Файл: Свобода совести и вероисповедования в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России

1.1 Конституция как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»

1.3. Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений

Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России

2.1 Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания

2.2 Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания.

2.3 Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Вместе с тем необходимо указать на то что Федеральный закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить что в Законе предусмотрено одно право личности охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «право на свободу совести и свободу вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.

Во-первых по возможностям человека. Норма Конституции и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о том что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено в Законе) иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

Закон устанавливает (ч. 2 ст. 3) что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере в какой это требуется в целях защиты основ конституционного строя нравственности здоровья прав и законных интересов человека и гражданина обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых по кругу субъектов данного права. Как уже отмечалось согласно ст. 28 Конституции указанное право гарантируется «каждому». Детализируя это положение Федеральный закон 1997 г. устанавливает что иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории РФ пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

В-третьих по обеспечению равенства в осуществлении названного права. В этом отношении Федеральный закон 1997 г. с одной стороны не допускает установления преимуществ ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3) а с другой – провозглашает то что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской политической экономической социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.


В-четвертых в обеспечении равной защиты и гарантий при осуществлении религиозных прав. В этом подходе также можно выделить несколько направлений.

1. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии к исповеданию или отказу от исповедания религии к участию или неучастию в богослужениях других религиозных обрядах и церемониях в деятельности религиозных объединений в обучении религии.

2. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц их заменяющих.

3. Наказывается воспрепятствование осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания в том числе сопряженное с насилием над личностью с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии с пропагандой религиозного превосходства с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий размещение текстов и изображений оскорбляющих религиозные чувства граждан вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

4. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам которые стали известны ему на исповеди.

В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности существенным образом был изменен порядок создания религиозных организаций сокращен круг лиц способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Законом также введено новое понятие — религиозная группа под которой признается добровольное объединение граждан образованное в целях совместного исповедания и распространения веры осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица

С одной стороны данное положение закона закрепило легальность деятельности религиозного объединения без государственной регистрации. Однако с другой стороны законодателем были установлены на наш взгляд неоправданные условия для преобразования религиозной группы в религиозную организацию — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в структуру уже действующей централизованной религиозной организации. Закон существенно ограничил права религиозных организаций созданных до его вступления в силу но не имеющих документа подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.


Согласно закону религиозная организация действует на основании устава который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям:

1. Нарушение общественной безопасности и общественного порядка подрыв безопасности государства;

2.Действия направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

3. Создание вооруженных формирований;

4. Пропаганда войны разжигание социальной расовой национальной или религиозной розни человеконенавистничества;

5. Принуждение к разрушению семьи;

6. Посягательство на личность права и свободы граждан;

7.Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности здоровью граждан в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств гипноза совершением развратных и иных противоправных действий;

8. Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

9. Воспрепятствование получению обязательного образования;

10. Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения:

11. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни здоровью имуществу если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

12. Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ орган осуществляющий регистрацию религиозной организации а также органы местного самоуправления.

Религиозные организации самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает их внутренние установления если эти установления не противоречат законодательству РФ.


Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений молитвенных и религиозных собраний религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях в местах паломничества в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях детских домах и интернатах домах-интернатах для престарелых и инвалидов учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам находящихся в них граждан в помещениях специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний митингов шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания земельные участки объекты производственного социального благотворительного культурно-просветительского и иного назначения предметы религиозного назначения денежные средства и иное имущество необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими, за счет собственных средств пожертвованное гражданами организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот оказывает им финансовую материальную и иную помощь в реставрации содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Анализируя законодательство о свободе совести следует обратить внимание на то, что некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались за пределами внимания законодателя. Так настоятельно нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения публичного освещения в средствах массовой информации поведения высших должностных лиц государства связанного с их участием в религиозных обрядах и церемониях реализации свободы совести в Вооруженных Силах замены военной службы альтернативной гражданской службой по убеждениям и порядок ее прохождения и ряд других (например, ФЗ об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 г. однако, постановление правительства регламентирующее процедуру предоставления АГС и порядок ее прохождения до сих пор не принято).


1.3. Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений

Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.

Первую самую многочисленную образуют законы и иные правовые акты субъектами, которых религиозные объединения напрямую не являются, но они содержат нормы ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений обеспечивают реализацию права на свободу совести и вероисповедания равенство прав граждан независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например федеральные законы о средствах массовой информации о погребении и похоронном деле об органах федеральной службы безопасности и другие.

Отдельно можно выделить группу законов регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях особенности, которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод, пребывающих в них граждан (воинские части места лишения свободы больницы и т.д.). Сюда относятся федеральный закон «О статусе военнослужащих» Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие.

Ряд законов и иных нормативных актов регламентируют порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной благотворительной и т.д.).

Большую и весьма важную группу составляют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций. Это, прежде всего Гражданский кодекс РФ Налоговый кодекс РФ закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие.

Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. Это, прежде всего Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.