Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Сатурн».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от методов ведения конкурентной борьбы, битвы за покупателя, конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Обобщённая характеристика методов ведения конкурентной борьбы предприятиями ресторанного бизнеса представлена в таблице 4[9].

Отметим, что современное состояние конкуренции на ресторанном рынке характеризуется преимущественно развитием ценовой конкуренции между отдельными ресторанами одной ценовой ниши. Причиной этого является относительно невысокий уровень доходов большей части населения, непритязательность к качеству ресторанного обслуживания. Однако, на отдельных сегментах рынка, при реализации продукции, услуг, ориентированных на потребителей с высоким и средним уровнем доходов, всё большее значение в борьбе за потребителя придаётся инструментам неценовой конкуренции.

Таблица 4

Характеристика методов ведения конкурентной борьбы предприятиями ресторанного бизнеса

Ценовые методы

Неценовые методы

Широкое опо­вещение потре­бителей о сни­жении цены на продукцию, ус­луги.

Вводится про­дукция с суще­ственно улуч- шеными потре­бительскими свойствами, а цена поднима­ется непропор­ционально мало.

Меньшая цена пот­ребления.

Более совершенное оформление блюда. Более

разнообразны дополнительные услуги (сервис). Модный концепту­альный стиль. Широкое использо­вание рекламы.

“Увод” спе- алистов (пере­манивание). Использование продукции имитатора. Использование чужого бренда. Использование демпинга.

Применение способов сти­мулирования рынка.

Комплексное

исследование

рынка.

Политика цен. Разработка новой концеп­ции ресторана.

Следует отметить, что для анализа потенциальных конкурентных преимуществ предприятия ресторанного бизнеса необходимо провести тщательный мониторинг его маркетинговой среды.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что ресторанная услуга — это не только еда, но и обслуживание процесса принятия еды с предоставлением комплекса дополнительных услуг. Высококачественный сервис, развитие высокой культуры обслуживания, ориентированной на запросы клиентов, имеют при этом первостепенное значение. Успех и популярность многих ресторанов находится в прямой зависимости от культуры и качества обслуживания, от внимательного и вежливого отношения персонала к посетителям.


Например, американские рестораторы выявили зависимость между качеством пищи и качеством обслуживания, влияющую на общее впечатление посетителя от ресторана (таблица 5)[10].

Таблица 5

Зависимость между качеством еды и качеством обслуживания

Качество пищи (по 10-балльной шкале)

Качество обслуживания (по 10-балльной шкале)

Восприятие ресторана посетителями

1

2

3

10

5

Отрицательное — 90% респондентов

10

7

Нейтральное — 50% респондентов

10

10

Отличное — 100% респондентов

6

10

Хорошее — 80% респондентов

Таким образом, очевидно, что основной продукт — пища — не является единственной составляющей ресторанной услуги. Если обслуживание окажется не достаточно высокого уровня, подавляющее большинство клиентов отрицательно оценят ресторан и заменят его услуги, услугами конкурирующих заведений. Основные показатели качества ресторанного обслуживания представлены в таблице 6 (на практике эти показатели уточняются и дополняются в зависимости от специфики ресторана).

Итак, ресторанный бизнес, характеризующийся очень высоким уровнем конкуренции, может использовать еще один вариант стратегии — качественный и разнообразный сервис.

Сегодня недостаточно просто открыть ресторан и ожидать, что в него придут посетители, как это было в середине 1990-х гг. Необходима разработка конкурентоспособной стратегии в области сервиса, без нее ни один ресторан сегодня не может рассчитывать на успех[11].

Таблица 6

Основные показатели качества обслуживания

Показатель качества обслуживания

Содержание показателя

1

2

Быстрое обслуживание

У клиентов принимают заказ через минуту после того, как они сели за столик, закуски подают в течение 10—15 мин. и т.д.

Хорошо организованный цикл обслуживания

Цикл обслуживания делится на несколько фаз — от закусок до дижестива

Меню соответствует потребностям клиентов

90% блюд в меню вызывает интерес клиентов

Персонал помогает клиентам при выборе блюд

Персоналу хорошо известно, что есть в меню и на кухне. Он дает подробные объяснения

Персонал предугадывает требования клиентов

Клиенты не должны просить вино, когда оно заканчивается. Семьям с детьми сразу же приносят детский стул, даже если об этом не просят

Персонал умеет общаться

Официанты улыбаются, помогают друг другу. Даже в часы пик каждый клиент получает то, что заказал без лишних вопросов («кто заказывал салат?»)

Персонал следит за ходом обеда

Официант проверяет, что все в порядке, по крайней мере, два раза в течение обеда

Обслуживание контролируется

Метрдотель или менеджер общается с гостями за каждым столиком хотя бы один раз

Персонал вежлив и приятен

Персонал улыбается, тепло относится к клиентам, все работают спокойно, без беготни и суеты

Персонал умеет хорошо держать себя

Официант всегда смотрит в глаза клиенту, когда разговаривает

Хорошо организована работа с жалобами

Все, кто выразил недовольство, уходят удовлетворенными, с желанием вернуться

Персонал внимателен и аккуратен

Несколько сотрудников ежедневно благодарят за хорошее обслуживание


Таким образом, развитие рыночных отношений вывело сферу общественного питания из состояния монополии. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса. Рынок ресторанных услуг в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся, высокодоходных и рентабельных рынков отечественной сферы услуг.

Таблица 7

Комплекс стандартизованного сервиса

Услуга

Потребности клиента

Возможности

стандартизации

1

2

3

Завтрак

Получение калорий

+

Спокойная обстановка, настраивающая на рабочий день

Интерьер

+

Качественная пища

+

Чистота

+

Доступность

+

Разнообразие меню (неповторяемость)

Продолжительность (15—30 минут)

+

Возможность заказа заранее по телефону или интернет

+

«пешеходная доступность» (отдаленность точки питания от дома)

Приятный персонал, вежливость, обходительность

Тепло/прохлада в зависимости от времени года

+

Яркий свет

+

Мгновенная уборка грязной посуды со стола

+

Обед

Получение калорий

+

Спокойная обстановка, отдых, уединение/спокойное общение

Интерьер

+

Качественная пища

+

Чистота

+

Доступность

+

Разнообразие меню (неповторяемость)

Продолжительности (15—60 минут)

+

Возможность заказа заранее по телефону или интернет

+

Близость к работе

Приятный персонал, вежливость, обходительность

Тепло/прохлада в зависимости от времени года

+

Свет дневной

+

Мгновенная уборка грязной посуды со стола

+

Ужин

Получение калорий

+

Спокойная обстановка, настраивающая на общение

Интерьер

+

Качественная пища

+

Чистота

+

Доступность

+

Разнообразие меню (неповторяемость)

Продолжительности (15—30 минут)

+

Возможность заказа заранее по телефону или интернет

+

Близость к дому, семье

Приятный персонал, вежливость, обходительность

Тепло/прохлада в зависимости от времени года

+

Свет приглушенный

+

Мгновенная уборка грязной посуды со стола

+


Этими обстоятельствами обуславливается его привлекательность для инвесторов и, как следствие, высочайший уровень конкуренции. По оценкам специалистов, предложение на рынке ресторанных услуг превышает спрос, в связи с этим конкуренция среди ресторанов, борьба за потребителя постоянно усиливаются. Это свидетельствует о том, что конкуренция выступает важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, улучшения качества и увеличения ассортимента продукции, снижения затрат и стабилизации финансовых показателей экономического роста.

Следовательно, важнейшим атрибутом рыночной экономики является конкуренция. Анализ опыта работы предприятий ресторанного бизнеса в условиях рыночной экономики свидетельствует о том, что конкуренция выступает важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, улучшения качества и увеличения ассортимента продукции, снижения затрат и стабилизации финансовых показателей экономического роста. Стратегическая стабильность предприятий ресторанного бизнеса на рынке возможна только в условиях их конкурентоспособности и возможности адаптации к изменениям рыночной среды.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Сатурн»

2.1. Краткая характеристика ООО «Сатурн»

ООО «Сатурн» - предприятие общественного питания (юридический адрес 300001, г. Тула, ул. Плеханова, д. 46).

Основными видами экономической деятельности предприятия являются:

  • общественное питание;
  • внутренняя торговля.

Миссия деятельности ООО «Сатурн» – с помощью интерьера и разнообразия и качества продуктов и блюд удовлетворять цели и потребности клиентов:

-традиционный обед, обеденный перерыв;

-деловые встречи, переговоры;

-романтические встречи, свидания;

-встречи с друзьями;

-релаксация, отдых, смена обстановки;

-семейный отдых;

-развлечение и интерес для гостей города.

ООО «Сатурн» является прибыльным предприятием.

Для выполнения своих целей руководство ООО «Сатурн» осуществляет наем работников в соответствии с действующим законодательством. Наем работников осуществляется на договорной основе. Пиццерия может поручать выполнение отдельных работ гражданам, не являющимся его работниками. В этих случаях отношения между ними регулируются гражданским законодательством, а права и обязанности сторон определяются договором подряда.


В ООО «Сатурн» имеются следующие структурные подразделения, организационная структура управления пиццерии представлена на рисунке 2, включающая в себя администрацию, бухгалтерию, отдел маркетинга, кухню, бар, хозяйственный отдел, обслуживающий персонал, охрану.

Главным достоинством структуры управления ООО «Сатурн» является ее четкое и логичное построение. У каждого руководящего звена под его контролем находится небольшое количество подчиненных, что позволяет достигать достаточно четкой контролируемости подчиненных.

Администрация

Отдел маркетинга

Бухгалтерия

Кухня

Бар

Хоз. отдел

Обслуживаю-щий персонал

Охрана

Рис. 2. Организационная структура управления ООО «Сатурн»

Управлением ООО «Сатурн» в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.

Источниками средств и доходов ООО «Сатурн» являются:

- имущество, находящееся на его балансе, которое состоит из основных и оборотных средств;

- денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) и от других видов деятельности;

- денежные и материальные вложения участников ООО «Сатурн»;

- другие источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Для понимания современной стратегической позиции ООО «Сатурн» проведем SWOT-анализ текущего состояния предприятия, что представлено в Приложении 4.

Проведенный SWOT-анализ ООО «Сатурн» показал следующие результаты: предприятие может увеличить объемы выручки благодаря поиску новых поставщиков и изменению системы оплаты, как с поставщиками, так и с покупателями. Основными угрозами становятся экономический кризис и инфляция. К слабой стороне предприятия относятся низкие темпы роста его выручки и политика, противоречащая целям предприятия и условиям рынка.

2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Сатурн»

Главными конкурентами пиццерии ООО «Сатурн» являются такие фирмы как Пряник и Петр Петрович. Сильные и слабые стороны конкурентов представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сильные и слабые стороны основных конкурентов

Конкурент

Сильные стороны

Слабые стороны

Пряник

мощная производственная база;

собственные финансовые институты;

агрессивная рекламная политика;

система скидок и бонусов;

постоянный рост и выход в регионы.

позиционируют исключительно товарный знак, путая его с брэндом, самому брэнду компании внимания достаточно не уделяют;

некоторая недооценка конкурентов.

Петр Петрович

собственная производственная база;

мощный административный ресурс

основные объёмы оказания услуг в г. Тула;

вынуждены ориентироваться на загрузку своих производственных мощностей.