Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Общая характеристика банкротства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1500
Скачиваний: 32
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика банкротства
1.2 Современное регулирование банкротства в России
1.3 Зарубежный опыт регулирования отношений банкротства
2. Виды, принципы процедуры банкротства
2.1 Виды и процедуры банкротства
2.2 Принципы банкротства и их классификация
2. Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в будущем.
3. Принятие арбитражным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Принципиально это решение может иметь следующие формы:
– об отклонении заявления при определении финансовой состоятельности предприятия-должника. Таким образом, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер («техническое банкротство»), имеющиеся активы позволяют ему полностью удовлетворять все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую экономическую деятельность.
– о приостановлении разбирательства в связи с осуществлением процедур реорганизации. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его восстановление после финансового кризиса [9, С.126].
Процедуры реорганизации включают внешнее управление и реорганизацию активов должника. Основанием для принятия решения об осуществлении процедур реорганизации является реальная возможность восстановить платежеспособность и финансовую стабильность должника путем продажи части его имущества, прекращения дальнейшего привлечения кредиторов во всех их формах и другой финансовой деятельности.
– о признании должника банкротом и его ликвидации. В этом случае проводятся специальные процедуры ликвидации (открываются процедуры банкротства). Ряд ликвидационных процедур в случае банкротства напрямую связан с функциями финансового управления. Это управление назначается ликвидационной комиссии, которая в соответствии с законодательством управляет имуществом обанкротившегося предприятия и отвечает требованиям кредиторов.
В случае отсутствия признаков банкротства арбитражный суд отказывается удовлетворить соответствующее заявление о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника на данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) не означает, что должник как банкрот будет, подлежать обязательной ликвидации. В дополнение к процедуре банкротства, используемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут применяться другие процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении должника-гражданина может быть либо процедура банкротства, либо соглашение об урегулировании. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, которой должен следовать должник, всегда обозначается арбитражным судом [4, С.126].
Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (ст. 33 п. 2)
Наряду с документами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:
– наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
– основание возникновения задолженности;
К заявлению должника также прилагаются:
– учредительные документы должника – юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
– список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
– бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия;
– протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
– отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета (ст. 38).
2.2 Принципы банкротства и их классификация
Эффективность мер банкротства полностью отражается на принципах, которые способствуют правильному осуществлению функциональных отношений на разных этапах процесса банкротства. Как показывает практика, отсутствие развития принципов банкротства в странах СНГ оказывает значительное влияние на проведение этой процедуры на определенном этапе экономического развития. В то же время в зарубежной практике существует большой опыт в области банкротства, который требует изучения и обоснования для внедрения в отечественную практику управления [8, С.126].
Исследования трудов многих авторов по банкротству показывают, что еще не полностью раскрыты принципы данной категории, что не раскрывает полноту сущности и механизма банкротства. В частности Т.И. Мухамбетов и А.Г. Нукушев приводят около сорока принципов банкротства, но они в совокупности очень трудно воспринимаются специалистами данной сферы. Систематизируя и дополняя принципы банкротства, исходя из функциональных отношений процесса банкротства, были дополнены и сгруппированы эти принципы по их предназначению (см. Приложение А).
Все эти принципы банкротства исходят из мировой практики банкротства с большим количеством из них, для восприятия качества со стороны всех исполнителей этого процесса и правительственных чиновников, занимающихся банкротством [8, С.126].
Классификация принципов по функциональным характеристикам позволяет легко воспринимать их, обеспечивать баланс функциональных отношений при его реализации руководителями компаний, менеджерами по конкуренции и реабилитации, администраторами внешнего наблюдения, а также другими категориями исполнителей.
Вместе с тем, следует отметить, что ни в одном из ранее принятых двух законодательных актах о банкротстве от 1992 и 1995 гг. и действующим законом о банкротстве от 1997 г. не указываются принципы обеспечения процесса банкротства.
3. Процедуры, применяемые по отношению к должнику
3.1 Наблюдение
В ходе разбирательства по делу о банкротстве арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в отношении должника.
Смысл этой дополнительной процедуры заключается в том, что во время принятия арбитражным судом заявления о банкротстве еще не ясно, является ли должник фактически несостоятельным.
Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя будет определять состояние платежеспособности должника, сохранение его собственности и, кроме того, разумный компромисс между интересами должника и кредиторов [8, С.126].
Наблюдение является одной из процедур банкротства, применяемых к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления на признание должника банкротом. Судебное заседание по проверке действительности заявления о признании должника банкротом проводится не менее через пятнадцать дней и не более тридцати дней с даты принятия решения о принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 42 п. 6).
До момента, установленного в соответствии с Законом о банкротстве в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Эта процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с даты принятия заявления о банкротстве [4, С.100].
Необходимо обратить внимание на то, что суд во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, занимающихся незаконной деятельностью по сбору средств, а также граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Особое внимание следует уделить правилу о назначении временного управляющего. Арбитражный суд при определении внедрения наблюдения указывает на назначение временного управляющего (наблюдателя).
Если невозможно определить кандидатуру временного управляющего при принятии решения о введении наблюдения, арбитражный суд принимает решение об отсрочке рассмотрения утверждения временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты принятия решения о введении наблюдения (ст. 49 стр. 3).
При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять полномочия с ограничениями на операции, связанные с передачей недвижимости в аренду, залог, с порядком имущества, балансовая стоимость которого превышает 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника и возложить обязанности руководителя временному управляющему [4, С.100].
Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения для обеспечения безопасности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений:
- до введения внешнего управления;
- до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего;
- до отказа о признании должника банкротом;
- до утверждения мирового соглашения.
Он может обратиться в арбитражный суд за недействительностью сделок, за принятие дополнительных мер для обеспечения безопасности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности [4, С.100].
Обязанности временного управляющего:
– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
– проводить анализ финансового состояния должника;
– выявлять кредиторов должника;
– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
– уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
– созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 67).
Закон определяет статус арбитражного управляющего. Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредиторам может быть назначено временным управляющим арбитражным судом (ст. 19 п. 1) [4, С.100].
Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от обязанностей временного управляющего:
- в связи с удовлетворением арбитражным суда жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на невыполнение или ненадлежащее исполнение временным руководителем возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права. А также законные интересы заявителя в жалобе, а также повлекшие или могут повлечь за собой потери должника или его кредиторов;
- в случае выявления обстоятельств, которые препятствовали утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае возникновения таких обстоятельств после принятия лица временного управляющего (ст. 65 п. 3).
Кредиторы могут предъявлять свои требования должнику в течение одного месяца со дня получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признание должника банкротом. Эти требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия в первом собрании кредиторов и права собственности на него.
Претензии кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования в установленном порядке. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленной, если она подтверждается принятым судебным решением или документами, подтверждающими признание должником этих требований и в других случаях, предусмотренных законом. К примеру, Закон устанавливает, что кредиторы могут также предъявлять претензии в любое время в ходе внешнего управления. Эти требования направляются внешнему управляющему. Кроме того, внешние управляющие кредиторы направляют в соответствии с требованиями законодательства о банкротстве с применением документов для определения этих требований в установленном порядке [4, С.100].