Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Сатурн».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Сравнительный анализ конкурентных позиций ООО «Сатурн» и его основных конкурентов представлены в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительный анализ конкурентных позиций
Факторы успеха |
Вес |
ООО «Сатурн» |
Пряник |
Петр Петрович |
Мощная производственная база |
20 % |
14% |
20% |
17% |
Качество услуг |
30 % |
23% |
28% |
27% |
Эффективный менеджмент |
10% |
7% |
8% |
7% |
Финансовые ресурсы |
30 % |
30% |
30% |
27% |
Известность брэнда |
10 % |
8% |
7% |
5% |
Конкурентные позиции |
100% |
82% |
93% |
83% |
Оценка эффективности деятельности предприятия ООО «Сатурн»
На данном этапе будут оцениваться показатели ООО «Сатурн», характеризующие эффективность управления деятельностью предприятия, что отражено в таблице 10.
Таблица 10
Оценка эффективности деятельности предприятий общественного питания
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Правило расчета Показателя |
1. Издержки на полученную выручку, руб. |
Валовые издержки / Выручка |
3.Фондоотдача тыс. руб. |
Выручка / среднегодовая стоимость основных фондов. |
3. Рентабельность услуг, %. |
Прибыль от реализации * 100 % / Затраты компании |
4. Производительность труда, млн. руб./ чел. |
Выручка / Среднесписочная численность работников |
Взяв данные по эффективности деятельности предприятий-конкурентов, проведем далее оценку эффективности деятельности ООО «Сатурн». В данном случае оценка будет производится в баллах (5, 10 и 15). Значение показателя 5 свидетельствует о том, что данный показатель является наименьшим среди анализируемых компаний, 5 – средний, 15 – наивысший. Результаты представим в таблице 11.
Таблица 11
Оценка эффективности деятельности предприятий-конкурентов (в баллах)
Критерии и показатели конкурентоспособности первой группы |
Сред-нее значе-ние |
Баллы |
||
Пряник |
Петр Петрович |
ООО «Сатурн» |
||
1. Издержки на полученную выручку |
0,8675 |
15 |
10 |
5 |
3.Фондоотдача |
0,825 |
5 |
15 |
5 |
3. Рентабельность |
14,25 |
10 |
15 |
5 |
4. Производительность труда |
263 |
5 |
15 |
10 |
Данные таблицы 12 не позволяют визуально определить явного лидера по параметру эффективности деятельности компаний. Наблюдается достаточно широкий разброс значений оценок в баллах.
Поэтому, определим теперь критерий эффективности деятельности компании каждого предприятия по формуле:
ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П (1)
Где
И - относительный показатель издержек на выручку компании;
Ф - относительный показатель фондоотдачи;
РТ - относительный показатель рентабельности услуг;
П - относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
ЭП («Пряник») = 0,31*15 + 0,19*5 + 0,40*10 + 0,10*5 = 10,1
ЭП («Петр Петрович») = 0,31*10 + 0,19*15 + 0,40*15 + 0,10*15 = 13,45
ЭП (ООО «Сатурн») = 0,31*5 + 0,19*5 + 0,40*5 + 0,10*10 = 5,5
Полученные данные представим в более наглядном виде на рисунке 3.
Рис. 3. Оценка эффективности деятельности предприятий-конкурентов
Таким образом, получаем, что по оценке деятельности наилучший показатель у компании «Петр Петрович», наихудший у – ООО «Сатурн».
Причем необходимо отметить, что данный показатель у ООО «Сатурн» меньше в 2 раза и 2,5 раза, чем у «Пряник» и «Петр Петрович» соответственно. Отсюда можно сделать вывод о крайней необходимости в повышении эффективности деятельности для ООО «Сатурн».
Оценка конкурентоспособности услуг
Оценку конкурентоспособности услуг рассматриваемых предприятий-конкурентов проведем на основании аналитических материалов, сразу поставив предприятиям баллы, оценивая качество и стоимость их услуг.
Таблица 12
Оценка конкурентоспособности услуг
Критерии и показатели конкурентоспособности третьей группы |
Баллы |
||
Пряник |
ООО «Сатурн» |
Петр Петрович |
|
1. Цена услуг |
15 |
10 |
15 |
3. Оперативность работы сотрудников компании |
15 |
5 |
10 |
3. Репутация компании |
5 |
15 |
10 |
4. Ассортимент |
5 |
15 |
15 |
Далее определим коэффициент конкурентоспособности услуг компаний по формуле
Кт = 0,25*Ц + 0,4*О + 0,2*Р + 0,15*А (2)
Где Ц – цена услуг;
О – Оперативность работы сотрудников компании;
Р – Репутация компании;
А – ассортимент.
Кт («Пряник») = 0,25*15 + 0,4*15 + 0,2*5 + 0,15*5 = 11,5
Кт (ООО «Сатурн») = 0,25*10 + 0,4*5 + 0,2*15 + 0,15*15 = 9,75
Кт («Петр Петрович») = 0,25*15 + 0,4*10 + 0,2*10 + 0,15*15 = 12
Полученные данные представим в более наглядном виде на рисунке 4.
Проанализировав полученные данные по конкурентоспособности услуг, получаем, что по оценке конкурентоспособности пальма первенства находится у «Капри», наихудший показатель у – ООО «Сатурн».
Однако ООО «Сатурн» не стоит останавливаться на достигнутом. Предприятию необходимо продолжать разрабатывать новые варианты взаимодействия с клиентами и составление новых схем услуг.
Рис. 4. Оценка конкурентоспособности услуг
Таким образом, руководству ООО «Сатурн» необходимо постоянно работать над повышением статуса предприятия на рынке. Руководству ООО «Сатурн» необходимо максимально эффективно сконцентрировать свои усилия над повышением имиджа предприятия и повышения эффективности основных показателей его деятельности.
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность ООО «Сатурн»
Для оценки конкурентоспособности ООО «Сатурн» были выбраны наиболее значимые показатели и разделены на группы:
- коэффициент текущей ликвидности (покрытие);
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
- коэффициент автономии;
- рентабельность продаж;
- рентабельность продукции.
Анализ финансовых показателей ООО «Сатурн» проводится на основании бухгалтерского баланса ООО «Сатурн» по состоянию на 31.12.2016 г. и 31.12.2018 г. (Приложения 1-3).
Коэффициент текущей ликвидности (покрытие)
Коэффициент текущей ликвидности ООО «Сатурн» позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности.
Коэффициент текущей ликвидности ООО «Сатурн» показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить мобилизовав все оборотные средства. Определяется как отношение ликвидных активов ООО «Сатурн» к текущим обязательствам должника. Источником данных служит бухгалтерский баланс ООО «Сатурн» и рассчитывается по следующей формуле 3.
(3)
; ;
Рассчитанные значения коэффициента текущей ликвидности ООО «Сатурн» показывают отрицательную динамику данного показателя. Рекомендуемый интервал показателя текущей ликвидности составляет от 0,2 до 0,5. Так, значение коэффициента текущей ликвидности ООО «Сатурн» превышает нормативное значение в 2016 г. на 1,55, в 2017 г. на 2,36, в 2018 г. на 2,92 и свидетельствует о неэффективном и нерациональном использовании денежных средств, которые могли бы быть направлены на развитие предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Данный коэффициент оценивает финансовую устойчивость предприятия ООО «Сатурн» в краткосрочной перспективе и рассчитывается по следующей формуле 4.
(4)
; ;
Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами > 0,1.
Рассчитанные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Сатурн» показывают о их нахождении в нормативном значении и росте в 2017 г. по отношению к 2016 г. на 0,14, а в 2018 г. по отношению к 2017 г. на 0,14, что свидетельствует об увеличении финансовая устойчивость предприятия, увеличении собственного капитал и уменьшении кредиторской задолженности.
Коэффициент автономии
Коэффициент автономии ООО «Сатурн» характеризует устойчивость финансового состояния предприятия и показывает степень его финансовой независимости.
Коэффициент автономии демонстрирует, насколько организация независима от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирования, тем менее устойчивое у нее финансовое положение. Нормальное значение коэффициента автономии: 0,5 и более. Коэффициент автономии рассчитывается по формуле 5.
(5)
; ;
Положительная динамика роста коэффициента автономии ООО «Сатурн» свидетельствует об его устойчивом финансовом положении. Так, коэффициент автономии ООО «Сатурн» в 2016-2018 гг. находится в нормативном значении и повысился в 2017 г. по отношению к 2016 г. на 0,06, а в 2018 г. по отношению к 2017 г. на 0,03.
Рентабельность продаж
Коэффициент рентабельности продаж ООО «Сатурн» рассчитывается по формуле 6 на основании данных Отчета о финансовых результатах (Форма № 2).
(6)
; ;
Коэффициент рентабельности продаж ООО «Сатурн» показывает, сколько денежных средств от проданной продукции является прибылью предприятия. Нормативное значение данного показателя более 0.
Положительная динамика роста коэффициента рентабельности продаж ООО «Сатурн» свидетельствует о росте его деловой активности. Так, коэффициент рентабельности продаж ООО «Сатурн» в 2016-2018 гг. составлял одинаковое значение 7%, а в 2017 г. составил 12%, увеличившись по отношению к 2017 г. на 5%.
Рентабельность продукции
Коэффициент рентабельности продукции ООО «Сатурн» рассчитывается по формуле 7 на основании данных Отчета о финансовых результатах (Форма № 2).
(7)
;;
При помощи коэффициента рентабельности продукции оценивается эффективность производства.
Под рентабельностью продукции понимается соотношение между прибылью, получаемой от реализации продукции и ее себестоимости. Так, коэффициент рентабельности продукции имеет положительную динамику, в 2017 г. он повысился на 9,1% по отношению к 2016 г., а в 2018 г. на 18,43% по отношению к 2017 г.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «Сатурн» является конкурентоспособным предприятием, функционирующем на рынке общественного питания г. Тула.
Вместе с тем для повышения конкурентоспособности ООО «Сатурн» ему необходимо уделять особое внимание качеству оказываемых услуг и современным маркетинговым средствам продвижения продукции и услуг предприятия на тульском рынке общественного питания.
Заключение
В результате проведенного исследования в курсовой работе можно сделать следующие предложения и выводы.
Развитие рыночных отношений в России, ее интеграция в мировое хозяйство в результате процессов глобализации, делает изучение вопросов управления конкурентоспособностью коммерческих организаций обязательным элементом в анализе результатов деятельности предприятия. Особенно остро вопросы управления конкурентоспособностью стоят перед организациями торговли, функционирующими в условиях ужесточающейся конкуренции, в том числе и вследствие экспансии транснациональных торговых сетей.