занятые» и «незанятые» граждане в официальных правовых документах.

Понятие безработица имеет множество различных трактовок и характеристик. Но в данном вопросе следует руководствоваться определениями и научными трактовками безработицы, которые содержатся в официальных документах Российского Трудового законодательства и в международных документах учреждений ООН, например, Международная организация труда, с ее органом Международным бюро труда и документы Международной конференции статистиков труда. Парламенты стран, ратифицирующие конвенции, рекомендации Международной организации труда, определяют их составной частью национального трудового законодательства.


В нашем государстве в сфере занятости определяющим нормативно - правовым актом является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1. Этот закон предопределяет правовые, организационные, экономические основы государственной политики содействия занятости населения, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальную защиту от безработицы.

В соответствие со статьей 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации» понятие безработица трактуется как сложное социально - экономическое явление, не дающее экономически активному населению, стремящемуся работать на условиях найма, либо на условиях создания своего дела, реализовать рабочую силу так как отсутствуют подходящие рабочие места, вследствие чего нет основного дохода[2].

Безработица в Международной организации труда определяется как потеря заработков, по причине связанной с тем, что человек, ищущий работу, готовый и способный трудиться не может получить подходящую должность. Безработные трактуются как лица, находящиеся в возрасте 15 - 72 года, то есть в возрасте экономической активности населения, в течение определенного времени не участвующие в общественном производстве и соответствующие критериям: это отсутствие работы, ищут работу в течение четырех недель, предшествующих недели обследования, используя различные варианты, могут и хотят начать работать в течение двух недель с начала проведения обследования[3].

Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый». В соответствии со статьей 1 закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятость характеризуется как деятельность граждан, удовлетворяющая личные и общественные потребности, приносящая трудовой доход и заработок, не противоречащая законам российской Федерации.

Основываясь на законе «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым гражданам можно отнести граждан, работающих по найму или имеющих другую оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства. Также к занятым можно отнести предпринимателей, фермеров, членов производственных кооперативов, лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность. Занятыми считаются трудоспособные граждане, учащиеся в общеобразовательных школах, профессионально - технических училищах, очно обучающиеся в средних специальных, высших и прочих учебных учреждениях, сюда же относятся лица, проходящие обучение по направлению службы занятости населения. Граждане, проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних войсках, в органах внутренних дел и в органах государственной безопасности также относятся к занятым. Касается это лиц, назначенных, избранных и утвержденных на оплачиваемую должность. Также представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.


Согласно Конституции Российской Федерации гарантирована добровольность труда, гражданин имеет право работать или не работать, может выбирать ритм, объем труда и нагрузку. Поэтому наряду с определением тех, кто относится к занятым, необходимо определить тех лиц, которые являются незанятыми.

Незанятые - граждане трудоспособного возраста и старше, не имеющие работы. Они делятся на безработных, которые в силу разных причин потеряли работу, тем не менее ищут ее, и незанятые, которые даже не пытаются найти работу[4].

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней[5].

Как отмечает безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными: 1) достижение 16 летнего возраста; 2) отсутствие работы и заработка; 3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; 4) отсутствие подходящей работы; 5) поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней[6].

При этом он приобретает правовой статус гражданина - это совокупность его прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

Таким образом, гражданин, признанный в установленном порядке безработным в Российской Федерации, приобретает дополнительные как права, так и обязанности, которые ему неукоснительно необходимо исполнять, чтобы непотерять сам статус «безработного» и те льготы, которые ему предоставляются.

Исходя из определения, данного в ст. 3, можно выделить следующие признаки безработного гражданина, определяющие его статус, к этим признакам относятся: трудоспособность, т.е. способность по возрасту и состоянию здоровья, уровню образования выполнять ту или иную работу; отсутствие работы, под которой подразумевается то, что гражданин не состоит в трудовых отношениях; отсутствие заработка; регистрация в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы; гражданин готов приступить к работе.


1.2 Механизм признания правового статуса безработного

Порядок регистрации и получения статуса безработного определяется постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», содержит несколько этапов.

На первом этапе происходит первичная регистрация безработных граждан, проводится для учета общей численности безработных, которые обратились в центр занятости с целью консультирования. В регистрационные документы заносятся анкетные данные клиентов, профессия, причины, почему обратились в Центр занятости населения[7].

Второй этап представляет собой регистрацию в целях поиска подходящей работы. Согласно статье 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей работой определяют работу, соответствующую профессиональной пригодности работника, учитывая его профессиональную подготовку, условия предыдущего места работы, здоровья и доступности транспорта[8].

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы проводится Центром занятости населения с момента их обращения со всеми обязательными для этого случая документами.

Безработные граждане предъявляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке за последние 3 месяца, паспорт или другой документ, подтверждающий личность, а также трудовую книжку или другие документы, которыми возможно подтвердить трудовой стаж, и документы о профессиональной квалификации. Инвалиды помимо всего этого должны предоставить трудовую рекомендацию и предъявить индивидуальную программу реабилитации.

Работники Центра занятости населения в период 10 дней со дня регистрации граждан обязаны по возможности предложить клиенту пару вариантов подходящей работы, в том числе работу временного характера. Безработным гражданам впервые обратившимся в службу занятости без профессии, сотрудник учреждения должен предложить пару вариантов профессиональной подготовки либо оплачиваемой работы.

В целях содействия в трудоустройстве клиент центра занятости населения и сотрудник разрабатывают план самостоятельного поиска работы. В том случае, когда не представляется возможным подобрать подходящую вакансию безработному, предлагают профессиональную подготовку или переподготовку. В индивидуальном порядке клиентам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.