Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Общая характеристика банкротства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1504
Скачиваний: 32
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика банкротства
1.2 Современное регулирование банкротства в России
1.3 Зарубежный опыт регулирования отношений банкротства
2. Виды, принципы процедуры банкротства
2.1 Виды и процедуры банкротства
2.2 Принципы банкротства и их классификация
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для развивающейся рыночной экономики России одним из самых актуальных институтов стал институт несостоятельности (банкротства).
Эффективный порядок несостоятельности считается важным условием надежного экономического развития, залогом возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений. Как отмечено Марком Хоуманом, «несостоятельность предполагает собою не законную, а коммерческую проблему, однако коммерческую проблему, которую необходимо регулировать в правовых рамках. С целью эффективного постановления её нормативные утверждения обязаны использоваться с учетом возникшей коммерческой ситуации» [4, С.97].
Актуальность темы исследования заключается в том, что институт банкротства является наиболее динамично обновляемым юридическим институтом в экономической сфере России: частым пересмотром правовых норм, постоянным поиском компромисса интересов несостоятельных должников, кредиторов, общества и государства.
Проблемы банкротства остаются актуальными в российской правоохранительной практике, несмотря на часто меняющуюся нормативную базу в этой области.
Можно с уверенностью заявить, что действующее законодательство не освобождает от существенных недостатков, выраженное как в неполноте, так и в несправедливости регулирования по некоторым вопросам, а также в отсутствии концептуальных идей, которые могли бы стать основой регулирования в целом.
Многочисленные популярные юристы в собственных публикациях затрагивают проблему банкротства: В.В Витрянский [5], М.В. Телюкина [11] и другие. Это свидетельствует об этом, что тема банкротства заинтересовала довольно большую область участников хозяйственного оборота.
Объектом исследования являются процедура банкротства.
Предметом исследования являются виды и общая характеристика процедуры банкротства.
Целью курсовой работы является изучение и анализ вопросов видов и общей характеристики процедуры банкротства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Изучение понятия банкротства;
- Рассмотрение современного регулирования банкротства в России;
- Описание зарубежного опыта регулирования отношений банкротства;
- Рассмотрение видов и признаков процедуры банкротства;
- Описание процедур, применяемых по отношению к должнику.
Нормативную основу исследования составили в первую очередь нормы Гражданского кодекса РФ, а также другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы процедуры банкротства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глава, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Общая характеристика банкротства
1.1 Понятие банкротства
Понятие «банкротство» определяется ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3].
«Несостоятельность (банкротство) - это неспособность должника, признанного арбитражным судом, полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательство по уплате обязательных платежей».
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин понимают, что предприятие не может финансировать свою текущую операционную деятельность и погасить свои срочные обязательства, что является следствием дисбаланса экономического механизма воспроизводства предприятия и результатом его неэффективного ценообразования, инвестиций и финансовой политики.
Более емкое по своему содержанию определение банкротства предлагает Э.С. Минаев и В.П. Панагушин. По их мнению, банкротство является механизмом защиты рынка здоровых хозяйствующих субъектов от безнадежно больных.
Русак Н.А. приводит к следующему определению о банкротстве - это документально подтвержденная экономическая несостоятельность предприятия, что отражается в его неспособности финансировать текущие основные виды деятельности и оплачивать срочные обязательства.
Беляев С.Г. и Кошкин В.И. в своей работе «Теория и практика антикризисного управления» указывают на то, что банкротство в строго юридическом смысле этого слова является юридическим фактом, который возникает после признания этого факта арбитражным судом суда или после официального объявление должника о его банкротстве при его добровольной ликвидации.
В соответствии со статьей 65 ГК РФ [1]: «Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».
Основанием для признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядка ликвидации такого юридического лица, а также порядка удовлетворения требований кредиторов устанавливается Закон № 127-ФЗ [3]
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ [3] регулирует порядок, и условия осуществления мер по предотвращению несостоятельности (банкротства), порядок и условия процедуры банкротства и другие отношения, вытекающие из неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона №127-ФЗ [3] действие его распространяется на все юридические лица, за исключением:
- казенных предприятий;
- учреждений;
- политических партий;
- религиозных организаций.
Если международным соглашением Российской Федерации установлены иные правила процедуры банкротства, чем те, которые предусмотрены Законом № 127-ФЗ, применяются правила международного соглашения. В частности, положения настоящего Закона применяются к отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов, регулируемых Законом № 127-ФЗ, если иное не предусмотрено международным соглашением Российской Федерации (п. 4-5 ст. 1 Закона № 127-ФЗ) [3].
Решения судов иностранных государств о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств о несостоятельности (банкротстве) признаются в территории Российской Федерации на основе взаимности (п. 6 ст. 1 Закона №127-ФЗ [3]). Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
1.2 Современное регулирование банкротства в России
В России банкротство определяется и регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3].
Закон распространяется на все юридические лица, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением государственных предприятий, учреждений, кредитных организаций (Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), субъектов естественных монополий (Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) естественных монополий), политических партий и религиозных организаций [12, С.154].
Возможность банкротства граждан (физических лиц) обеспечивается действующим законодательством, но до сих пор соответствующая процедура не была разработана и, следовательно, на самом деле не применяется. Для начала процедуры банкротства необходимо, чтобы у должника - юридического лица или гражданина-предпринимателя были признаки банкротства. Для граждан такие признаки являются неудовлетворенностью указанных требований в течение трех месяцев с даты, когда он должен был их удовлетворить, поэтому сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц такой знак является лишь неудовлетворенностью их обязательств в течение трех месяцев. В этом случае сумма обязательств должна составлять более 100 000 рублей.
В результате процедуры банкротства кредиторы в России получают менее 10% от требуемой суммы, а за рубежом - около 50%. Это происходит по многим причинам. Необходимо выделить основные: продажа активов по низким ценам и прямое или косвенное влияние основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права других кредиторов [12, С.155].
В рамках «антикризисного пакета» в декабре 2008 года принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Изменения, внесенные им, сопоставимы по объему с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое главное, они имеют право обратиться в арбитражный суд с момента вступления в силу решения суда (а не через 30 дней с даты направления исполнительного документа службе судебных приставов, как и раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для дальнейших более значительных изменений, последовавших несколько месяцев спустя в виде закона № 73-ФЗ. Накануне банкротства в России должники, как правило, любыми доступными для них средствами уменьшают имущество, которое должно быть включено в состояние банкротства. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказательства недействительности таких сделок была, как можно более упрощена [7, С.215].
Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:
1. Расширялся перечень случаев, когда начальник должника должен подать заявление о банкротстве в обязательном порядке.
2. Были введены новые основания для оспаривания сделок должника, совершенных до подачи заявления о признании должника банкротом.
3. Определена ответственность «контролирующих лиц должника» (в которую входят не только генеральные директора, но и акционеры, участники, другие лица) за отсутствие или искажение бухгалтерских документов за действия или бездействие, которые привели к банкротству должника.
4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.
5. Запрет на восстановление заложенного имущества в суде с даты введения наблюдения.
Законодательство о несостоятельности, вне зависимости от законный системы, содержит единую социально полезную цель - решение своеобразной кризисной ситуации в взаимоотношении должника и кредиторов, складывающейся в неспособности должника угодить в полном объёме требования кредиторов.
Пути (способы) достижения данной цели задаются тенденцией национального законодательства, характеризующей приоритеты в защите интересов кредиторов и должника и зависящей от законных традиций, экономического, политического и социального положения в России [8, С.97].
Главными критериями оценки любого правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются:
1) в какой степени конкретная система законодательства в регулировании реабилитационных процедур нарушает права конкретных кредиторов;
2) насколько легко должник может добиться внедрения таких процедур реабилитации;
3) доверяет ли законодательство прежней администрации должника (прежде всего руководителя организации) осуществление мер по реабилитации должника или для этих целей требует назначения арбитражного управляющего.
1.3 Зарубежный опыт регулирования отношений банкротства
Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, где экономическое развитие основывается на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, направлено на дисциплину и соблюдение правил делового финансового оборота, а также на содействие реструктуризации неэффективных предприятий или их цивилизованного выхода с рынка.
Проблемы, связанные с законами о банкротстве в рыночной экономике, весьма специфичны [10, С.125].
Самым важным из них является максимально использовать существующие возможности «спасения» предприятия или его частей, которые могут быть восстановлены в рамках процедуры банкротства, с тем, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок погашения задолженности перед кредиторами путем распределения выручки от продажи активов и / или акций реорганизованного действующего предприятия или использования отсрочки или сокращения задолженности предприятия в случае возможности восстановления его платежеспособность. Таким образом, закон предусматривает механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении банкротом предприятий и аннулировании незаконных сделок.
В соответствии с применяемой концепцией банкротства процедуры, выполняющие вышеуказанные проблемы, обеспечивают интересы, как должников, так и кредиторов. Должник или его бизнес могут быть освобождены от долгов, возникающих из-за потери деловой практики, а также от продолжения предыдущей стратегии управления. Кредиторы также заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, если бизнес должника может быть сохранен, в поддержании деловых отношений с должником в будущем.