Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ГЛАВА 3. Принципы, этапы формирования ассортимента и контроль за его состоянием в организациях розничной торговли
- Формирование ассортимента является процессом подбора групп, видов, а также разновидностей товаров.
- Формирование ассортимента магазина должно быть согласованным со стратегическими целями фирмы, а также его ассортиментной политикой.
- При формировании ассортимента в розничной торговле необходимо учесть различные факторы. Это:
- 1) объём, структуру и содержание спроса целевых потребителей;
- 2) ассортиментный профиль магазина;
- 3) рентабельность предприятия и отдельных товарных групп;
- 4) материально-техническую базу предприятия, его обеспеченность складскими помещениями и оборудованием;
- 5) содержание и структуру товарного предложения у производителей и поставщиков;
- 6) содержание и структуру товарного предложения у основных конкурентов.
- Коммерческая служба организации розничной торговли, после обобщения информации о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет формирование ассортимента с учётом основных положений, которые имеют неизменное значение и содержание, т. е. учитывая принципы построения торгового ассортимента. Данные принципы изображены в таблице 2.
- Таблица 2 - Принципы формирования торгового ассортимента
- Формирование ассортимента осуществляется в несколько этапов:
- 1) необходимо определить ассортиментный профиль, а также направление специализации магазина в соответствии с заранее выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке, при этом учитывая специализацию существующей торговой сети в данном районе и ассортиментную стратегию конкурентов;
- 2) необходимо устанавливать структуру ассортимента в магазине. На данном этапе нужно определить количественное соотношение отдельных групп товаров. Также здесь происходит увязка данных с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара;
- 3) необходимо определять распределение отдельных групп, а также подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов;
- 4) необходимо осуществлять подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров.
- В кооперативной торговле групповой ассортимент продукции по магазинам устанавливается на первом этапе. Данная работа обычно должна проводиться с помощью распределения ассортимента продукции между всеми розничными торговыми фирмами, которые расположены в зоне деятельности районного потребительского общества.
- Распределение ассортимента продукции по торговым организациям в кооперативной торговле осуществляется по принципам ассортиментной политики, то есть ассортимент продукции повседневного спроса чаще всего имеет концентрацию в магазинах «Универсам», «Продукты», «Товары повседневного спроса», а также в специализированных магазинах по торговле продовольственной продукцией, а непродовольственная продукция сложного ассортимента сосредотачивается в универмагах и специализированных магазинах.
- Установление группового ассортимента продукции для различных типов фирм позволяет определить роль и место каждого типа и общей системе торгового обслуживания населения.
- На втором этапе формирования ассортимента должны производиться расчёты структуры группового ассортимента для каждой конкретной торговой фирмы, то есть определяются количественные соотношения отдельных групп продукции. Структура группового ассортимента устанавливается, учитывая типоразмер магазина, его размещение, плановые показатели и другие факторы.
- На основе вышесказанного стадии формирования торгового ассортимента можно представить в виде рисунка 1.
- Важная задача - разработка упорядоченной структуры ассортимента. Для того, чтобы определить оптимальное соотношение различных групп товаров, которые входят в отдельные категории, необходимо использовать матрицу БКГ и ABC-анализ.
- Фазы жизненного цикла товаров должны учитываться в структуре торгового ассортимента. Ассортиментный анализ с помощью матрицы БКГ проводится с помощью размещения продукции, которая находится на разных этапах жизненного цикла, в одном из четырёх полей матрицы. Они изображены на рисунке 2.
- Товар - «вопросы» занимают небольшую долю на рынке. Они должны достигнуть высоких темпов роста продаж. Данный товар находится в фазе внедрения на рынок, из-за этого требуются маркетинговые усилия. Дальнейшая судьба данного товара прогнозируется на основе опытных продаж. Товар - «вопрос» в состоянии стать товаром - «звездой» либо он может перестать пользоваться спросом и превратиться в товар - «собаку», или сразу уйти с рынка.
- Рисунок 1 - Стадии формирования торгового ассортимента
- Успех данной продукции зависит от того, будет ли она покупаться повторно. «Звёзды» являются товарами магазина, которые заметно превосходят по объёмам продаж товары магазина - конкурента и имеют рынок, который растет самыми высокими темпами. Товары - «звёзды» требуют больших маркетинговых усилий. Так как задачей розничной торговой фирмы является получение максимальной прибыли, то можно применить два варианта стратегии в отношении товаров - «звёзд».
- Первый вариант - это использование стратегии «снятия сливок», если отсутствуют аналогичные товары у фирм-конкурентов. При втором варианте фирма стремится к увеличению объёма продаж продукции, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.
- Рисунок 2 - Матрица «Рост - доля рынка» (БКГ)
- Со временем товары - «звёзды» переходят в категорию «дойных коров». «Дойные коровы» занимают относительно большую долю рынка при малом темпе его роста. Такая продукция находится в фазе зрелости либо в фазе насыщения. Данная продукция известна клиентам, пользуется спросом, поэтому не требует значительных маркетинговых усилий. Многие товары -«дойные коровы» с течением времени могут перейти в следующую фазу жизненного цикла. В данном случае они превратятся в товары - «собаки», занимающие малую долю рынка.
- Классический инструмент, направленный на изучение структуры ассортимента - это «ABC-анализ». Данный метод используют для анализа эффективности введения различных ассортиментных групп и сопоставления эффективности отдельной продукции внутри одной ассортиментной группы. Если при анализе глубины торгового ассортимента, который содержит 20 наименований товаров, первые четыре дают 80% объема продаж, следующие четыре — обеспечивают 10%, а на все остальные приходятся оставшиеся 10%, то это является довольно типичной картиной, которая характеризует ассортиментные блоки А, В и С. Но использование данной модели имеет противоречие: если фирма розничной торговли введет в торговый ассортимент только продукцию, на которую приходится наибольшая доля издержек и прибыли, то есть блоки А и В, то тем самым произойдёт ограничение свободы выбора клиента, а это может в свою очередь привести к снижению общей прибыли. Розничные торговые предприятия привлекают внимание клиентов к продукции благодаря элементам мерчандайзинга и сервиса, но узость ассортимента может сказываться на общем объеме продаж отрицательно.
- Применение математических методов анализа торгового ассортимента происходит с использованием стандартизированных программ. Также существуют стандартизированные компьютерные программы симплексных методов. Они помогают анализировать значение отдельных позиций, которые направлены на формирование оптимального торгового ассортимента, дающего розничной торговой фирме наибольшую прибыль. Данный анализ проводят с целью оптимизировать глубину торгового ассортимента. С помощью экспертного анализа получают данные по прибыли, которая была получена от реализации каждой продукции.
- Если знать, какую общую прибыль планирует получить фирма от реализации определенной ассортиментной группы, необходимо введение верхнего и нижнего допустимого ограничения на желаемую прибыль. Необходимо дать оценку, насколько будет влиять на общую прибыль исключение отдельных товарных единиц из общего ассортиментного перечня. В целом, возможность применения математических методов в управлении торговым ассортиментом - это предмет специального исследования.
- В процессе контроля за состоянием ассортимента нужно учитывать, что контроль не может быть самоцелью. Стратегическая задача контроля -это своевременное регулирование ассортимента в полном соответствии со спросом клиентов с целью увеличить объем и скорость продаж, установить за торговлей устойчивого имиджа. Для этого необходимо разработать и установить в торговле эффективную систему управления, которая бы включала постоянный внутренний контроль и регулировала ассортимент. Для этого разрабатывается система мотивации торгового персонала. Эффективной в этом направлении является работа оперативных менеджеров торгового зала.
Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную.
Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.
- Функциональные требования.
Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, выявляя его лучшие черты, скрывая его физические недостатки. Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Так, для товарной группы – мужские сорочки, которую можно отнести к повседневной, главное удобство в носке и прочность.
- Эргономические требования.
Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.
- Антропометрические требования.
Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Минимальный припуск для мужской сорочки – 2,5 см.
- Гигиенические требования.
К гигиеническим свойствам относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
Теплозащитность – способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон.
Гигроскопичность – способность одежды впитывать влагу, обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обуславливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготавливается.
Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, в частности, анализируемая товарная группа – мужские сорочки, меньшей – пальтовые, плащевые, костюмные.
Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.
- Эстетические требования.
Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.
Стиль – исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности.
Надежность одежды в эксплуатации – важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени ( срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды – сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.
Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу (это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, и т. д.). Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала – значит, произошел и моральный износ одежды.
Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронно – вычислительной техники.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правила кодирования:
Код должен иметь определенную структуру построения;
Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
Код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
Согласно классификатору, действующему на территории республики Беларусь «Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РБ», товарная группа –мужские сорочки – относится к группе 62 «Одежда и принадлежности одежды текстильные (кроме трикотажных, машинного или ручного вязания)».
В данную группу включаются только готовые изделия из любого текстильного материала, кроме ватина, исключая трикотажные, машинного или ручного вязания.
В данную группу не включаются:
а) одежда, бывшая в употреблении, или прочие изделия, бывшие в употреблении, включаемые в товарную позицию 6309; или
б) ортопедические приспособления, хирургические ремни, бандажи или аналогичные изделия ( товарная позиция 9021).
В настоящее время действует следующая кодировка:
6205 Рубашки мужские или мальчиковые:
6205 10 000 - из овечей шерсти или тонкой шерсти животных
6205 20 000 - из хлопчатобумажной пряжи
6205 30 000 - из химических нитей
6205 90 - из прочих текстильных материалов
6205 90 100 - из льна или волокна рами
6205 90 900 - прочие.
Согласно другого классификатора «Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (ОК РБ 007-98 ) приведем следующую кодировку:
Раздел 18 Одежда; Меха
18.23.21 Мужские или для мальчиков рубашки
18.23.21.100 - Мужские или для мальчиков рубашки
18.23.21.110 - Мужские или для мальчиков рубашки из хлопка
18.23.21.150 -Мужские или для мальчиков рубашки из химических волокон
18.23.21.190 - Мужские или для мальчиков рубашки из прочих текстильных материалов, не включенные в другие группировки
18.23.21.191 - Мужские или для мальчиков рубашки из шерсти
18.23.21.193 - Мужские или для мальчиков рубашки из шелка
18.23.21.199 - Мужские или для мальчиков рубашки из прочих текстильных материалов, не включенные в другие группировки.
Для сохранения товарного вида и качества изделий важное значение имеют маркировка и упаковка швейных изделий.
Определение понятий в области упаковки, маркировки регулируются специальными терминами, утвержденными ГОСТами. В частности, ГОСТ 10581-91 “Изделия швейные. Маркировка. Упаковка. Транспортировка и хранение”.
Маркировкой называют нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Она включает в себя весь комплекс операций, обеспечивающих повышение эффективности товародвижения продукции, ее безопасность, качество, соответствие стандартам и международным нормам, а также более эффективный контроль состояния на всех стадиях производственно – сбытовой цели.
Для маркировки мужских сорочек используют товарный ярлык, ленту с изображением товарного знака или клеймо, контрольную ленту.
Товарный ярлык, который может иметь разнообразную форму, например в виде листка, книжечки и др., должен быть художественно оформлен. На нем указывают следующие реквизиты:
-товарный знак предприятия-изготовителя, его наименование, подчиненность и местонахождение;
-наименование изделия, номер модели, нормативно-технической документации на изделие, артикул изделия или номер по прейскуранту;
-размеры изделия;
-сорт;
-розничную цену;
-дату выпуска (месяц и год).
Кроме перечисленных, на товарном ярлыке должны быть указаны следующие дополнительные реквизиты: для изделий, которые не маркируют лентой с изображением товарного знака (изделия из хлопчатобумажной, хлопковискозной и льняной пряжи), - наименование сырья, процентное содержание волокон.
На товарном ярлыке должно быть клеймо контролера предприятия – изготовителя.
Сорочки из других видов сырья, кроме перечисленных выше, маркиру-ют лентой с изображением товарного знака. На ленту с изображением товарного знака наносят печатным, типографическим или жаккардовым способом либо методом шелкографии следующие данные: наименование сырья, процентное содержание волокон, символы по уходу за изделием.
Необходимым условием является наличие контрольной ленты с обозначением розничной цены и размеров.
Места прикрепления маркировочных ярлыков (ярлыки, ленты, клейма) в изделиях различных видов, изготовленных из различных материалов, регламентированы нормативно – технической документацией.
Для сохранения товарного вида швейные изделия перед упаковкой должны быть аккуратнно сложены. В нормативно – технической документации указан порядок складывания изделий, обеспечивающей наилучшее сохранение и формы внешнего вида.
Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.
Для упаковки изделий используют потребительскую тару, бумагу и транспортную тару. Потребительская тара бывает индивидуальная и групповая. К ней относятся:
- пакет из полиэтиленовой, целлофановой пленки или бумаги;
- коробка с крышкой;
- пачка из картона с клапанами.
Коробки, в которые помещают изделие, выстилают бумагой.
Для индивидуальной упаковки мужских сорочек в основном используют пакеты.
Сорочки верхние мужские и для мальчиков – подростков из шелковых, шерстяных тканей, из тканей и трикотажных полотен с химическими волокнами перед упаковкой в коробку или пачку из картона кладут полиэтиленовый или целлофановый пакет с вкладышем из картона или плотной бумаги.