Файл: Финансовая модель международной холдинговой компании (Теоретические аспекты управление финансами международного холдинга).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансами международных холдингов
1.1.Финансы и финансовые потоки международного холдинга
1.2. Подходы к управлению финансами международного холдинга
Глава 2. Анализ управления финансами ПАО «КАМАЗ» и рекомендации по его совершенствованию
2.1. Краткая характеристика ПАО «КАМАЗ» как международного холдинга
Глава 3. Пути совершенствования управления финансами международного холдинга ПАО «КАМАЗ»
− проценты по кредиту снижают прибыль и рентабельность организации-заемщика;
− беспроцентные займы увеличивают налогооблагаемую прибыль организации-заемщика на сумму предполагаемых процентов;
− капитал заемщика обесценивается, так как уровень инфляции почти всегда превышает процент по займу;
− кредиты и займы увеличивают текущие обязательства кредитуемой организации, тем самым способствуют снижению уровня текущей ликвидности.
Более рациональным способом перераспределения финансовых потоков является внесение взноса в уставный капитал подотчетной организации. Это особенно актуально для крупных инвестиционных проектов, осуществление которых невозможно в рамках предприятия без дополнительно привлеченных ресурсов[22]. Преимущества такого финансирования сводятся к следующему:
– во-первых, для принимающей стороны такая операция является по сути беспроцентным займом, но при этом не возникает никаких налоговых обязательств;
– во-вторых, в отличие от процентов за предоставленный кредит, дивиденды, выплачиваемые головной компании-акционеру, могут быть практически освобождены от налога на прибыль. Если предприятие-получатель дивидендов имеет долю в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, не менее 50 %, то ставка по налогу на прибыль равна нулю[23];
– в-третьих, внесение денежных средств в качестве доли в уставный капитал может служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения прибыли между управляющей компанией и структурными подразделениями холдинга. Вклад в уставный или акционерный капитал предприятия, нуждающегося в дополнительном привлечении средств, может быть внесен любой бизнес-единицей холдинговой структуры. Внутренние субхолдинговые структуры, сформированные по отраслевому признаку, при необходимости могут самостоятельно привлекать необходимые финансовые ресурсы, минуя головную компанию. На управляющие компании отраслевых субхолдингов также могут быть возложены разработка и реализация инвестиционных проектов[24].
Учитывая, что в холдинги могут входить крупные предприятия разных отраслей, управление инвестициями целесообразно осуществлять на уровне отраслевых организаций-субхолдингов. Организовать эффективное централизованное инвестиционное планирование в холдинге финансового типа достаточно сложно, это обусловлено масштабами деятельности корпорации.
Подотчетные фирмы являются самостоятельными юридическими лицами и могут автономно проводить не только производственно-хозяйственную, но и инвестиционную политику. В этом случае имеет смысл определить верхние границы лимитов по капитальным вложениям[25].
Описанный ранее способ применим только для внутреннего перераспределения денежных средств между подразделениями холдинговой структуры. Сделки по привлечению денежных ресурсов со стороны лучше оформлять как кредит, так как увеличение уставного капитала за счет внешнего инвестора может привести к потере контроля над фирмой[26].
Выводы
Под финансовыми потоками организации следует понимать не только ее денежные потоки, но и потоки прочих активов коммерческой организации в стоимостном выражении, потоки источников средств (пассивов) коммерческой организации, а также финансовые результаты деятельности коммерческой организации и определяющие их факторы (доходы, расходы, налоговые платежи).
Финансовые потоки в международных холдингах представляют собой совокупность всех потоков объединения, потоков отдельных структур, а также финансовых потоков, возникающих между участниками объединения и внешней средой.
Движение финансовых потоков в международных холдингах имеют свою специфику: на фоне юридической и организационной самостоятельности входящих в объединение структур распределение капитала и прибыли может носить централизованный характер.
Управление финансовыми ресурсами корпорации должно осуществляться не только головной компанией, но и подразделениями холдинга. При этом полномочия подотчетных фирм надлежит определять на уровне материнской компании.
Денежные потоки должны контролироваться финансовой службой головной компании, так как иначе невозможно эффективно управлять ликвидностью бизнес-единиц.
Стратегическое планирование должно осуществляться на основе экономического анализа, при этом необходимо формировать консолидированную отчетность и использовать те финансовые показатели, которые обеспечат эффективность принимаемых решений.
Глава 2. Анализ управления финансами ПАО «КАМАЗ» и рекомендации по его совершенствованию
2.1. Краткая характеристика ПАО «КАМАЗ» как международного холдинга
ПАО «КАМАЗ» - ведущий производитель грузовых автомобилей в России. ПАО «КАМАЗ» входит в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от20.08.2009 № 122б-р.
Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет 91 компанию из России, СНГ и дальнего зарубежья. Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ», который охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения, сконцентрирован в городе Набережные Челны, Республика Татарстан.
Иностранные инвесторы увеличили долю в КамАЗе с 10% до 15%. Доля концерна Daimler увеличена до 11%, еще 4% получил Европейский банк реконструкции и развития. По словам премьера Владимира Путина, свою долю в КамАЗе могут увеличить и «Ростехнологии».
В 2019 г. зарубежные инвесторы, включая немецкий автоконцерн Daimler, увеличили свою долю в КамАЗе с 10% до 15%.
КамАЗ и Daimler подписали в присутствии главы российского правительства соглашение о намерениях сторон по основным условиям развития стратегического сотрудничества.
Компания Daimler купила 5% акций вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). 4% из этих 5% пришлись на долю ЕБРР. Таким образом, доля Daimler увеличена с 10% до 11%.
Отметим, что в 2018 г. Евразийский банк развития (ЕАБР) предоставил финансирование ПАО «КАМАЗ» в размере более 9,5 млрд. руб., в том числе для реализации инвестиционной программы.
Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО «КАМАЗ» – «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства», в рамках которого ПАО «КАМАЗ» создает компактное, высокотехнологичное производство, предназначенное для выпуска грузовых автомобилей нового поколения К5. Основные достоинства автомобилей КАМАЗ нового поколения – высокий уровень комфорта и безопасности, современные надежные агрегаты и системы, стильный дизайн, высокая транспортная производительность и эксплуатационная эффективность.
При реализации данной сделки ЕАБР использовал инструменты акционерного и облигационного финансирования, позволив тем самым ПАО «КАМАЗ» сформировать оптимальную структуру привлечения средств.
Проект соответствует миссии и стратегическим целям ЕАБР. Его реализация способствует импортозамещению, технологическому развитию, а также экспорту продукции, в том числе, в страны-члены ЕАБР.
Также в 2018 г. ПАО «КАМАЗ» инициировало создание дочернего предприятия со 100-процентным иностранным капиталом в столице Индонезии Джакарте. Компания, получившая название PT. KAMAZ TRUCKS INDONESIA, стала хабом для «КАМАЗа» в Индонезии и получила статус официального импортера. Новое предприятие будет поставлять на индонезийский рынок популярные модели российского производителя.
После основания дочерней компании многие индонезийские предприятия заявили о желании стать камазовскими дистрибьюторами в Индонезии.
Согласно маркетинговой стратегии КАМАЗа индонезийский рынок является одним из ключевых. Индонезия интересна российской компании из-за емкости местного рынка и динамики его развития. В ближайшем будущем PT. KAMAZ TRUCKS INDONESIA в тандеме с дистрибьютором планируют создание аттестованных сервисных центров на островах Ява, Суматра и Калимантан.
Крупнейшими заводами, входящими в труппу организаций «КАМАЗ» и расположенными вне основной производственной площадки города Haбережныe Челны, являются:
- ПАО «НЕФA3» (г. Нефтекамск, Республика Башкортостан) - производство самосвальных надстроек и автобусов на шасси КАМАЗ, производство прицепной техники и запасных частей;
- ПАО «ТЗА» (г. Туймазы, Республика Башкортостан) - производство бетонотранспортной и противопожарной техники;
- ПАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь, Российская Федерация) - производство и реализация автомобильных прицепов и запасных частей к ним;
- АО «КАМАЗ-ИНЖИНИРИНГ» (г. Кокшетау, Республика Казахстан) - производство и реализация автобусов, автомобилей, спецтехники и запасных частей к ним;
- «КАМАЗ Моторз Лишгтед» (г. Хосур, Индия) - сборочное производство автомобилей КАМАЗ в Индии.
Компанией созданы совместные предприятия с «Даймлер АГ» по производству грузовых автомобилей марок «Mercedes Benz», «Mitsubishi Fuso» (ООО «МБ Тракс Восток», ООО «ФКТРус»).
Доля рынка ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей по итогам 2018 г. составляет 46 % (рис. 4). Благодаря активным усилиям компании и её партнеров доля Общества на рынке по итогам 2018 г. возросла до 46%.
Компания сохраняет лидирующие позиции во всех продуктовых сегментах рынка за исключением магистральных тягачей. При этом ПАО «КАМАЗ» в сегменте магистральных тягачей нарастило долю рынка с 3 до 7% за счёт вывода на рынок нового тягача КАМАЗ-5490. Компания и далее планирует увеличивать долю в сегменте магистральных тягачей.
2017 год 2018 год
Рисунок 4. Динамика доли ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей в России
Рисунок 5. Доли ПАО «КАМАЗ» в основных сегментах рынка грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн по итогам 2018 г.
В 2018 г. на сборочные предприятия за рубежом было поставлено 1 528 единиц СКД, что на 5,2% больше показателей 2017 г. (1 452 единиц СКД). Однако, в общем объёме экспорта доля СКД по сравнению с 2017 г. практически не изменилась, и составила 25,1 % (в 2017 г. - 25,3 %). Основной объём поставок СКД, как и в предыдущие годы, пришёлся на Казахстан (1 273 единиц СКД), существенно меньшие объёмы СКД были экспортированы в Индию. Литву и ОАЭ.
Таблица 1
Динамика поставок СКД КАМАЗ на экспортные рынки
Рынки сбыта |
2016 |
2017 |
2018 |
Казахстан, шт. (%) |
942 (86,5%) |
1 336(92%) |
1 273 (81%) |
Дальнее зарубежье, шт. (%) |
186 (13,5%) |
116(8%) |
255 (19%) |
Итого, шт. |
1 128 |
1452 |
1528 |
По итогам 2018 г. в первую десятку импортёров продукции «КАМАЗ» вошли: Республика Казахстан (4 269 единицы автомобилей и СКД), Узбекистан (325 единиц автотехники), ОАЭ (166 единиц автотехники), Вьетнам (139 единиц автотехники), Азербайджан (133 единицы автотехники), Афганистан (90 единиц автотехники), Туркмения (89 единиц автотехники), Алжир (78 единиц автотехники), Индия (70 единиц автотехники), Киргизия (66 единиц автотехники).
Рисунок 6. Доли стран в общем объёме экспорта автотехники в 2018 г.
Дилерская сеть ПАО «КАМАЗ» за рубежом по состоянию на 31 декабря 2018 г. состояла из 75 субъектов, включая Торговые компании, дистрибьюторов, дилеров по реализации автомобильной техники и запасных частей, в том числе: 21 субъект в странах дальнего зарубежья; 54 субъекта в странах СНГ. В 2017 г. в рамках ежегодной аттестации субъектов дилерской сети ПАО «КАМАЗ» за рубежом были назначены новые субъекты дилерской сети: дистрибьютор в Индонезии - новый регион экспорта, дилер в Сербии, дилер в Узбекистане.