Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Фирменное наименование и его гражданско-правовая защита).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Каждый участник гражданского оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Для этих целей юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, нуждается в своем, отличном от уже используемых, фирменном наименовании. Понятие фирмы происходит от латинского «firmare», что означает «подтверждать подписью», то есть фирменное наименование является доказательством того, что деятельность ведется соответствующим лицом[1]. В силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ, право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией[2]. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, соответственно на них не распространяется правовая охрана, установленная законом для фирменных наименований. Как следует из § 1 гл. 76 ГК РФ, субъектом права на фирменное наименование не может выступать и индивидуальный предприниматель.
Целью работы является исследование гражданско-правовой защиты фирменного наименования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать содержание исключительного права на фирменное наименование и его особенности;
- рассмотреть вопросы защиты исключительного права на фирменное наименование;
- рассмотреть коллизии исключительных прав на фирменное наименование.
Объектом исследования является фирменное наименование как средство индивидуализации.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Фирменное наименование и его гражданско-правовая защита
1.1. Содержание исключительного права на фирменное наименование и его особенности
Исключительному праву на фирменное наименование посвящена ст. 1474 ГК РФ. Исключительное право рассматривается как единое и неделимое право, состоящее из целого ряда правомочий[3]. Сущность этого права сводится к возможности правообладателя использовать фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках. Указанный перечень является примерным, что допускает иные способы использования рассматриваемого средства индивидуализации.
В том случае, если юридическое лицо имеет не только полное, но и сокращенное фирменное наименование, последнему будет предоставляться правовая охрана только при условии его включения в единый государственный реестр юридических лиц[4]. Данное правило распространяется и на фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках (абзац 2 п. 1 ст. 1474 ГК РФ) [5].
Можно выделить следующие особенности исключительного права на фирменное наименование. В первую очередь, возникновение исключительного права на фирменное наименование приурочено законодателем к моменту государственной регистрации юридического лица — коммерческой организации. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает[6].
При этом срок действия права на фирменное наименование законом не ограничен, что является исключением из общего правила ст. 1230 ГК РФ. Согласно указанной статье исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации имеют срочный характер. Так, например, исключительное право на такое средство индивидуализации, как товарный знак, действует в течение десяти лет (п. 1 ст. 1491 ГК РФ). Отсутствие установленного законом срока действия права на фирменное наименование связано с выполняемой им функцией индивидуализации субъекта права. Должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус[7].
По смыслу закона временное неиспользование правообладателем принадлежащего ему фирменного наименования в результате отсутствия хозяйственной деятельности не влечет прекращения исключительного права на него. Указанное обстоятельство отличает фирменное наименование от таких средств индивидуализации, как товарный знак, знак обслуживания и коммерческое обозначение, правовая охрана которых может быть прекращена, в частности, в связи с их неиспользованием в течение определенного срока (ст. 1486, 1514, 1540 ГК РФ) [8].
ГК РФ провозглашается принцип обязательного использования названных средств индивидуализации как условия сохранения права на них. Целью такого законоположения, по мнению специалистов, является предотвращение нежелательных последствий от формального действия большого количества обозначений, которые фактически не используются их владельцами в качестве средств индивидуализации предприятий, товаров, работ и услуг, препятствуя, таким образом, правовой охране сходных обозначений, принадлежащих другим лицам[9].
Что касается права на фирменное наименование, то его действие не прерывается в течение всего времени существования коммерческой организации, так как оно необходимо для участия последней в хозяйственном обороте. Поэтому закон связывает прекращение права на фирменное наименование с моментом ликвидации юридического лица, которое оно индивидуализировало. Единственное исключение из этого правила — прекращение права на фирменное наименование в связи с решением юридического лица выступать в обороте под новым именем (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).
Следующей особенностью является то, что исключительное право на рассматриваемое средство индивидуализации может принадлежать только одному лицу. Между тем по общему правилу, сформулированному в ст. 1229 ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации может принадлежать как одному лицу, так и нескольким лицам совместно[10]. Подобный запрет продиктован назначением фирменного наименования, которое, подобно имени гражданина, индивидуализирует своего обладателя в гражданском обороте[11].
Специфика, бесспорно, проявляется и в недопущении распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования (п. 2 ст. 1474 ГК РФ[12]). Согласно общим положениям обладателю исключительного права принадлежит не только правомочие пользования, но и правомочие распоряжения, включающее в себя возможность как полного отчуждения соответствующего исключительного права другому лицу, так и предоставления права его использования в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Говорить об исключительном праве на фирменное наименование, которое в российском варианте лишено одного из своих основных элементов — права распоряжения, можно лишь условно.
1.2. Защита исключительного права на фирменное наименование
Наиболее важный вопрос связан с нарушением исключительного права на фирменное наименование. В юридической литературе споры о столкновении средств индивидуализации принято делить на горизонтальные, в которых сталкиваются средства индивидуализации одной группы (в нашем случае — фирменные наименования), и вертикальные, когда сталкиваются различные виды средств индивидуализации (предположим, фирменное наименование и коммерческое обозначение) [13]. Интересно, что в специальных нормах § 1 гл. 76 ГК РФ речь идет о возможных нарушениях права на фирменное наименование только со стороны аналогичных средств индивидуализации (пп. 3, 4 ст. 1474 ГК РФ[14]). Естественно, что нарушение исключительного права на фирменное наименование может быть вызвано и его столкновением, например, с коммерческим обозначением или товарным знаком другого лица. В случае такой коллизии необходимо руководствоваться общими положениями п. 6 ст. 1252 ГК РФ. Данная норма, во-первых, устанавливает общий принцип старшинства права, согласно которому в случае спора преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее[15]. Во-вторых, она определяет условия, при которых обладатель «старшего» средства индивидуализации может реализовать свое право на защиту:
— если спорящие средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения;
— если в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты[16].
Перед тем как перейти к рассмотрению указанных выше условий, необходимо остановиться на том, как реализуется на практике принцип старшинства. Согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ при возникновении конфликта между двумя фирменными наименованиями защите подлежит исключительное право на фирменное наименование того юридического лица, которое было раньше другого включено в ЕГРЮЛ[17]. При этом в соответствии с разъяснениями ВАС РФ такая защита предоставляется вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
При столкновении фирменного наименования с таким средством индивидуализации, как товарный знак, необходимо установить дату приоритета последнего, поскольку именно эта дата принимается во внимание при определении старшинства прав на сравниваемые средства индивидуализации[18]. Соответственно суд признает правомерным использование фирменного наименования, если регистрация юридического лица, использующего его в качестве средства индивидуализации, была осуществлена ранее регистрации товарного знака, и, наоборот, неправомерным, если свидетельство на товарный знак было выдано до момента внесения фирменного наименования в ЕГРЮЛ.
Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики. ОАО «Совфрахт» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ООО «Инфлот-Владивосток Шиппинг» о защите прав на средства индивидуализации. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик нарушает права истца на товарные знаки «ИНФЛОТ» и «INFLOT» при осуществлении аналогичной хозяйственной деятельности. Суд установил, что ОАО «Совфрахт» было создано в 1992 г. путем реорганизации, а с 1991 г. является обладателем исключительных прав на товарные знаки «ИНФЛОТ» и «INFLOT». ООО «Инфлот-Владивосток Шиппинг» зарегистрировано в качестве юридического лица в 2005 г. Признавая требования истца правомерными, суд руководствовался следующим. В соответствии с п. 1 ст. 1484 ГК РФ[19] лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом[20]. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения[21]. Поскольку регистрация ООО «Инфлот-Владивосток Шиппинг» с указанным фирменным наименованием была осуществлена после даты приоритета, установленного в отношении товарных знаков «ИНФЛОТ» и «INFLOT», использование ответчиком обозначения «ИНФЛОТ» в своем фирменном наименовании является нарушением исключительного права истца как владельца зарегистрированного товарного знака, так как его использование ответчиком может ввести в заблуждение потребителей и (или) контрагентов истца и повлиять на развитие недобросовестной конкуренции[22].