Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ещё одной проблемой кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок является необходимость постоянного повышения заказчиком своего профессионального уровня. В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников при условии выполнения ими определённых видов деятельности [1].
При этом работодатель обязан создать обучающимся работникам необходимые условия для совмещения работы с получением образования. Получается, что если работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо пройти дополнительное профессиональное обучение, то учреждение издаёт соответствующий приказ, заключает договор с образовательной организацией, оплачивает обучение и оформляет работнику служебную командировку. То есть все расходы, связанные с повышением заказчиком своего профессионального уровня, возлагаются на работодателя.
Таким образом, деятельность в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок требует профессиональной подготовки заказчиков, непрерывного повышения уровня их компетентности и профессионализма [8].
3. Пути решения проблем в области кадрового обеспечения контрактной системы
ФЗ № 44, провозглашая принцип профессионализма, указывает, что заказчик должен быть квалифицированным специалистом в сфере закупок, но не закрепляет конкретных требований к нему.
В связи с этим представляется необходимым доработать нормы ФЗ № 44, устанавливая более чёткие требования к заказчикам. Кроме того, необходимо разработать образовательные и профессиональные стандарты подготовки специалистов в области закупок для государственных и муниципальных нужд.
Наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, стало бы создание в юридических вузах РФ специальностей в сфере государственных и муниципальных закупок либо отдельных кафедр этого направления на юридических факультетах вузов нашей страны. Будущий сотрудник более
глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска сможет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства РФ в сфере закупок.
Во всех экономически развитых странах подобные системы в сфере закупок есть и функционируют уже многие десятилетия. Существуют разные подходы и местные нюансы, но необходимость четкой и эффективной регламентации всех этапов удовлетворения государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день очевидна [3].
Так же необходимо законодательно прописать требования к регламенту обучения и уровню профессионального образования контрактных управляющих, создать перечень учебных центров, способных обучать специалистов в сфере госзакупок. Важно определить, за счет каких средств должно проходить обучение. Но это только те меры, что необходимы для того, чтобы не было неопределенности у руководителей организации и у самих контрактных управляющих. Для решения же кадровой проблемы в целом этого недостаточно.
Очевидно, что необходимым фактором решения проблемы кадров должно быть повышение престижа должности контрактных управляющих. Общая практика показывает, что контрактными управляющими назначаются лица из числа работников организации-заказчика, часто против их желания. Очевидно, что у них отсутствует стимул качественного выполнения работы, они выполняют се с минимальными рисками, часто не в угоду качеству закупаемого товара, поскольку оно во многом зависит от технического задания, грамотно составленного и способного отсечь от участия в торгах предпринимателей, поставляющих низкокачественные товары. Получается, что более 50 % всех торгов проводится путем менее трудоемкого и менее рискованного для заказчика электронного аукциона [5].
В итоге получается, что до тех пор, пока заказчик будет относиться к контрактным работникам с недооценкой их значимости, система госзакупок не сможет выйти на качественно высокий уровень.
К назначению и работе на должность контрактного служащего необходимо привлекать определенными стимулами. В частности, необходимо сделать уровень зарплаты контрактных служащих вдвое выше, чем средняя зарплата по организации. Необходимы материальные поощрения за высококачественное проведение контракта. Это обеспечит стимулирование работников организации. И
фактически будет обеспечен отбор лучших работников, способных пройти дополнительное обучение [5].
Переход к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нашей стране претерпел изменения всего механизма и процедур размещения государственных и муниципальных заказов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, важная составляющая системы по контрактам – высокий уровень профессиональной подготовки заказчика, который закреплен в ФЗ № 44 от 05 апреля 2013 года (статья 9). В статье №38 ФЗ указаны квалификационные требования, которым должны соответствовать люди, работающие в области службы и в роли управляющего контрактами, а именно: наличие диплома об окончании ВУЗа или наличие дополнительного образования в области закупок.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, чтобы качественно заработала контрактная система в России, в любом случае потребует значительного количества обученных специалистов. Не случайно, профессионализм заказчика закреплен в перечне принципов в ст. 9 Закона 44-ФЗ. Тем не менее, учитывая, что в настоящее время в России существует всего лишь порядка до 70 учебных центров имеющих лицензию, обладающих опытом и проводящих обучение в области закупок, обеспечить качественную подготовку требуемого количества вряд ли представляется возможным, тем не менее нельзя игнорировать уровень профессиональной подготовки или недостаточное внимание к постоянному повышению квалификации всех задействованных специалистов, иначе это приведет к тому, что контрактная система просто не заработает на качественном уровне.
Рассмотрев тему: «Кадровое обеспечение контрактной системы» можно сделать ряд выводов: были изучены основные особенности функционирования контрактной службы, проанализированы проблемы в сфере кадрового обеспечения контрактной системы, а также рассмотрены пути решения изложенных проблем.
Все поставленные задачи в реферате выполнены, цель достигнута.
Список использованной литературы
-
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) -
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.12.2022)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" -
Балдина А.С. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 3. – C. 109-115. -
Борлакова М.Б., Семенова Ф.З. Профессионализм заказчика как один из способов контрактной системы в сфере закупок // Управление экономическими системами. – 2018. – № 7 (113). – С. 41-52. 6. -
Гасаналиева А. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - Режим доступа: https:/,1'moluch.ru/archive/106/25061/ -
Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04912-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454105
-
Медведева Н. Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками: // Символ науки. 2015. № 7. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/k-voprosu-o-teiorii-i-praktike-gosudarstvennogo-kontrolya-za- goszakupkami -
Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов. 11-е издание. Часть I / [А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.Н. Евсташенков и др.]; под ред. А.А. Храмкина. – М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021. – 304 с. ISBN 978-5-6044934-7-2