Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Усложнение экономических связей, динамизм хозяйственной деятельности в последнее десятилетие стали характерными тенденциями современного рынка. Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и улучшение качества и ассортимента. Если потребительная стоимость отдельных товаров («индивидуальная потребительная стоимость») определяется главным образом их качеством, то потребительная стоимость совокупности товарной массы («совокупная потребительная стоимость») определяется как качеством, так и ассортиментом.
В условиях командно – административной системы хозяйствования, вопросы качества, конкуренции, ассортиментной политики и многие другие аспекты деятельности предприятия диктовались централизованно вышестоящим руководством. У предприятий было мало возможностей проявлять инициативу, т. к. их самостоятельность была ограничена.
С переходом к рыночным отношениям и ориентации предприятий на потребителя вопросы ассортимента, качества, конкурентоспособности товаров и многие другие становятся актуальными как для производителей, так и для потребителей.
Сегодня белорусский рынок открыт для иностранного товаропроизводителя. Большинство потребителей отдает предпочтение при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных видов товаров. Приобретение непродовольственных товаров отечественного производства происходит чаще всего вследствие их более низких цен и соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.
С одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей.
С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, производители Беларуси вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, а следовательно, и покупательский спрос.
Долгое время понятия «ассортимент», «ассортиментная политика» давались в качестве определений, не раскрывая сущности проблемы, процесса формирования, показателей, с помощью которых можно оценить их эффективность. Практически не было специализированной литературы, а в учебниках маркетинга, коммерческой деятельности отводились лишь отдельные главы. Только в течение 1999 – 2000 гг. в периодических изданиях появились авторские разработки и исследования.
Целью данного курсового проекта является определение характеристик ассортимента и потребительских свойств на примере товарной группы – мужские сорочки.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд вопросов:
1) привести классификацию и характеристику данного ассортимента товара;
2) выделить основные группы потребительских свойств, имеющие принципиальное значение для данного вида товара;
3) описать кодирование товара согласно нормативно – технической документации;
4) указать требования к маркировке, упаковке и хранению рассматриваемого ассортимента.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
- Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
- Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей.
- Слово «ассортимент» является словом французского происхождения. Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Ефремовой: ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации. Значение слова ассортимент по Ожегову: ассортимент является наличием, подбором каких-либо товаров, предметов либо их сортов. Значение слова ассортимент по Сысоевой: ассортимент является перечнем продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам. Значение слова ассортимент по Снигерёвой: ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам. Значение слова ассортимент по Виноградовой: ассортимент является отражением межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения.
- Ассортимент более полно может характеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определённом товарном рынке.
- Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определённому признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее.
- В зависимости от товаров народного потребления можно выделить два вида ассортимента товаров: торговый и производственный.
- Производственный ассортимент товаров является перечнем товаров, которые выпускаются определёнными предприятиями, которые объединены или отраслями промышленности либо сельского хозяйства.
- Торговый ассортимент является перечнем товаров, которые были подобраны для реализации в магазинах розничной торговли. Данный ассортимент включает в себя множество различных наименований, а также разновидностей продукции, которая выпускается непосредственно организациями всевозможных отраслей промышленности, а также сельского хозяйства.
Под ассортиментом швейных товаров понимают состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции определенного вида и наименования по количеству или сортам, размерам, внешней отделке и другим признакам.
В настоящее время единой классификации на одежду не существует. Принято несколько классификаций для швейных изделий: по классификатору, стандартная, торговая (товароведные классификации отдельных авторов).
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других, - сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный – количественно и качественно. Например, один из признаков классификации для тканей – это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т. п.).
В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.
Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.
Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.
Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе в результате которого получается совокупность классификационных группировок.
Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.
Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.
Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками, знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.
Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.
Продукция швейной промышленности по признаку отраслевой принадлежности относится к 85–му классу. По назначению швейные изделия подразделяют на 7 подклассов: 1-й – верхняя одежда, 2-й – костюмные изделия, 3-й – платьевые изделия, 4-й – бельевые изделия и одеяла, 5-й – головные уборы (кроме фетровых и трикотажных), 6-й – изделия рабочего и специального назначения, 7-й – прочие. Подклассы делятся на номенклатурные группы (от первой до десятой), объединяющие изделия, близкие по модельно – конструктивным признакам и употреблению.
В свою очередь каждую группу по выполняемым социальным функциям и основному материалу подразделяют на подгруппы, подгруппы – на виды изделий половозрастному признаку, виды – на разновидности, характеризующиеся следующими признаками: наименованием изделий, фасонам, сложностью обработки.
В ассортимент белья входят: изделия, которые защищают кожный покров от соприкосновения с верхней и легкой одеждой и создают тепловой комфорт (белье верхнее и нательное); белье постельное и столовое; корсетные изделия.
Верхнее и нательное белье подразделяют на мужское, женское и детское; по сезону использования – на зимнее, демисезонное, летнее, внесезонное; по силуэту изделия могут быть полуприлегающие, прилегающие, прямые. Белье изготавливают строгой, спортивной формы и «фантазии»; обработка мягкая.
По виду применяемых материалов различают белье из хлопчатобумажных, шелковых, льняных, шерстяных, искусственных и синтетических тканей.
Сорочки мужские имеют общую конструкцию и состоят из спинки и переда (двух пол в распашных сорочках), двух одношовных рукавов с двойными или одинарными манжетами или без них, вшитого в горловину или пристегивающегося воротника. Разрез переда состоит из двух планок. Края боковых разрезов (шлиц) могут быть заделаны планками или швом вподгибку. Застежка до низа или ниже уровня лини проймы.
Шьют сорочки из хлопчатобумажных тканей, из натурального и искусственного шелка, синтетических волокон, а также из полушелковых и других специальных сорочечных тканей. Ткани могут быть гладкокрашеными, пестроткаными (полосатыми, клетчатыми) и набивными.
Сорочки мужские изготавливают следующих фасонов: с пристегивающимся, с пришитым воротничком, спортивная, косоворотка, украинка и гуцулка, с фигурным воротничком, кубанка.
Большинство сорочек вырабатывается с жесткой клеевой прокладкой в воротнике и манжетах.
Верхние сорочки для мальчиков отличаются от сорочек для взрослых в основном размерам.
Верхнюю одежду классифицируют по размерам, ростам и полнотам в соответствии с размерной типологией населения.
Размер сорочек мужских и детских устанавливается по обхвату шеи (в см) и полуобхвату груди третьему (в см) в следующем соотношении:
мужские:
размер по полуобхвату груди – 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64;
размер по обхвату шеи – 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48;
для мальчиков:
размер по полуобхвату груди – 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48;
размер по обхвату шеи – 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39.
Для изготовления мужских сорочек предусмотрена классификация фигур на три укрупненных роста с интервалом между смежными ростами 10 см: I рост (160 см) – от 155 до 165 см; II рост (170 см) – от 165 до 175; III рост (180 см) – от 175 до 185 см.
В соответствии с этим сорочки изготавливают трех длин (1,2 и 3-й) с межростовой разницей по длине 5 см.
Число укрупненных интервалов и, следовательно, длин детских сорочек зависят от возраста детей.
ГЛАВА 2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
- Ассортимент любого предприятия, любого как розничного, так и оптового магазина можно охарактеризовать благодаря системе показателей. Данный подход необходим для осуществления процесса управления ассортиментом на научной основе, а именно организовывать его формирование, планировать, а также регулировать ассортимент, стимулировать продажи и мотивировать продавцов. Перечислим данные показатели.
- Широта ассортимента является количеством групп и подгрупп товаров, которые включены в ассортимент магазина. В товарообороте по их удельному весу в запасах различают ассортиментную структуру универсальных, а также специализированных магазинов.
- Глубина ассортимента является количеством видов и разновидностей, а также наименований данных товаров внутри определённых групп и подгрупп в ассортименте магазина.
- Глубина и широта ассортимента необходимы для того, чтобы сформировать предложение и распределение степени риска. Это изображено в таблице 1.
- Таблица 1 - Альтернативы торгового ассортимента по широте и глубине
- При широком ассортименте у покупателей складывается впечатление разнообразие многочисленной продукции. Именно это привлекает различные категории потребителей. Располагая таким ассортиментом, предприятие может лучше приспосабливаться к постоянным изменениям рыночного спроса. Однако управлять этим сложно, так как незамеченными могут остаться изделия, которые пользуются малым спросом.
- Простота является основным преимуществом узкого ассортимента.
- Как широта, так и глубина ассортимента должны быть выбраны с учётом целей и задач, поставленных перед собой розничным предприятием.
- В среднем, российский потребителей приобретает примерно 150 наименований товаров, однако, он хочет выбирать эти товары из большого количества различных родственных товаров и надеется на то, что появятся новые, более качественные товары. Если в магазине имеются все группы товаров, то создаётся впечатление изобилия, но это не гарантирует высокие продажи.
- Глубина торгового ассортимента может являться избыточной. Иногда изобилие наименований в одной товарной группе может усложнять принятие решения о покупке.
- К показателям ассортимента также относится и его устойчивость.
- Устойчивый ассортимент продукции в магазине приводит к сокращению затрат времени клиентов на поиск продукции, помогает при стандартизации всех торгово-технологических процессов и операций. Устойчивость можно определить по следующей формуле:
- Ку = 1 - Оn/n*а,
- где Ку - коэффициент устойчивого ассортимента товаров в определённом периоде;
- O1, О2,... Оn - количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок;
- а - количество разновидностей товара, который предусмотрен разработанным ассортиментным перечнем; п - количество проверок.
- Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должна быть не ниже:
- - 0, 90 для универсамов и гастрономов;
- - 0, 80 универмагов;
- - 0, 75 магазинов обуви и одежды;
- - 0, 85 магазинов галантерейных, хозяйственных и спортивных товаров.
- Этот показатель можно назвать условным, если учесть, что во многих магазинах с товарным ассортиментом в несколько тысяч единиц часто просто невозможно проверить количество отсутствующих товаров.
- Ещё одним показателем ассортимента является его длина. В связи с тем, что место на полках магазина ограничено, всегда необходимо поддерживать оптимальное количество товара. Ассортимент считается коротким, если при добавлении новых товарных единиц прибыль увеличивается. Ассортимент считается слишком длинным, если при удалении товарных единиц, прибыль увеличивается.
- До сих пор нет стандартов, которые бы регламентировали показатели ассортимента (кроме показателя устойчивости), т. е. показатели не отражают, насколько успешен ассортимент, а только характеризует его фактическую структуру. Поэтому при формировании ассортимента часто используется опыт других компаний.
- Структура ассортимента является соотношением видов, групп и разновидностей, а также подгрупп товаров, составляющих ассортимент магазина. Структура характеризуется показателями глубины, а также широты. Она имеет определяющее значение в процессе организации его формирования в каком-то определённом магазине.
- Существуют два понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров как на предприятии, так и в магазине.
- Макроструктура является соотношением между группами товаров непосредственно в общем ассортименте. Микроструктура является соотношением видов, а также разновидностей в каждой товарной группе.
- Для поддержания ассортимента продукции в соответствии со спросом населения важную роль играют такие понятия, как стабильность ассортимента товаров в магазине и его полнота.
- Полнота ассортимента является соответствием фактического наличия продукции в магазине, который утверждён согласно ассортиментному перечню.
- Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты и рассчитывается по формуле:
- Кп = Рф/Рн,
- где Кп - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
- Рф - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
- Рн - количество разновидностей товаров, которое предусмотрено обязательным ассортиментным перечнем.
- Для наиболее объективной оценки товарного ассортимента его полноту необходимо определять за отдельные периоды на основе данных, полученных за несколько проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:
- Куст = Р1 + Р2 + Рз +... + Рn/ Рн*n,
- где Куст - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
- Р1, Р2, Рз, Рn - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
- Рн - это количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
- п - количество проверок.
- Таким образом, устойчивость или по-другому стабильность ассортимента является бесперебойным наличием в продаже товаров по их разновидностям, а также по их видам, которые были заявлены в ассортиментом перечне.
- Обновляемость ассортимента представляет собой пополнение ассортимента новейшими видами продукции в соответствии с ассортиментной политикой фирмы. Обновление торгового ассортимента магазина должно быть до 10% в год.
- Особое место среди показателей, которые характеризуют состояние ассортимента, занимает показатель его рентабельности.
- Рентабельность торгового ассортимента является ассортиментным набором, обеспечивающий в своей совокупности получение хозяйствующим субъектам заранее запланированного размера чистой прибыли, а именно определённого превышения доходов над расходами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
- Следует заметить тот факт, что положительная оценка состояния ассортимента предприятия или магазина по всем вышеописанным показателям обеспечивает во многом с экономической стороны целесообразную коммерческую деятельность предприятия на розничном рынке.
- На показатели, характеризующие ассортимент определённого предприятия либо магазина оказывают влияние множество факторов.
- Изучение влияния вышеперечисленных факторов осуществляется в процессе исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой фирмы. Все факторы принято разделять на общие специфические.
- Общие факторы не зависят от определённых условий деятельности фирмы. Общие факторы делятся на:
- 1) социальные. В их число входят социальный состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности;
- 2) экономические. В их число входят развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и другое;
- 3) демографический. В их число входят половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и другое;
- 4) национально-бытовые. В их число входят национальный состав населения, традиции, нравы и обычаи;
- 5) природно-климатические. В их число входят географическое расположение (города, сёла), климат, природные ресурсы и другое.
- Специфические факторы отражают конкретные условия работы фирмы.
- Учитываемые при определении широты ассортимента:
- 1) роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
- 2) наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
- 3) тип и мощность фирмы;
- 4) характеристика сегментов;
- 5) транспортные связи.
- Учитываемые при определении глубины ассортимента:
- 1) уровень доходов по сегментам;
- 2) специфика спроса внутри сегментов;
- 3) размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования.
- Также оказывает своё влияние и такой фактор, как спрос. Но для начала, коммерческому аппарату необходимо определиться, на каких сегментах будет работать эта организация торговли. Такая работа проводится специалистами маркетингового отдела, а также специалистами коммерсантами в процессе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничных предприятий определённого региона.
- Именно поэтому необходимо при формировании ассортимента товаров на розничном рынке обладать достоверной информацией о структуре спроса, его объёме, динамике его развития, особенностях и характере спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.
- Также необходим периодический мониторинг среды деятельности предприятия, а также его организации торговли. Это нужно для того, чтобы своевременно можно было внести изменения либо какие-то коррективы в процесс формирования ассортимента определённого предприятия или розничного либо оптового магазина.