Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице(Понятие и признаки статуса безработного).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика статуса безработного в РФ
1.1 Понятие и признаки статуса безработного
1.2 Механизм признания правового статуса безработного
Глава 2. Характеристика понятия и условий назначения пособия по безработице
2.1 Понятие и условия назначения пособия по безработице
2.2 Характеристика размера и порядка выплаты пособия по безработице
Следующий или третий этап - это регистрация граждан в качестве безработных, который происходит на основании решения центра занятости населения о признании гражданина безработным. Принятие решения происходит не позже 11 календарных дней с момента регистрации клиента в целях поиска подходящей работы. Дата регистрации гражданина в качестве безработного происходит с того момента, когда принимается решение службы занятости о признании его безработным. Гражданам, которые получили отказ в регистрации в качестве безработных, вправе обратиться повторно. Гражданин вправе обратиться в установленном порядке с иском в суд, если не согласен с решением центра занятости.
Дальнейший или четвертый этап включает в себя перерегистрацию безработных граждан. Клиенты центра занятости должны два раза в месяц проходить перерегистрацию. Безработные должны активно содействовать своему трудоустройству, сохранять и выдерживать порядок и условия регистрации, ставить в известность центр занятости в случае поиска работы.
Заключительный или пятый этап - это снятие граждан с регистрационного учета в качестве безработных и лишение его данного статуса. Производится данный этап в ситуации, когда гражданин в связи с трудовым законодательством признан занятым, в случае прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению центра занятости с выплачиваемой стипендией. Снятие безработных с регистрационного учета происходит в ситуации, если гражданин не приходит в период 10 дней со дня регистрации в качестве безработного, в случае неявки без уважительной причины в центр занятости, если переезжает в другую местность, при назначении гражданину пенсии по старости либо за выслугу лет[9].
Но следует подчеркнуть, что далеко не все граждане могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. Это определенные категории:
1.лица, не достигшие 16 - летнего возраста;
2.лица, с назначенной пенсией по старости, за выслугу лет, на основании пенсионного законодательства РФ;
3.лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы, в том числе временного характера, в период 10 дней со дня регистрации в центре занятости. Лица, не имеющие профессии, отказавшиеся дважды от получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, в том числе временной.
4.лица, не появившиеся без уважительных причин в период десяти дней с момента их регистрации в целях поиска подходящей работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;
5.лица, решением суда осужденные к исправительным работам и осужденные к наказанию в виде лишения свободы;
6. лица, предоставившие документы, содержащие недостоверные сведения о том, что отсутствует работа и заработок и лица, представившие иную недостоверную информацию для того, чтобы их признали безработными.
Глава 2. Характеристика понятия и условий назначения пособия по безработице
2.1 Понятие и условия назначения пособия по безработице
Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы, предоставление гражданам возможностей зарабатывать средства к существованию, которые позволяют им жить достойно. Данные гарантии конкретизируются в ФЗ «О занятости населения РФ»
Основные гарантии социально-правовой поддержки граждан предоставляет Закон РФ «О занятости населения РФ», в котором содержатся нормы гарантий государства право на труд, социальную защиту и компенсацию. Гарантии в первую очередь направлены на защиту прав - права на труд.
Сегодня экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.
Пособие по безработице — периодическая (ежемесячная) денежная выплата с целью материальной поддержки безработных за счет средств, специально предназначенных на эти цели.
Право на получение пособия по безработице предоставляется гражданам, которые имеют официальный статус безработного. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Пособие по безработице устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам:
- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
-стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
- уволенным из организаций по собственному желанию;
-уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
-уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
-направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.
Условия и сроки выплаты пособия по безработице:
-пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
-решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным;
-пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода;
- каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2.2 Характеристика размера и порядка выплаты пособия по безработице
Выплата пособия по безработице регулируется федеральным законом. Согласно которому, размер пособия по минимуму и максимуму устанавливается ежегодно Правительством РФ. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы и существует порядок их назначения и выплат.
Как показывают данные, на 2018г. установлен такой же показатель как в 2009г. За прошедшие 13 лет с 2005 по 2018гг. показатели минимума и максимума размеров пособий индексировались 2 раза, по отношению, к размеру, установленному в 2005г.
Данные по размерам пособий по безработице в РФ с 2005 по 2018гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изменение размеров пособий по безработице в РФ с 2005 по 2019гг.
Период |
2005-2007 |
2008 |
2009-2018 |
2019 |
||||
Размер, р. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
||
720 |
2880 |
781 |
3124 |
850 |
4900 |
1500 |
8000 |
Минимальный размер пособия изменился за этот период незначительно с 720 р. в 2005г. до 850р. В 2018г. он повысился на 130р., или на 18%, при этом курс национальной валюты и соответственно размер инфляции за указанный период обесценил российский рубль более чем в два раза, то есть на 100%. Вследствие чего размер пособия не может покрыть даже минимальные потребности человека, так как покупательская способность рубля также сильно упала.
Что касается перспектив, то предполагается, что в ближайшем будущем, в 2019 и в 2020гг. пособие для безработных в РФ может увеличиться и этому может помочь Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». На финансирование программы запланировано в 2018 году 68,8934739 млрд.р., в 2019 году 71,1529271 млрд.р., в 2020 году 73,402406 млрд.р.
Выплата пособия безработному, уволенному по любым основаниям, устанавливается в процентном соотношении, это среднемесячный заработок за последний три месяца на последнем месте работы. При раскладе, что в течении двенадцати месяцев перед безработицей, гражданин имел не менее двадцати шести календарных недель работал полным рабочим днем или полной рабочей неделей, либо был не полный рабочий день или неделя, но с перерасчетом на двадцать шесть календарных недель с полным рабочим днем или неделей.
Начисление пособия в процентах, на основании установленных правил в статье 33 Закона о занятости населения в РФ, осуществляется данным образом:
- начальные три месяца в процентном соотношении семидесяти пяти процентов от их заработной платой, получаемой последние три месяца на последнем рабочем месте;
- последующие четыре месяца около шестидесяти процентов от той же заработной платы;
- и в дальнейшем в размере сорока пяти процентов
Следует подчеркнуть, что постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)[10]
В статье 34 ФЗ «» О занятости населения РФ устанавливаются размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан:
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:
- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
-во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Также в ст. 34.1. предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В частности, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с с. 34.1 пунктами 2 и 3, в частности:
Рисунок 1. Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
При этом в статье 31 в Законе о занятости населения, в которой регламентируются общие условия и сроки выплаты по безработице, однако в статье 32 ничего не говорится о размере пособия во вторичном периоде. Исходя из этого, приходим к единому мнению, получилось, что во вторичном периоде после шестимесячного периода пособие будет составлять сорок пять процентов от среднего заработку по последнему месту работы.